методическая разработка урока-семинара по литературе Образ Родины в поэзии Александра Б

Методическая разработка урока – семинара по литературе на тему:

«Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

Разработала преподаватель ГБОУ НПО

ПУ№57 Краснодарского края

Толстякова Валентина Степановна.

Я работаю учителем русского языка и литературы в профессиональном училище. С целью воспитания у учащихся любви к литературе, формирования эстетического вкуса, развития интереса к урокам литературы в своей практике работы применяю активные формы обучения. К таким относятся уроки-лекции, уроки-диспуты, уроки- семинары. Проведение уроков-семинаров способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подхода.

Мною разработан урок-семинар на тему : «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина».

Подготовительная работа к уроку:

1.Проведение урока – семинара требует большой подготовительной работы от преподавателя и от учащихся. Поэтому преподаватель предупреждает учащихся о предстоящем семинаре, начиная изучать первую тему о жизни и творчестве А.Блока, намечает сроки проведения семинара, предлагает темы докладов, дает список литературы, в том числе дополнительной литературы, определяет стихи для заучивания наизусть.

Кроме стихов А.Блока и С Есенина, дает список поэзии 19 века (А. С. Пушкин «Деревня», «Вновь я посетил…»; М.Ю.Лермонтов «Родина», «Бородино», «Дума»; отрывок из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя «Русь-тройка»; Н.А. Некрасов «Родина», «Тройка»).

2.Деление группы на 6 подгрупп, 5 из которых получают индивидуальные задания по творчеству поэтов:

1подгруппа — «Тема родины в творчестве русских поэтов 19 века»

2подгруппа — «Блок и революция»

3 подгруппа — «Есенин и революция»

4 подгруппа – «Родина в творчестве А.Блока»

5 подгруппа – «Родина в творчестве С.Есенина».

(Члены каждой группы получают определенные задания, например, назначают докладчиков, содокладчиков, чтецов, редколлегию по выпуску стенгазет ).

Учащиеся 6 подгруппы – это «арбитры». Они на уроке будут оценивать качество подготовки групп (анализировать доклад с точки зрения полноты и глубины содержания, стройности, логичности и доказательности изложения, а также правильность, богатство и выразительность речи докладчика). Эти же учащиеся готовят книжные выставки, выставки докладов, иллюстрации. Поэтому в 6 подгруппу целесообразно отобрать сильных учащихся.

Кроме группового, учащиеся готовят одинаковое для всех задание: выучить наизусть по одному самостоятельно выбранному стихотворению Блока и Есенина о Родине, проанализировать их, сопоставить, что общего и в чем различие в изображении поэтами Родины. Анализ выбранного стихотворения выполняется к уроку письменно со ссылкой на используемую литературу.

Доклады учащихся будут сопровождаться чтением стихотворений и их комментированием.

3. В период подготовки к семинару преподаватель консультирует учащихся, обговаривает программу выступления, помогая учащимся уложиться в отведенное время (доклад -4-6 мин, выступления по докладу – 2 мин, в общем на доклад и его обсуждение отводится от 15 до 20 минут), помогает отобрать необходимый материал для стенгазет и выставок, проводит индивидуальную работу с «арбитрами», обучая их навыкам анализа выступлений.

Тема: «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина».

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания учащихся об особенностях поэзии А. Блока и С.Есенина,

Развивающая: развивать умения анализировать лирические произведения, умения полно и связно отвечать на вопрос, совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки монологической речи;

Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, пробудить потребность обращаться к поэзии в кругу друзей и наедине, в часы досуга и в трудные минуты жизни.

Оборудование урока:

1.Выставка книг о жизни и творчестве А. Блока и С. Есенина.

2. Портреты поэтов, иллюстрации к стихам поэтов.

3. Стенгазеты, посвященные жизни и творчеству А.Блока и С.Есенина.

4.Выставка докладов учащихся.

5. Выставка литературы поэтов 19 века о Родине ( стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова.)

Эпиграфы:

«Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвятил жизнь».

А. Блок.

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

С. Есенин.

На доске план семинара.

1.Тема Родины в творчестве русских писателей 19 века (доклад)

2.Блок и революция (доклад)

3.Есенин и революция (доклад)

4. Родина в творчестве А.Блока (доклад)

5.Родина в творчестве С.Есенина (доклад)

Ход урока.

I. Вступительное слово преподавателя:





А.А.Блок и С.А.Есенин – поэты, принадлежавшие переломной эпохе, «эпохе бурь и тревог», «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей». Вдумайтесь в это. Менее чем за два десятилетия столько событий: русско-японская война, первая русская революция, первая мировая война, февральская революция, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война. Буря века, бушевавшая над Россией, требовала художественного осмысления эпохи и тем самым способствовала рождению крупных дарований.

