о фото шейх Ибн Усаймин

1. Был спрошен шейх Ибн Усаймин:

أنا شابٌّ أُحبُّ التصوير , والاحتفاظ بالصُّور , ولا تَمُرُّ مناسبةٌ إلاَّ وأقومُ بالتقاط الصُّوَر للذكرى , وهذه الصُّورة أحفظها داخل ألبوم , وقد تمرُّ شهورٌ دون أن أفتح هذا اللألبوم , وأنظر للصُّور , ما حكم هذه الصُّور التي أقومُ بتصويرها والاحتفاظ بها ؟

«Я молодой человек, люблю фотографирование, и хранить фотографии, и каждый раз когда случается какое то событие, я делаю фотографии на память. И эти фотографии я сохраняю и кладу в альбом, и могут пройти месяцы прежде чем я открываю этот альбом и посмотрю на фотографии. Каков хукм этих фотографий, которые я делаю, и хранения их?»

Ответил шейх:

الواجبُ عليك أن تتوبَ إلى الله عزَّ وجلَّ مِمَّا صنعتَ , وأنْ تُحرقَ جميعَ الصُّور التي تحتفظُ بها الآن , لأنه لا يجوزُ الاحتفاظ بالصُّور للذكرى , فعليكَ أنْ تُحْرِقَهَا من حين أنْ تسمعَ كلامي هذا , وأسألُ الله لي ولكَ الهدايةَ والعصمة مما يكره

«Обязательно тебе покаяться перед Аллахом от того, что ты сделал, и сжечь все фотографии которые ты хранил, и сделать это прямо сейчас. Потому что не разрешено хранить изображения для памяти, поэтому ты должен сжечь их в тот момент как услышишь эти мои слова. Прошу у Аллаха для меня и для тебя прямого пути и защиты от порицаемого».

Источник: «Фатауа нурун аля дарб», кассета 370, сторона 2.

2. Был спрошен также шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах:

معصيةٌ يُكثِرُ الناس منها في الأضحية , وهي : التصوير حال الأضحية , ويدَّعون أنه للذكرى , مَعَ أنه لا فائدة فيه فما نصيحتكم جزاكم الله خيراً

«Ослушание, которое люди стали часто делать в жертвоприношении – это фотографирование в момент жертвоприношения, и они заявляют, что делают это для памяти. Наряду с тем, что в этом нет пользы. Каково же ваша наставление им? Да воздаст вам Аллах благом

Шейх ответил:

هذه أوَّل مرَّةٍ أسمعُ بها , أنَّ الناس يُصوِّرون عند الأضحية للذكرى , وأيُّ ذكرىً تكون لهذه الأضحية , كلُّ الناس يُضحُّون , والذَّبحُ كلٌّ يعرف يذبح , لكنْ هذه لا شكَّ أنها واردةٌ علينا , وإلاَّ فلا نعرفها , على كلِّ حال : لا يجوز أن يُصوِّر الإنسان هذا التصوير للذكرى , لأنَّ التصوير للذكرى حرامٌ , بكلِّ حالٍ , سواءٌ باليد أو بالآلة الفوتغرافية الفورية , أو بالآلة الفوتغرافية التي تُحمَّض بعد ذلك , كلُّ هذا حرامٌ , لأنَّ اقتناء الصُّور مُحرَّم , على أيِّ حالٍ كان , إلاَّ ما دعت إليه الضَّرورة , مثل : التابعيَّة , وما في الدَّراهم من الصُّور , والرُّخصة , وما أشبه ذلك مما لا يُمكن للإنسان ان يتخلَّى عنه , وأمَّا مجرَّد الذكرى فالواجب : وأقولُ لكم من هذا المكان : إنَّ الواجب على مَن عنده صُوَرٌ للذكرى أنْ يُحرقها , وإلاَّ فإنه آثمٌ , لا سيَّما ما يفعله بعض الناس , من إبقاء صورة الوالد , والعمِّ , والخال , الموجودة في التابعيَّة , يتذكَّرونه , فإنَّ ذلك مُحرَّم , وهذا يُوجب أن يتعلَّق القلب بالْميِّت , ورُبَّما أدَّى إلى خلَلٍ في العقيدة , فالحاصل : أنني أقول : يجب على مَن عنده شيءٌ للذكرى أن يُحرقها , وأمَّا ما دَعَت الحاجة إليه ولا بُدَّ له منه فإنه معذورٌ فيه لأنَّ الله تعالى يقول

«Это первый раз когда я слышу про такое!

