методический доклад

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа им. В. В. Андреева»

«Роль штрихов в работа над воплощением музыкального образа »

методический доклад

Выполнила:

преподаватель по классу баяна

Федотова Р.Е.

Нефтеюганск, 2013 год.

«Музыка – это тайное метафизическое упражнение души…»

Трудно не согласиться с этими словами. Но что нужно сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души? Как сделать урок музыки – уроком познания себя и окружающего мира, уроком творчества? Ответить на этот вопрос мы сможем тогда, когда научим любить музыку, когда дети начнут ее чувствовать и понимать ее глубинный смысл. И педагогу необходимо создать все условия, чтобы дети хотели постигнуть таинство музыки».

«Через музыку проникнуть в душу!

Через музыку понять себя!

Сердцем красоту ты должен слушать –

Истину откроешь для себя!»

Пройдя путь с 1 по 8 класс, учащиеся, за это время должны постичь духовный опыт человечества и раскрыть механизм превращений жизненных явлений в музыкальные образы. А главное научиться: СЛУШАТЬ – ЧУВСТВОВАТЬ – ПОНИМАТЬ. Секрет обучения ребенка состоит в развитии творческих способностей и свободному творческому мыш лению, постижение абсолютной свободы творчества через непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.

Развитие у ученика художественного образа при игре музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. Возвращаясь вновь и вновь к изученным произведениям, мы заставляем наши чувства звучать по новому, находить новые образы и эмоциональные вершины. За счёт хорошего знания текста, можно полностью отдаваться во власть музыкально-образного мышления, выражению своего воображения, темперамента, характера, иными словами – всей личной целостности.

Художественный образ имеет выход не в структуру нотного текста, а в личностную сферу исполнителя, когда сам человек становится, как бы продолжением музыкального произведения. Когда речь идёт о высоких мотивах обращения к музыке, то налицо эмоционально-эстетическая деятельность исполнителя. Это и есть музыкально-образное мышление.

Здесь музыкальное содержание предстаёт, как эмоции, чувства и настроение. С.Е. Фейнберг говорил: «Неверно сводить содержание музыкального произведения лишь к эмоциям, потому, что в музыкальном мышлении имеются также логические элементы». Верно то и другое. При работе над художественным образом произведений речь должна идти об эмоциональной логике.

Задача педагога суметь направить мысли ученика в верное русло рассуждений, помочь разобраться в содержании произведения. Педагог практически всегда умеет определить уровень эмоциональной отзывчивости своего ученика. Если она не достаточна для воплощения художественного образа, то необходимо искать пути для пробуждения её у него.

Бывает такое, что ученик эмоциональный, но он не понимает, не чувствует именно эту музыку. Как порой трудно в музыке отобразить спокойствие во всей глубине, как трудно отобразить радость. Чаще всего удаётся «напор» и его обратная сторона – вялость и равнодушие. Часто бывает, что у ученика полное отсутствие какого-либо подобия настроения. Всё «настроение» преподаватель «приклеивает» тщательной работой, а во время публичных выступлений они быстро «отлетают» обнажая сущность ученика.

Как же помочь ученику в преодолении малой эмоциональности? Объясняя ученику, что надо делать, надо сразу же показать, как это делается и вновь, и вновь возвращаться к действию, определённому движению.

Часто бывает, когда показом движения и конечно собственным проигрыванием, можно «разбудить» ученика. От преподавателя требуется максимум выдержки и терпения, чтобы добиться от ученика осмысленного действия. Ведь ученик не должен превращаться в «марионетку». Каждое его движение должно быть наполнено чувством, а также осознанием того, что этого хочет он сам.

Образное мышление ученика – это новообразование его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре.

Музыкальный образ исполнителя – художника – это та обобщённая «картина» его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением через свои универсальные составляющие. Как в сочинении, так и в исполнении, решающее звено – интуиция. Разумеется, крайне существенны техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его технический аппарат. Но пальцы будут молчать, если душа безмолвна. Рассудок необходим, чтобы досконально выявить каждую грань произведения. Однако в конечном итоге главная роль принадлежит интуиции, определяющее условие в творчестве – музыкальное чувство, музыкальное чутьё.

