методическая разработка урока по предмету чтение В гостях у Хозяйки Медной горы по ска

Методическая разработка урока чтения и развития речи

для 6 класса коррекционной школы I и IIвида

Тема : «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цели:

совершить с учениками путешествие на Урал – сокровищницу России; вместе с героем сказа Бажова Степаном «добыть» малахит;

учить выделять в прочитанном произведении те опорные эпизоды, которые составляют основу сюжета;

помочь учащимся определить чему нас учит сказ, в чем его сила; закрепить понимание жанровых особенностей сказа;

способствовать развитию читательской деятельности, росту нравственного сознания, самостоятельности суждений;

расширить географический кругозор учащихся.

Оборудование урока: текст сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», карта России, образцы минералов, выставка фотоиллюстраций изделий из малахита, интерактивная доска, компьютер.

План урока

Уральская земля

Сказ и сказка

Хозяйка медной горы и Степан

В гостях у хозяйки

Беречь природу – значит любить Родину

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.

Ребята! На прошлом уроке вы познакомились с Павлом Петровичем Бажовым, прочитали его сказ «Медной горы хозяйка», а также вы узнали, что такое сказ.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы. Поможет нам совершить это путешествие учитель географии. Мы попробуем заглянуть в горные сокровищницы Урала и поразмышляем о героях сказа Бажова.

II. Работа с темой урока

1. Уральская земля (ученица, подготовившая рассказ о Уральских горах и его богатствах, рассказывает)

- Ребята, я подготовила интересное сообщение о природных богатствах Урала.

Ученица –в образе хозяйки Медной горы рассказывает ребятам о драгоценных камнях. Малахит – это минерал, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко- зеленого цвета с различными оттенками (показывает образцы малахита и горных пород, минералов, добываемых на Урале. Работает у географической карты.)

Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал. Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России.

Словарная работа:

несметные сокровища, природные богатства, самоцветы, медь, каменный уголь, мрамор, малахит, золото, рудники, мастера-рабочие, добыча руды, камнерезы, сталевары, рудокопы, горный мастер.

2.Слово учителя.

Крестьяне мечтали о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, на Урале крестьянине трудились на заводах, на рудниках. Им было тяжело.

Писатель П.П. Бажов вырос в семье горнозаводского мастера, с детства он слушал и запоминал обычаи уральских рабочих, их рассказы о даровитых мастерах, о тяжелом труде.

Слайд 1.

- Какие эпизоды из сказа вы можете выделить?

- Чем вам интересен сказ Бажова «Медной горы хозяйка»?

Ребята, чем отличается бажовский сказ от сказки?

Слайд 3

2. Закрепляем понимание жанровых особенностей сказа.

Сказка

1) Начинается с зачина

2) Образа рассказчика нет.

3) Волшебные герои или добрые, или злые

4) Присутствуют волшебные заклинания.

5) Нет реальной основы.

Сказ

1) Нет зачина.

2) Есть образ рассказчика.

3) Нет деления на добро и зло.

4) Волшебная сила присуща героям изначально.

5) Имеет реальную основу

Сказ — это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. Рассказчик говорит колоритным народным языком, в котором много местных словечек и выражений.

- Вы заметили такие словечки? (Парун, робили, одежа, обробеть, вечор, звосияло, галились…)

- Какие конкретные «географические» названия имеются в сказках?

3. Хозяйка медной горы и Степан

Слайд 2





- Самым ярким образом сказа является сама хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью.

Прочитайте, какой увидел Степан Хозяйку Медной горы?

Учащиеся читают отрывок.

Где живет хозяйка Медной горы?

(В подземном дворце)

Кто ей помогает?

(Ящерки)

Всем можно попасть в ее подземный дворец?

( Нет, надо преодолеть многие испытания)

- Что роднит эту героиню со сказочной царевной? (Необыкновенная красота, ее чудесные помощницы ящерки, которые выполняют все ее распоряжения. Живет она в подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания.)

- Рабочие побаивались хозяйку, избегали встреч с нею. Как описывается встреча Степана с хозяйкой?

Слайд 4

- Почему Малахитница выбрала Степана Петровича? (Он был честным, работящим парнем)

Слайд 5

— С каким наказом она обратилась к Степану? Почему она заказала «…с Красногорского рудника убраться»? ( Хозяйка медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремиться превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.)

4. В гостях у хозяйки

Как можно назвать Хозяйку медной горы по другому?

(Хранительницей природных богатств)

- Почему Степан получил доступ в ее владения? («…Молодец… Пойдем мое приданое смотреть»)

Слайд 5

- Что увидел Степан, побывав у хозяйки? (Учащиеся цитируют текст)

Дворец хозяйки Медной горы – сокровищница Урала, и мы сейчас заглянем в недра этого дворца и узнаем, какие месторождения там находятся, какие минералы добываются.

Слайд 6

- Степан работает в забое, ему «помогает» Хозяйка. Какой минерал «…сыплется, ровно его руками подбрасывают»? (Малахит)

Словарь: работает в забое, месторождение малахита.

Малахит – камень- минерал ярко-зеленого цвета.

ФИЗМИНУТКА

Слайды 7,8

Викторина:

В каком месте находились несметные природные богатства?

(На Уральских горах)

Какие самоцветы хранит Хозяйка Медной горы?

(Малахит, медь, медный изумруд, слюда, королек, виток)

Как звали невесту Степана? (Настенька)

Чем одарила Хозяйка Медной горы Степана?

(малахитовой шкатулкой для Настеньки, камешками)

Почему Хозяйка Медной горы допустила в свои владения Степана?

(Он был честным и работящим)

Какие запреты она заказала Степану?

(Никогда не вспоминать и не рассказывать о встрече с ней)

- А почему Степан счастья- то в жизни не поимел, невеселый стал?

(Не смог Степан забыть Малахитницу, все тосковал, ходил к Красногорскому руднику, там и нашли его мертвым.)

- Как сложилась жизнь Степана после встречи с Хозяйкой? (Ему сопутствовала удача в работе, нашел малахитовую глыбу, получил вольную для себя и невесты, женился, дом собственный обустроил).

Учитель:

Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто ее встречает, кому она оказывает свое покровительство, толкает на новые поиски, поселяет в их душах вечную творческую неудовлетворенность. Человек живет трудом. Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе. В Гумешках «…все богатство ровно пропало…, а потом их и вовсе затопило».

Обобщающая беседа

- Почему сказ называется «Медной горы хозяйка»? (Образ хозяйки – это природа Урала, хранительница недр, горных богатств. Она не только покровительствует самым упорным, трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам.)

- О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.)

5. Беречь природу – значит любить Родину (итог урока)

Сегодня мы соединили географию с литературой, все мы вместе побывали у хозяйки Медной горы. Узнали, какие сокровища хранит в себе Урал, как добывались и добываются эти сокровища.

Мы убедились, что нужно бережно относиться к природе.

Образ Малахитницы открывает цикл сказов, посвященных теме мастерства и таланта, среди них: «Каменный цветок», «Горный мастер», Хрупкая веточка», которые мы с вами прочтем и обсудим на уроках внеклассного чтения.

III. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к изученному произведению, обратив внимание на красочность бажовского пейзажа.

Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

О чем надо задуматься людям?