методическая разработка урока Учимся писать эссе по обществознанию_42365

Приложение

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике»

(урок экономики в 11 классе)

Цель урока: научить учащихся писать эссе по экономике

Задачи урока: -в теоретической части: рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе; -в практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе.

Ход урока:

Мотивационный этап

Многим выпускникам предстоит сдавать экзамены в форме ЭГЕ. Задания ЭГЕ по обществознанию разделены на 3 части. Части 1 и 2 ЕГЭ рассчитаны на воспроизведение знаний (репродуктивный уровень). Часть 3 ЕГЭ содержит задания с развернутым ответом, в том числе и альтернативное задание С9, требующее написать эссе по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний по шести базовым наукам курса обществознания. Задания третьей части ЕГЭ предполагают проверку не только знаний и умений, но и компетенций — вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает определенным опытом. Хотелось бы, чтобы данный урок способствовал формированию у вас компетенции написания эссе по экономике. Вопрос этот очень актуален и для учащихся и для родителей и для педагогов, так как все участники образовательного процесса заинтересованы в качественной подготовке к экзаменационным испытаниям.

Теоретическая часть урока

Учитель знакомит учащихся с понятием«эссе», типами эссе

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» — попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» — взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение — рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе- жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем — либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология.

Типы эссе. С точки зрения содержания эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др. По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др. Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе. Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.

Учитель знакомит учащихся с заданием 9 части С:

- Выберите одно из предложенных ниже высказываний из области обществоведческих знаний: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, правоведение, культурология.

- Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл выбранного высказывания и изложите собственную точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

- Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Учитель знакомит учащихся с особенностью эссе по обществознанию

Особенность заключается в том, что определенная тема «привязана» к конкретным областям обществоведческого знания. Но содержание многих афоризмов можно трактовать весьма широко, а ряде случаев и применительно к любой из названных областей. Например, высказывание «Налоги- цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз),- экономике, социологии, политологии, правоведению и т.п. Таким образом, отнесенное высказывание к той или иной области задает определенные границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Немаловажно, что корректное использование терминологии указанной области будет способствовать повышению оценки за эссе, т.е. будет работать на вас. Следовательно, выбрав тему из области «экономика» мы используем терминологию именно этого предмета.

Учитель знакомит учащихся с критериями оценивания эссе в 2010 г. и в 2009 г., просит найти особенности оценивания в 2010 г. Учащиеся приходят к выводу, что главным условием защиты эссе экспертами правильное и точное воспроизведение суждения по данному афоризму.

Учащимся раздаются тексты эссе и дается задание: внимательно прочитать, найти суждение, аргументы и примеры, дать оценку эссе на основе критериев 2010 г.

Эссе № 1. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин)

Американский ученый и политик Бенджамин Франклин хотел подчеркнуть ту пользу, которую приносит торговля для экономического процветания общества. Я думаю, что с этим стоит согласиться. Меновой обмен как форма распределении произведенных продуктов труда, стала развиваться еще в глубокой древности. Со временем люди поняли необходимость введения эквивалента. С этого момента и можно говорить собственно о торговле. Универсальным товаром служили меха, металлические прутья, как во времена «Илиады» и «Одиссеи», раковины и пр. Позднее стали использовать куски и слитки драгоценных металлов, деньги.

Сегодня торговля – это наиболее распространенная форма обмена, в котором право собственности на благо (товар, услугу) переходит от одного к другому при посредничестве денег. Торговля может служить объединяющим фактором экономического и социально-политического развития страны. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из Приднепровья; из Волыни везли соль; с севера на юг – меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали ткани, оружие, драгоценности. В 17 в. развитие торговли привело к складыванию всероссийского рынка как системы всеобщих экономических связей. Торговля связала все русские земли в единый экономический комплекс и ускорила складывание русской нации.



Сегодня, в условиях глобализации, торговля все больше приобретает мировые масштабы. Рынком, как сферой взаимодействия денег, товаров, услуг, трудовых ресурсов, становится весь мир. Развитая торговля является показателем успешного и стабильного экономического развития страны в целом. Я считаю, что наша торговля носит однобокий характер. Мы в основном продаем природные ресурсы: нефть, газ, древесину, морепродукты. Было бы выгоднее продавать не только углеводороды, но и готовые товары, в том числе высокотехнологичные. В таком направлении и надо развивать экономику.

Итак, я согласен с мнением выдающегося американского политика о роли торговли. Пора это осознать и нашим политикам.

Учащиеся находят в тексте суждение, аргументы, примеры, дают оценку эссе.

Практическая часть урока (строится по методике «пошаговых действий»)

Учитель определяет тему эссе «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция» (А. Смит). Учащиеся пишут эссе сообща в микрогруппах (2-3 человека).