При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников.

Художник, актёр получает материал для своей творческой работы из повседневной жизни, а музыканту повседневная жизнь не даёт обычно готового музыкального материала для воображения. Он нуждается в постоянном приобретении специального опыта, он должен уметь слышать и делать отбор. Поэтому необходимым условием для воспитания творческого воображения музыканта является достаточно высокий уровень слуховой культуры.

Наблюдая за игрой ученика, мы часто слышим такие недостатки, как недослушивание длинных звуков, неумение выделить главный голос и смягчить другие, не умение выбрать правильный темп, сделать фразировку, повести эмоционально правильно динамическую линию. Особенно это часто наблюдается при игре кантилены.

Самое ценное качество любого инструмента – это звучность, его «голос». Поэтому очень важна интуиция, техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его игровой аппарат. Очень важен процесс вслушивания в музыку. Он должен быть конкретизирован определёнными задачами – прослушать ритмический рисунок, мелодические ходы, мелизмы, смену штрихов, приёмы звукоизвлечения, тишину, остановки, паузы. И даже паузы необходимо слушать, это тоже музыка, а слушание музыки не прекращается ни на минутку! Ученик должен тренировать. Очень полезно играть с закрытыми глазами. Это помогает сосредоточить слух. Анализ качества игры будет более острым. Все имеющиеся «погрешности» будут услышаны лучше, т.к. при такой тренировке обостряется слуховое восприятие.

Увлечь ученика к игре мелодии, раздуть у него огонёк отзывчивости можно путём сравнений и сопоставлений. Музыка может подсказать воображению зрительные впечатления. Можно использовать и словесные подтекстовки, как для маленьких детских пьес, так и для развёрнутых крупных форм. Необходимо воспитывать в ученике любовь к творчеству. В.А. Сухомлинский писал: «Втискивая в голову детям готовые истины, учитель не даёт ребёнку возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества…» Все методы сравнений и сопоставлений очень важны при работе над художественным образом в произведении, но необходимо обращаться и к игровому аппарату исполнителя.

В процессе работы над произведением музыкант добивается наиболее полного раскрытия его идейно-художественного содержания с помощью всех имеющихся выразительных средств инструмента .

При разборе музыкального произведения главное, погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, эпоху в котором было написано музыкальное произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию. Определить при помощи каких средств выразительности и технических приёмом будет показана главная тема, разработка.

Для качественной игры необходимо изучить произведение «изнутри». Значительное место в работе над произведением занимает анализ. Необходимо всё понять, ведь понять, это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить. Восприятие музыки неотделимо от формы. Горячая эмоциональная отзывчивость на музыку не только не находится в противоречии, но наоборот, получает почву благодаря умному логическому анализу. Надуманность гасит творческое пламя, обдуманность – возбуждает эмоциональные творческие силы.

В анализе не может быть какой-то особой схемы. В каждом произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести – задача педагога. Грамотное использование учеником методов и приёмом, это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать ему возможность самому представить содержание произведения, узнать его мысли и желания.

Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

Самостоятельность, активность ребенка в поисках интересной грамотной трактовки пьесы базируется на его умении слышать и анализировать конструкцию произведения с одной стороны, а с другой — на его музыкальном багаже, запасе музыкальных и художественных впечатлений вообще. Нужно постоянно (в классе, дома, на концертах) слушать музыку, много читать, посещать художественные выставки. Тогда очень скоро педагог будет разговаривать с обучающимся, как с равным, не навязывая свою трактовку, а обсуждая варианты, выбирая совместно наилучший. Ведь музыка тем и прекрасна, что допускает множество вариантов интерпретации.

