методические рекомендации для проведение проекта по обществознанию Опасный путь преступ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения проекта по обществознанию на тему:

«Опасный путь преступной жизни»

в 7 классе

Автор: Пылёнкова Светлана Сергеевна

учитель истории и обществознания

2013г.

г. Гусь-Хрустальный

Пояснительная записка.

Актуальность данного проекта.

Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всём мире. Россия – не исключение. Если разложить детский криминал по возрастному цензу, то на группу «14-15 лет» приходится около 1\3 всех преступлений, совершенных подростками, на группу «16-17 лет» — более 2\3. Излюбленным промыслом малолетних преступников по – прежнему остаются кражи и уличные грабежи. В большинстве случаев дети воруют или отнимают у сверстников и детей младшего возраста мобильные телефоны, которые затем продаю, а деньги тратят на игровые автоматы, сигареты или даже алкоголь. По статистике, каждое третье преступление, совершаемое детьми и подростками – тяжкое и особо тяжкое. Это убийства и насилия. Более половины впервые совершенных правонарушений приходится на детей в возрасте 10-12 лет, которые по закону неподсудны. С другой стороны, значительная часть взрослых рецидивистов начинала свою «карьеру» в нежном возрасте с преступления, за которое им погрозили пальцем или дали условный срок. Как известно, чем раньше человек встает на преступный путь, тем меньше у него шансов исправиться, а сам путь будет длиннее и опаснее. Таким образом, подростковая преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер, острее и актуальнее с каждым годом становится эта проблема.

Проблема проекта.

Конечно, в самое последнее время в России наметилась положительная тенденция в этом вопросе. но проблема детской преступности по прежнему требует внимательного подхода к ней, поиска способов её решения. профилактика преступности, в том числе проводимая школами, остро необходима. но и осознание неотвратимости наказания в любом возрасте полезно. Таким образом, проблема проекта заключается в том, чтобы выяснить причины детской преступности и обсудить способы её решения со стороны всех субъектов общества: власти, общественности, семьи, школы, ученического сообщества.

В ходе реализации проекта ученики смогут:

назвать возможные пути снижения детской преступности;

объяснить алгоритм решения проблемы, использовать этот алгоритм;

определить круг лиц, заинтересованных в решении этой проблемы;

поставить задачи для поиска информации, найти нужную информацию и провести исследование;

проанализировать информацию и сделать выводы;

выступить публично с аргументацией своей позиции;

участвовать в дискуссии и в общественном обсуждении проблемы;

выдвигать решения, выбирать наиболее обоснованное решение;

высказывать мнение о проблеме детской преступности и способах её решения, определить свою позицию по этой проблеме.

Форма организации учащихся: групповая.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения результатов: формирование положительных социальных установок в подростковом возрасте.

Тип объекта проектирования: социальный (проектирование норм социального поведения).

Форма представления проектной деятельности: мультимедийная презентация, публичное выступление на гражданском форуме, групповой отчёт.

Возраст участников: ученики 7 классов.

Предметная область: обществознание.

Контроль: учитель ненавязчиво направляет работу, организует в случае необходимости отдельные этапы, деятельность отдельных участников.

Время реализации: краткосрочный (1-2 урока).

Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, копир для обработки и представления результатов работы; доступ в Интернет.

Учебно – методическое и информационное оснащение: школьные учебники, энциклопедии, Интернет-ресурсы, периодические издания.

Источники и ресурсы: О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.1998. Режим доступа: www.camps.ru

Введение в проект

Подготовка к гражданскому форуму

«Опасный путь преступной жизни»

Ведущий (им может быть как учитель, так и ученик) форума предлагает участникам заполнить анкету, а т.ж. сообщает, что такая же анкета будет им предложена и после форума.

Группы получают материал для ознакомления (Приложение 1)

После изучения предложенного материала ведущий задаёт вопросы участникам форума:

Почему Шрам совершил преступление?

Какие причины побудили его к этому?

Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы предотвратить совершение этого преступления?

Как мы можем проверить, что эти меры помогут ему и другим, снизят преступность?

Исправит ли его тюрьма или колония?

Материал для ознакомления (Приложение 2)

После изучения предложенного материала ведущий задаёт вопросы участникам форума:

Как вы считаете, действительно ли большинство людей думает так, как говорит судья?

Как мы можем узнать, какой процент жителей нашего города так думают?

Считаете ли вы, что суровые наказания снижают уровень преступности?

Материал для ознакомления (Приложение 3)

После изучения предложенного материала ведущий задаёт вопросы участникам форума:

Согласны ли вы с начальником колонии, что причина детской преступности в том, что детьми никто не занимается? А как проверить это утверждение?

Учитель. Попробуем в ходе форума разобраться в причинах роста детской преступности, попытаемся найти выход из этой сложной ситуации. Для обсуждения проблемы предлагаю использовать следующий алгоритм.

Алгоритм решения проблемы:

Осознание, обоснование важности проблемы.

Точное формулирование проблемы.

Поиск информации.

Анализ информации.

Выработка вариантов решения.

Принятие решения.

Выработка плана действий по исполнению решения.

Выполнение решения.





Оценка эффективности решения, постановка новой проблемы.

Ведущий: итак, мы должны для себя решить, является ли проблема детской преступности важной? Стоит ли об этом думать, ею заниматься? Почему она важна? (ответы детей: молодёжь-это будущее страны; в детских колониях калечатся судьбы; из малолетних преступников вырастают взрослые; молодых легче всего вовлечь в преступную деятельность).

