методика современного проектного обучения

Технология современного проектного обучения.

(Д.Дьюи, У. Килпатрик, Э.Коллингс, С.Т.Шацкий).

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического ) результата и его публичного предъявления.

Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингсом метода проектов.Они учли, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим; познавательная деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Проектирование – это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо системы тематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения : метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также производство, социальную сферу, политику.

Методологический подход: исследовательский, деятельностный.

Ведущие факторы развития: психогенные и социогенные.

Научная концепция освоения опыта : деятельности и развития.

Характер содержания : различной ориентации, адаптивно-вариативный

Вид социально-педагогической деятельности: управления.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: консультант и самоуправление.

Преобладающие методы : проблемные.

Организационные формы : альтернативные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.

Направление модернизации: на основе активизации.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации:

-формирование проектного мышления;

-стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;

-включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;

-самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников;

-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;

-развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;

-развитие важнейших компетенций для современной жизни:

-способности брать на себя ответственность;

-участвовать в совместном принятии решения;

-регулировать конфликты ненасильственным путём;

-делать свой выбор;

-владеть устным и письменным общением;

-способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни

-Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построение гипотез, обобщения.

Концептуальные позиции

-принцип гуманизма : в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

-принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.

-деятельностный подход.

-процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.

-индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

-принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.

-комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученикаю

-принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

-принцип уважения к иной точке зрения.

-принцип обеспечения ответственности за результат.

-использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Типы проектов:

-Исследовательские;

- Творческие (газета, фильм, праздник);

- Информационные – сбор информации и ознакомление с ней;

- Социально-значимые;

- телекоммуникационные (информационные) проекты.

По затратам времени проекты могут быть краткосрочными( 2-4 часа), среднесрочными (12-15 часов), долгосрочными ( четверть, полугодие, год).

Стадии разработки проекта:

Организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания;

Разработка проекта (планирование);

Технологическая стадия;

Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)

Предтечи, разновидности, последователи:

Отличие российского воплощения метода от американского варианта в 20-30 годы было прежде всего в том, что советские педагоги делали принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов.

«Дальтон-план» Х.Паркхерст состоял в выполнении учебной программы, разбитой на подряды ( контракты), где указывались разделы, литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на вопросы.Согласно договорам, ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания. Порядок, темп выполнения был личным делом учащихся.

«Кейс-стади» (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность – создание проблемной ситуации на основе факта из реальной жизни.Наиболее распостранёнными в российских школе являются кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.Часто используется в бизнес-школах.