Все дело в том — насколько грамотно, профессионально мы относимся к музыкальному тексту, насколько богата наша музыкальная культура. Для правильной передачи художественного содержания музыкального произведения, ученик должен обладать спецификой звукоизвлечения на инструменте, анализе технологии и систематизацией основных штрихов. Зная форму стилистические особенности , фактуру произведения ученик должен найти соответствующие игровые движения и приемы звукоизвлечения позволяющие выполнить эту задачу. Одним из важных этапов игры является работа пальцев рук – их чувственность, опора, нажим, артикуляция. Работа над игровым аппаратом, это одна из важных и труднейших задач исполнителя.

Особое место следует уделять штрихам. «Штрихи — это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно- смыслового содержания музыкального произведения». (Б.Егоров «Баян и баянисты». – М., 1984. – Выпуск 6 ).

Слово штрих (нем. Strich) в переводе означает – черта. Однако в русском языке это слово употребляется в самых различных значениях. Мы говорим «черты стиля», «штрихи к портрету», «черты характера» и т.д.

В живописи под «штрихом» понимают удачно найденный оттенок светотени, мазок кисти, в поэзии – это единственно нужное слово, в театре – образно-выразительная интонация в произнесении слова, жест, мимика, поза, в музыке-это качество(характер) извлекаемых звуков. Однако , несмотря на такое различие результатов (мазок, слово, звук), штрихи в различных видах искусства имеют и общую характеристику — все они являются результатом (продуктом) действий, а не самим действием.

В звукоизвлечении на музыкальном инструменте это понятие «штрих» может быть отнесено как непосредственно к звуку в смысле «черта звука», так и к технологическому действию (способу, приему или виду артикуляции) в смысле «черта действия».

И хотя эти две стороны исполнительского процесса тесно взаимосвязаны, звуковую цель и действие ни в коем случае нельзя отожествлять. Напомню лишь три определения штрихов, данных разными авторами в своих работах:

«Способы звукоизвлечения, различные по характеру и окраске звучания, называются штрихами… Способы (приёмы) звукоизвлечения на баяне характеризуются лишь степенью связности и динамической подчеркнутости» ( П. Говорушко «Основы игры на баяне» — М.; Л., 1966 )

«Штрихами называются способы извлечения звука, обусловленные различными приемами нажатия пальцами клавиш, движение кисти, руки и меха. Исполнение тех или иных штрихов вытекает из содержания исполняемого музыкального произведения» (А.Онегин «Школа игры на баяне.» — М., 1967)

«Штрихами называются способы извлечения и ведения звука, обусловленные различными приемами движения пальцев и меха» ( В. Демченко «Технические упражнения для баяна» — М.,1967 )

Из приведенных определений видно, что все три автора ставят знак равенства между понятием «штрих» и «способ звукоизвлечения»

Итак , определение штрихов на баяне может иметь следующую формулировку: Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения.

Конкретизация звуковой цели (штриха) и выбор соответствующего артикуляционного приема могут быть сделаны лишь в определенном музыкальном произведении.

В зависимости от художественного образа и стиля сочинения, от глубины понимания художественных задач исполнителем и его мастерства во владении инструментом артикуляционно-штриховые указания автора в нотном тексте могут быть воспроизведены различными разновидностями приемов звукоизвлечения и, следовательно, будут иметь значительное разнообразие в своем конечном звучании. Это наложит на интерпретацию произведения индивидуальную особенность, что является весьма существенном моментом при истинно талантливом исполнении.

Чем талантливее музыкант, чем глубже вникает он в содержание и стиль исполняемого произведения, чем богаче его арсенал исполнительских приемов звучания, тем правильней, интересней и своеобразней передаст он авторский замысел звуковыми средствами баяна.

Следует подчеркнуть особо, что штрихи должны отражать характер музыки, которая бывает торжественной, лирической, скорбной, повествовательной, шутливой и т.д.

Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие характерные звуковые формы, передающие мысли. Музыкальное исполнительство включает в себя целый комплекс штрихов и различных приемов звукоизвлечения. Рассмотрим характерные особенности основных штрихов и способы их исполнения.

Штрихи можно разделить на два вида: шрихи меха и штрихи пальцев.