Что люди фотографируют свои жертвоприношения для памяти. Какая память будет для этих жертвоприношений? Все люди приносят жертвы, и каждый знает что такое зарезание.

Нет сомнений что эти вещи – пришлые к нам, а мы не знаем и не знали такого.

В любом случае – не разрешено человеку фотографироваться подобным образом, для памяти, потому что создание изображений для памяти харам. Все равно будет этой нарисованное рукой, или сделанное немедленно снимающим фотоаппаратом, или фотоаппаратом, снимки которого нужно проявлять – в какой бы ситуации это не было. И также хранение изображений запретно, в какой бы ситуации это не было. И исключено из запрета то к чему призывает крайняя необходимость (ад-дарура) – подобно удостоверению личности, или картины которые на дирхамах, или водительское удостоверение, и то что похоже на такие ситуации, от чего человеку невозможно отказаться.

Что же касается фото лишь для памяти, то обязательно – и я говорю вам это с этого места – обязательно тому у кого такие фото для памяти – сжечь их, а если он не сделает это то он в грехе. Особенно то, что делают некоторые люди, из оставления фотографий отца, дяди, вкладывая их в бумажник (?), глядя на них и вспоминая о них – все это харам, и это приводит к связыванию сердца с мёртвым, и может привести к проблемам в акыде. И суть – что я говорю – обязательно тому, у кого есть какие то фото для памяти, сжечь их. Что же касается того, к чему призывает нужда и что необходимо ему, то человек оправдан в этом».

Источник: «Фатауа аль-харам аль-макки», 1410 год, 12 кассета.

3. Был спрошен шейх Ибн Усаймин:



* ( سُئل فضيلة الشيخ : لقد كَـثُرَ عرضُ الصُّوَرِ الكبيرةِ والصغيرةِ في المحلاتِ التجاريةِ وهيَ صُوَرٌ إمَّا لِمُمَثِّلينَ عالَميينَ أو أُناسٍ مَشهورينَ , وذلكَ للتعريفِ بنوعٍ أو أصنافٍ من البضائعِ , وعندَ إنكارِ هذا الْمُنكرِ يُجيبُ أصحابُ المحلاَّتِ بأنَّ هذه الصُّوَرَ غيرُ مُجسَّمةٍ , وهذا يَعني أنها لَيست مُحرَّمةً , وهي ليست تقليداً لخلقِ اللهِ باعتبارِها بدونِ ظِلٍّ , ويقولونَ : إنهم قد اطَّلَعُوا على فتوى لفضيلتكم بجريدةِ المسلمونَ مَفادُها أنَّ التصويرَ الْمُجسَّمَ هو الْمُحرَّمُ وغيرُ ذلكَ فلا , فنرجو من فضيلتكم توضيحَ ذلكَ ؟ .

«Распространилось выставление изображений – малых и больших – в торговых местах, и это изображения актёров, или известных людей. И это – для ознакомления с какими то видами или сортами товаров. И когда мы порицаем их, они отвечают, что у этих фотографий нет трёхмерности (телесности), и поэтому они не запретные, и они не являются подражанием творению Аллаха, ведь они без тени. И они говорят, что они видели вашу фетву опубликованную в газете «Аль-Муслимун», суть которой – что создание телесных изображений – лишь это запретно, а остальное не запретно. Мы надеемся что вы разъясните этот вопрос?»