Шаг №1. Учитель предлагает учащимся определить область обществоведческих знаний; внимательно прочитать высказывание; попробовать сформулировать проблему, суждение (аналитическое суждение – суждение, в котором мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нем уже содержится). Учитель рекомендует высказать суждение, используя одну из схем построения предложений: «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как …»; «Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …», « Я разделяю позицию автора, так как…»

Учитель обращает внимание на ключевые понятия темы : «экономические законы», «конкуренция», «свободная конкуренция», «условия существования свободной конкуренции».Результатом шага № 1 является формулирование суждения (проблемы): наличие конкуренции способствует действенности законов спроса и предложения.

Шаг № 2. Вторым шагом может стать предложение учащимся аргументировать суждение, проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте

суждение



аргументы

примеры

1.

1.

2.

2.

Шаг № 3- формулирование умозаключения -вывода. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Шаг № 4 -написание связного текста, в котором должны быть объединены все названные элементы. Результатом пошаговых действий должно стать готовое эссе. По желанию учащихся, группа зачитывает свое эссе. Учащиеся на основе критериев оценивают заслушанное эссе.Учитель предлагает для оценки собственное эссе по заданной теме, просит учащихся беспристрастно его оценить.

Эссе учителя Сороколетовой Т.Е. по теме «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция» (А. Смит)

Я разделяю позицию А. Смита о том, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция.

В рыночной экономике решение основных вопросов экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? зависит, в основном, от действенности экономических законов — закона спроса и закона предложения, которые А.Смит назвал «невидимой рукой рынка». Одним из условий эффективного действия законов является свободная конкуренция (совершенная). Конкуренция – один из основополагающих «кирпичиков» рыночной экономики- это соперничество, состязание в условиях рынка. Под состязанием я понимаю борьбу между производителями однотипных товаров; под соперничеством- борьбу за привлечение как можно большего числа покупателей для получения максимальной прибыли. Конкуренция необходима производителям, так как они завоевывают свое место на рынке. Доказательством этому является пример конкурентной борьбы между фирмами «Ксерокс» и «Кэнон». К концу 70-х годов на рынке копировальной и множительной техники безраздельно царила американская компания «Ксерокс». Именно в эти годы в конкуренцию с ней вступили японские производители, и в первую очередь фирма «Кэнон». В ту пору в мире капитала начался бум малого и среднего бизнеса. И выяснилось, что многим мелким фирмам не по карману роскошная, мощная и дорогостоящая продукция «Ксерокса». И тут японцы «выбросили» на рынок небольшие по размерам, дешевые и простые копировальные аппараты. Их успех был грандиозным: «Ксерокс» моментально потерял более половины своего рынка. В данной ситуации выиграла не только фирма «Кэнон», но и потребители, покупатели. Они получили возможность выбирать- самое дешевое, самое качественное – в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей.Задачей же государства, выбравшего путь рыночной экономики, является создание условий для свободной конкуренции и борьба с искусственными монополиями. Поэтому идеи А.Смита о свободной конкуренции как обязательном условии существования рыночной экономики, высказанные им еще в 18 веке, актуальны и в сегодняшнее время.



Рефлексия. Учитель спрашивает учащихся о том, какие знания и умения приобрели на уроке. Учащиеся зачитывают эссе.

Домашнее задание: написать эссе по экономике

Результат домашнего задания: эссе учащейся 11 А класса МОУ «Средняя школа №8» Гужвы Евгении на тему: «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция» (Л.Эрхард)

Я полностью согласна с высказыванием немецкого государственного деятеля – Л.Эрхарда.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Каждый из товаропроизводителей решает, рискуя, что и как производить. Его товары встречаются на рынке с аналогичными, и каждый стремится завоевать потребителя.

Конкуренция имеет несколько положительных черт. Она ограничивает возможности возникновения монополий, которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут поднимать цены, снижать качество и так далее. Также способствует рациональному использованию органических ресурсов, стимулирует снижение издержек производства и реализации повышения эффективности производства, улучшения потребительских свойств товаров. Конкуренция способствует и внедрению технических достижений в производстве и создает возможность выбора для потребителя, что немало важно.

Таким образом, конкуренция – это действительно эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния. Именно она будет подталкивать производителей к повышению эффективности производства, обновлению и улучшению ассортимента выпускаемой продукции.

Литература:

http://www.fipi.ru/

Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / А.  Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др. — М.: Просвещение, 2006.

Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. —2003. — № 9.

Советы по написанию эссе. Web: www.begin.ru/db2/doc.html

Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С.Методическое пособие «Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена» М., Русское слово, 2009.