Штрихи меха баянисты исполняют левой рукой за счет изменения характера движения меха. К ним относятся: мягкий штрих – деташе, твердый штрих – маркато, резкий штрих – сфорцандо, три вида портаменто, а также стаккато и тремоло мехом.

Штрихи пальцев исполняются за счет изменения характера работы пальцев. Сюда относятся все виды легато, стаккато (кроме мехового) и нон легато.

Detache (фр.) в переводе отделять – это извлечение каждого звука отдельным движением меха в разжим (V) или сжим (Г). Пальцы при этом могут оставаться на клавишах или отрываться от них.

Из этих примеров видно, что штрих detache может быть и связным и раздельным. При его исполнении необходимо следить за свободой левой руки. Ремень должен быть подогнан к ней плотнее. В быстром темпе detache переходит в один из характернейших приемов игры – тремоло.

Marcato – подчеркивая, выделяя. Исполняется активным ударом пальца и рывком меха. Этот штрих требует от исполнителя волевого звукоизвлечения:

Если деташе создает впечатление певучести, то маркато сообщает звучанию максимальную четкость, выразительность. Особенно заметно значение штриха маркато при исполнении аккордовой фактуры в произведениях мужественного, оптимистического характера.

Сопоставив штрихи деташе и маркато в таком произведении, можно убедиться насколько важно владеть ими и как необходимо уметь правильно избрать тот или иной штрих, в зависимости от содержания пьесы.

Martele акцентированное стаккато. Способ извлечения данного штриха сходен с извлечением marcato,однако характер более острый. Рывки мехом выполняются коротким волевым движением левой руки:

Штрихам marcato и martele следует уделять больше внимания в работе, поскольку они являются важными выразительными средствами для баяниста. К сожалению, часто приходится слышать ровное, маловыразительное меховедение, в лучшем случае украшенное динамическими «вилочками», а мобильность при игре мехом различных приемов и штрихов отсутсвует.

Legato – связная игра.

Штрихи легатиссимо и легато имеют очень широкое распространение.

Штрих легато является важнейшим средством кантиленной игры. Поэтому им должен в совершенстве владеть каждый баянист, если он хочет, что бы «пение» его инструмента не прекращалось, а звучание было ровным и плавным. Исполняемые этим штрихом народные песни звучат особенно хорошо.

При игре легато пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Баянист должен запомнить с первых шагов обучения, что сила звука не зависит от силы нажатия клавиши. Играя кантилену, очень важно чутко осязать поверхность клавиш кончиками пальцев. «Клавишу надо ласкать! Клавиша любит ласку! Только на неё она отвечает красотою звука!» — говорил Н. Метнер («Повседневная работа пианиста и композитора». — М.,1963).

«Кончик пальца должен как бы срастись с клавишей, ибо только так может возникнуть ощущение, будто клавиша – продолжение руки», — писал Й. Гат. («Техника фортепианной игры». – М.:Будапешт,1967)

Колотить жесткими твердыми пальцами не нужно. Свободная мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании звука, а также следить за плавным ведением меха:

Non legato – исполняется одним из трех основных видов туше при ровном ведении меха. Звучащая часть тона сокращается на половину.

Этот штрих приобретает ровность именно в том случае, когда звучащая часть тона будет равна искусственной паузе, возникшей между звуками мелодической линии.

Staccato – острое, отрывистое звучание.

Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержаения этот штрих может быть более острым, но в любом случае реальная длительность звучания не должна превышать половины ноты, указанной в тексте. Пальцы легкие и собранные.

Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о её разнообразии должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением.

Кроме того, каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного отрезка музыкального материала.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла.

Задача педагога — научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству, научить интонировать музыку, а на начальном уровне — прежде всего мелодию. Большое внимание следует уделить интонированию разнохарактерных мелодий — медленных и подвижных, песенных, танцевальных и маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых.