Шейх ответил:

فأجابَ بقوله : مَن نَسَبَ إلينا أنَّ الْمُحرَّمَ من الصُّوَرِ هو المجسَّمُ وأنَّ غيرَ ذلكَ غيرُ حرامٍ فقد كَذبَ علينا ، ونحنُ نرى أنه لا يجوزُ لُبسُ ما فيه صُورةٌ , سواءٌ كانَ من لباسِ الصِّغَارِ أو مِن لباسِ الكبارِ ، وأنه لا يَجوزُ اقتناءُ الصُّوَرِ للذكرى أو غيرها , إلاَّ مَا دَعَتِ الضَّرورةُ أو الْحَاجةُ إليه مثلُ التابعيةِ والرُّخصةِ , والله الموفِّق

«Кто приписал нам, что запретное из изображений – только то, у чего есть тень, а остальное не запретно – тот солгал на нас! Я считаю, что не разрешено одевать то на чём есть изображение, все равно это одежда для малолетних или взрослых. И не разрешено иметь изображения для памяти или для чего то еще. И исключается из этого лишь то, к чему побуждает крайняя необходимость или нужда, как например паспорт или водительское удостоверение. А Аллах наставляет на прямой путь».

Источник: «Маджму аль-фатауа» 2/269

4. И сказал шейх Усаймин, когда один из шейхов обратился к нему с насыхой по поводу фетвы про изображения:

ما أشرتم إليه حفظكم اللهُ مِن تكرُّرِ جوابي على إباحةِ الصُّورةِ المأخوذةِ بالآلةِ : فإني أُفيدُ أخي أنني لَمْ أُبحْ اتخاذَ الصُّورةِ , والْمُرادُ : صُورةُ ما فيه روحٌ من إنسانٍ أو غيرهِ , إلاَّ مَا دَعَت الضرورةُ أو الحاجةُ إليه ، كالتابعيةِ والرُّخصةِ ، وإثباتِ الحقائقِ ونحوها وأمَّا اتخاذُ الصُّورةِ للتعظيمِ ، أو للذكرى ، أو للتَّمتعِ بالنظرِ إليها ، أو التلذُّذِ بها فإنِّي لا أُبيحُ ذلكَ ، سواءٌ كان تمثالاً أو رقماً , وسواءٌ كانَ مَرقوماً باليدِ أو بالآلةِ ، لعمومِ قولِ النبيِّ  : « لا تدخلُ الملائكةُ بيتاً فيه صُورةٌ » وما زلتُ أُفتي بذلكَ , وآمرُ مَن عندَهُ صُوَرٌ للذِّكرى بإتلافها ، وأُشدِّدُ كثيراً إذا كانت الصُّورةُ صُورةَ ميِّتٍ . أمَّا إذا كانَ بالآلةِ الفوريةِ التي تَلْتَقِطُ الصُّورةَ ولا يكونُ فيها أيُّ عَمَلٍ من الْمُلْتَقِطِ مِن تخطيطِ الوجهِ وتفصيلِ الجسمِ ونحوهِ ، فإنْ التُـقِطَتِ الصُّورةُ لأجلِ الذكرى ونحوِها مِن الأغراضِ التي لا تُبيحُ اتخاذ الصُّورةَ فإنَّ التقاطَها بالآلةِ مُحرَّمٌ تحريمَ الوسائلِ ، وإن التُـقطَتُ الصُّورةُ للضرورةِ أو الحاجةِ فلا بأسَ بذلكَ .

«То, на что вы указали, да укрепит вас Аллах, касательно повторения моего ответа об дозволенности изображения сделанного фотоаппаратом – то я даю вам знать, мой брат, что я не разрешал создание изображения живого существа – человека, или другого, лишь кроме того, к чему призывает крайняя необходимость или нужда, как паспорт, водительское удостоверение, или утверждение доказательств, и подобное этому.



Что же касается создания изображения для возвеличивания, или памяти, или услаждения взора ими — то я не разрешаю это, все равно будь это скульптурой, или рисунком, и все равно, будь это нарисовано рукой, или создано фотоаппаратом, и это по причине обобщенности слов Пророка, мир ему: «Ангелы не входят в дом, где есть изображения».

И я всегда давал фетву об этом и приказывал тому у кого есть изображения – уничтожить их, и особенно строго относился к этому когда изображение – изображение уже мертвого человека.

Если же это изображение создается немедленным фотоаппаратом, который делает изображение, и в этом нет никакого действия со стороны снимающего – как преукрашивание лица, детализирования тела, и т.д. – то если это изображение создается для памяти, и тому подобными целями, которые не разрешают создание изображений – то делать это с помощью фотоаппарата будет запретным запретностью средств. Если же изображение создается для крайней необходимости, или нужды, то нет в этом проблем».

Источник: «Маджму аль-фатауа», 2/287-288