Учитель: давайте более точно сформулируем для себя проблему. Предлагаю варианты: «Как снизить уровень детской преступности?», или «Как сделать так, чтобы меньше сверстников совершали преступления?», или «Что мы, школьники, можем сделать?», или «Что мы все – и власть, и общество – можем сделать?».

- Какая информация нам будет нужна? Как мы будем ее искать, собирать?

- Какие специалисты изучают проблему профилактики преступности?

Учащимся предлагается перечень возможных видов информации (Приложение 4).

Постановка задач и консультации.

После того, как дети ознакомились со списком, учитель (ведущий) предлагает отметить самые важные для ребят блоки информации. Затем предлагает выбрать ту информацию и тот вид её сбора и исследования, который понравится. Таким образом, ребята могут выбрать роли статиста, криминолога, юриста, политолога, историка, культуролога, социолога, антрополога.

После этого ребята вместе с учителем составляют план исследования для каждой группы (для удобства записи в форме таблицы) (Приложение 5).

Среди участников гражданского форума обязательно распределить следующие роли:

- социологи – проводят анкетирование среди учащихся;

- эксперты – криминологи: представляют на форуме аргументы «за» и «против» следующих позиций: «Наказание несовершеннолетних, совершивших преступление, должно быть строгим и неотвратимым», «Чтобы снизить рост детской преступности, необходимо повышать уровень правовой культуры», «Чтобы снизить рост детской преступности, необходимо обеспечить занятость подростков». Аргументы следует подкрепить фактами, статистикой, примерами из жизни.

Для представления подходов учащимся предлагается использовать ПОПС-формулу (Приложение 6). Она незаменима при обсуждении сложных (дискуссионных) вопросов, проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определённую позицию, а так же при проведении других форм работы, связанных с общественными проблемами. Этот метод знакомит с простой формой работы на уроке, когда необходимо выбрать аргументы или мнения. Он помогает учащимся прояснить свою позицию, а так же сформулировать и представит своё мнение в чёткой и сжатой форме. Этот метод учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.

Правила для ведущего форума (им может быть как учитель, так и ученик) (Приложение 7).

Ход гражданского форума

«Опасный путь преступной жизни»

Открытие форума: ведущий приветствует участников, называет тему, представляет участников форума и приглашенных (2 мин.).

Заполнение анкеты участниками форума (5 мин.) (Приложение 8).

Ведущий: просим вас до участия в гражданском форуме заполнить анкету. Это позволит представить общее мнение наиболее полно. Нам интересно знать, как изменится (если изменится) ваш взгляд на проблему в ходе обсуждения. Поэтому просим вас после форума так же заполнить подобную анкету. Спасибо!

Впишите любое трехзначное число в качестве вашего кода, запомните его:

Информация о гражданском форуме (5 мин.)

Ведущий. Гражданский форум – это способ обсуждения общественных проблем, в котором принимают участие все заинтересованные стороны. Задача форума – услышать точки зрения и мнения, принять (если возможно) общее решение.

Тема нашего форума «Опасный путь преступной жизни». В результате работы форума мы должны выработать рекомендации органам власти и управления, организациям и гражданам по проблеме: «Как можно снизить уровень детской преступности в нашем городе».

Рассмотрим три подхода к решению этой проблемы, аргументы «за» и «против».

Ведущий. Участники форума провели исследования данной проблемы. Мы можем приступить к обсуждению различных подходов. На форуме присутствуют следующие специалисты: статистик, криминолог, юрист, политолог, историк, культуролог, социолог, антрополог.

Выступают эксперты – криминологи.

Представление трёх подходов (25 мин.)

Презентация первого подхода (5 мин.)

Выступление оппонента первого подхода (3 мин.)

И т.д.

Обсуждение всех подходов, выработка других подходов (20 мин.)

— Какие вопросы к докладчиками и оппонентам?

— Кто может привести примеры или факты в поддержку этого подхода?

- Какие аргументы были наиболее убедительными?

— Есть ли возражения против той или иной позиции?

— Что вас не устраивает в этом подходе?

— Какой из подходов вам близок? Объясните свою точку зрения. Приведите примеры.

— Что может быть общего у всех подходов?

— Можно ли все пути решения проблемы реализовать вместе?

— Какие противоречия есть между подходами?

— Какие ещё подходы вы можете предложить?

Если есть новые предложения, ведущий записывает их на доске форума, участники обсуждают их и принимают по ним решение.

ИТОГИ ФОРУМА.

Составление обращения к власти, общественности, родителям, бизнесу, СМИ, школьникам и т.д. с призывом решить данную проблему, реализовав предложения форума.

Заполнение анкеты участниками форума (Приложение 8) с добавлением трёх дополнительных вопросов (Приложение 9).

Ведущий. Вы приняли участие в обсуждении проблемы на гражданском форуме. Предлагаем вам вновь заполнить ту же анкету. Нам интересно знать, как изменился (если изменился) ваш взгляд на проблему в ходе обсуждения. Спасибо!

Снова впишите сюда трехзначное число – ваш код.

Далее следует обработка анкет, объявление благодарности участникам форума, освещение итогов форума в прессе (например, в школьной газете, на стенде, по школьному радио).

Ресурсы проекта.

Информация для обсуждения.

Текст 1. (Приложение 10).

Текст 2. (Приложение 11).

Текст 3. (Приложение 12).

Текст 4. (Приложение 13).

Памятка «Кто и как участвует в предупреждении преступности несовершеннолетних» (Приложение 14).