Даже в простейшей песенке на двух ступенях «Петя — булочник» внимание ребенка сразу привлекается к тому, что ее нужно исполнить в определенном характере. Какой же характер может быть в детской песенке из двух звуков? Разве такого рода песенки не скандируются? Да, скандируются. Но и скандировать, то есть исполнять, подчеркивая сильную долю, можно по-разному. В данном случае, опираясь на слова песенки, мы подсказываем ученику ее особенности: сыграть ее следует ласково, мягко и «вежливо» — ведь дети о чем-то просят булочника, а не приказывают ему (разумеется, здесь и в дальнейшем понимание характера, сказавшись на интонировании, отразится и на исполнительских приемах, которыми музыка будет сыграна). Слова, на которые создана мелодия, способны помочь ученику ее лучше осмыслить — понять, пережить ее метроритмическую структуру и ее образно-выразительный строй.

Уже в начальный период обучения, осваивая несложный репертуар, юный музыкант способен обнаружить некоторые сходные моменты в исполнении различных произведений. В пьесах танцевального характера он улавливает четкость и ясность ритмической организации музыкального материала, отмечает важную функцию метра; в пьесах лирического характера его внимание привлекает напевность звучания, выразительность мелодической линии.

Ребенок учится постигать закономерности формирования элементарных художественно-смысловых построений, логику их интонационного развития. Постепенно учащимся усваиваются и наиболее простые правила, в соответствии с которыми применяются те или иные выразительные средства исполнения. Например, усиление звучности при стремлении музыкальной фразы вверх и, наоборот, ослабление при движении вниз; замедление в конце произведения, подчеркивание опорных, сильных долей такта и т.д. Расширяя и углубляя свои музыкальные впечатления, систематизируя их с помощью педагога, учащийся получает возможность делать обобщения более высокого порядка, касающиеся вопросов стиля, особенностей формы, специфики выразительных средств, применяемых композитором той или иной эпохи, школы или направления.

«Одна из главных задач педагога — сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели».

Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, в то же время нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах.

Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание. Это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приемов — не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.

Вопросительная форма изложения учебного материала — таков один из очень важных приемов, наталкивающих ученика на размышления. Манера обращения к ребенку — «не кажется ли тебе, что…», «как ты полагаешь?», «не думаешь ли ты, что…» и т.п. — заставляет его искать ответ. Вопросы педагога, как правило, так поставлены, что для ответа на них ребенку приходится вслушиваться в музыку. Но не во всех случаях от него ожидается ответ. Иной раз педагог сам тут же отвечает, но старается это сделать в такой форме, чтобы малышу казалось, что он сам бы так ответил, но его опередили.

Сопоставления и сравнения нередко служат основой для вопроса и облегчают ребенку поиски ответа. Но и независимо от «метода вопросов» проведение аналогий или поиски различий между музыкальными явлениями наталкивают обычно ученика на размышления. Вводимые этим путем новые представления, понятия и образы становятся возбудителями фантазии. Музыкально-исполнительская педагогика пользовалась и продолжает пользоваться этим методом работы с учениками.

В работе педагога — музыканта большое значение имеет его творческое отношение к работе, его умение правильно найти подход к ученику, своевременно оценить его способности и возможности. Профессия педагога требует особенно высоких моральных качеств, особой чуткости, подлинной человечности.

Чтобы ввести ребенка в увлекательный сложный мир музыки, необходимо вначале заинтересовать его, употребив для этого все свои знания, опыт, терпение, отзывчивость, доброжелательность и простоту. Педагог должен горячо любить своих учеников, постоянно о них заботиться и относиться ко всем с равным уважением, только в этом случае он может рассчитывать на их искреннее уважение и привязанность.

Музыкант должен всю жизнь заниматься художественным самообразованием. Расширение кругозора способствует обогащению исполнительской фантазии. Нужно развивать свое эмоциональное восприятие, так как музыка является отражением эмоциональной стороны духовной жизни человека. Восприятие искусства так же глубоко разнообразно и бесконечно, как искусство.

Список используемой литературы:

Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. -М.,1961.

Гат. Й. Техника фортепианной игры. – М.,-Будапешт, 1967.

Егоров Б. Баян и баянисты. В.6.-М.,1984.

Липс Ф. Искусство игры на баяне. -М.,1998.

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. — М.,1963.