Принадлежащие одной эпохе Блок и Есенин были людьми разных поколений и разных истоков. Один – потомственный русский интеллигент, кумир своего поколения. Другой – крестьянский сын, только начинающий пробовать свой поэтический голос.

Они встретились весной 1915 года в Петербурге. Есенин привез свои стихи на суд Блоку. «Он вез тетрадку стихов о березках – свечках, шелковых купырях, маковых зорях, о бескрайней России. Сложенные на приволье зеленых полей, в духовитых дубровах родного села Константиново, они нравились рязанским друзьям, которые пророчили ему известность, но он, прежде чем испытать литературное счастье, дал зарок побывать у Блока. Что скажет он, то и будет. Блок представлялся человеком чуть ли не высшего порядка, и его стихи, что ни день, все полнее овладевали им и даже самим ритмом вызывали теплую радость».

Блок приветливо встретил молодого поэта, внимательно выслушал его стихи. Признал в нем дарование, благословил на поэтический подвиг: «Не каждый может быть поэтом, но кто носит в себе это начало, тому надо выбирать единственный путь и держаться его твердо, так, чтобы этот путь привел к победе».

На уроках мы познакомились с творчеством одного и другого поэтов, узнали, насколько своеобразна лирика каждого их них. Но искренняя любовь к Родине сближала этих столь непохожих людей.

Чтение эпиграфов и их комментарий.

А.Блок и С.Есенин в изображении темы Родины продолжают традиции наших классиков 19 века – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова.

II. Выступления учащихся с докладами и их обсуждение:

(Перед выступлениями докладчиков учащиеся получают задания

тезисно записать те мысли, в которых содержится ответ на вопрос).

1.Тема Родины в творчестве русских писателей 19 века.

2.Блок и революция.

3.Есенин и революция.

4. Родина в творчестве А.Блока.

5.Родина в творчестве С.Есенина.

В ходе обсуждения докладов, в процессе беседы по вопросу о сходстве и различии изображения Родины у Блока и Есенина составляется примерный рабочий план к теме.

Один из вариантов плана:

I.Вступление.

1.странная любовь» к Родине передовых русских поэтов 19 века.

2.Воплощение образа Родины в конкретных художественных деталях:

а) изображение природы;

б) обращение к славным традициям прошлого;

в) показ социальных контрастов настоящего;

г) связь времен и ответственность перед будущим;

д) образы –символы («Русь-тройка», «Родина – мать» и др.)

II. Образ Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина.

1.Русская природа в поэзии Блока и Есенина.

Пейзажные зарисовки

Блок Есенин

Городские пейзажи, дачный пригород лирический образ

Как воплощение страшного мира деревни как олицетворение

сытых («Незнакомка») России («Я покинул родимый дом»)

Драматизм блоковских пейзажей одухотворенность, яркость, лиризм

картин в лирике Есенина

Связь времен

Осмысление исторического пути фольклорные мотивы в изображении

России, воссоздание картин прошлого, трагическое звучание

таинственной и мрачной старины темы(«Песнь о великом походе»)

(«Русь»), обращение к героическим

страницам прошлого («На поле Куликовом»)

«Страшный мир» сытых обывателей, Отсутствие социальных контрастов

Самодержавие – враг, зло, виновник в изображении настоящего, источник

трагической судьбы Родины-матери трагедии – война, разрушающая

(«Сытые», «Грешить бесстыдно, гармонию жизни («Русь»)

непробудно…»)

Вера в будущее России как высоко- Вера в то, что залог будущего – гармония

развитой индустриальной державы между человеком и природой

Восприятие революции как очистительной Вера в созидательную силу революции

Бури, несущей разрушение и обновление. и разочарование в послереволюционной

Понимание сложности процесса действительности, трагическое ощущение

Революционного переустройства мира. гибели деревенской России.(«Инония»,

(«Новая Америка», «Двенадцать») «Сорокоуст»)

Призыв к миру и братству народов преодоление личной трагедии, принятие

Как необходимому условию сохранения революционных перемен, благословение

жизни и цивилизации. («Скифы») будущему («Письмо к женщине», «Русь

советская», «Русь уходящая»).

3.Лирический герой поэзии А.Блока и С.Есенина – человек, беззаветно любящий Родину , неразрывно связанный с ней.

III. А.Блок и С.Есенин в духовной жизни нашего поколения.

Данный урок – семинар показал, что учащиеся не только пополнили свои знания о жизни и творчестве поэтов, но и показали пример делового общения, коллективного творчества, интерес к поэтическому слову.

В качестве домашнего задания предлагается дополнить и откорректировать составленные планы.

(Обратить внимание учащихся на то, что знание данной темы урока может пригодиться им при написании экзаменационного сочинения).