методическая разработка урока по дисциплине Технология обуви

Государственное автономное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования Саратовской области

«СПУ-интернат для инвалидов»

Методическая разработка

обобщающего урока-практикума

с использованием методов активного обучения

в группе профподготовки

по профессии «Обувщик по ремонту обуви»,

дисциплина: Технология обуви

Разработала: преподаватель высшей

категории Гергель С.А.

Саратов 2013

Аннотация.

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока — практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моделирующего жизненную ситуацию, при которой выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Уроки-практикумы, вместе с решением своей специальной задачи — усиления практической направленности обучения, тесным образом связаны с изученным материалом и способствуют прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Основным способом организации деятельности обучающихся на уроках – практикумах, проводимых в форме деловой игры является групповая форма работы. Средством управления учебной деятельностью обучающихся при проведении такого урока служит сценарий и инструкции, которые по определенным правилам последовательно устанавливают действия участников игры.

Для данного вида урока характерным является:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Работа рекомендуется для использования на уроках теоретического и производственного обучения. Применяемые в ней современные педагогические методы и технологии дают возможность развивать способности обучающихся, самостоятельно решать возникающие проблемы и адекватно оценивать результаты своей деятельности, усвоить необходимые знания и умения, сформировать необходимые профессиональные компетенции, соответствующие современным образовательным стандартам.

СОДЕРЖАНИЕ:

стр.

1. Характеристика темы 4

2. План урока 6

3. Вопросы к интеллектуальной игре «крестики-нолики» 7

4. Инструкционные карты по ролям

5. Инструкционные карты по обмеру стопы 11

8. Методические рекомендации и выводы к плану урока.14

6. Список используемой литературы 16

Характеристика темы.

Тема программы теоретического обучения: «Анатомия и физиология нижних конечностей человека».

Тема урока: Практическая работа «Обмер стопы».

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Учебно-воспитательные цели:

1.Образовательная:

Закрепить ранее полученные теоретические знания по анатомии и физиологии стопы человека, особенностям её строения;

Сформировать у учащихся навыки и умения использования измерительных средств при обмере стопы по основным антропометрическим точкам;

Научить учащихся самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, использовать их в реальных условиях для решения производственных задач.

2.Воспитательная:

Воспитывать внимание, культуру общения, трудолюбие;

Научить учащихся рационально использовать время;

Воспитывать умение работать коллективно.

3. Развивающая:

Развивать речь и память учащихся;

Развивать абстрактное и логическое мышление;

Развивать умение концентрировать внимание;

Развивать активность, самостоятельность и сообразительность.

Средства обучения и КМО:

Учебник И.И. Довнич “Технология производства обуви”, М., изд. “Академия”, 2004 г.

Учебник И. Н. Леденева “Индивидуальное изготовление и ремонт обуви”, М., изд. “ Академия”, 2004 г.

Раздаточный материал: папки с технологическими картами, опорным конспектом на листах формата А-4; (Приложение № 1)

Наглядный материал для проведения игры «крестики-нолики» для актуализации знаний в виде текста на листах формата А-4 (крепятся магнитами) на доске. (Приложение № 2)

Видеоматериал «Инструкция по обмеру стопы»

(Приложение № 3 на диске CD)

Видеоролик физкультминутки. (Приложение № 4)

Фонограмма релаксационной музыки. (Приложение № 5)

Измерительная линейка, сантиметровая лента.

Метод обучения: Активные методы обучения

Межпредметная связь: Производственное обучение по профессии: “Обувщик по ремонту обуви”.

Урок проводится в группе 1 курса по профессии “Обувщик по ремонту обуви” преподавателем высшей категории Гергель С. А.

План урока.

Организационная часть: 2 мин.

а. Проверить по журналу явку учащихся;

б. Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Актуализация опорных знаний: 13 мин.

Тема урока — практическая работа «Обмер стопы». Для её выполнения нам необходимо вспомнить ранее изученный материал. Я предлагаю вам поиграть в игру «крестики-нолики».

Для этого нам необходимо поделить группу на 2 команды:

- команда «крестики»;

- команда «нолики».





На доске нарисовано игровое поле, состоящее из 9 секторов. В каждом секторе магнитом прикреплены вопросы, которые поочередно открывают команды, имеющие право хода, назвав выбранный сектор. На вопрос неправильно ответивший одной командой, имеет возможность ответить команда-соперница с правом отметки сектора своим знаком. Выиграет та команда, которая первая отметит своим знаком подряд 3 сектора по вертикали, горизонтали или диагонали.

Игру начинает команда первая ответившая на вопрос:

«Для чего производят обмер стопы?»

(Приложение 1)

Как называется расстояние от наиболее выступающей точки пятки до наиболее удаленной точки первого или второго пальца?

(Длина стопы)

На какие отделы подразделяют скелет стопы?

(3 отдела: — пяточный отдел (плюсна);

- геленочный отдел (предплюсна);

- носочный отдел (фаланги пальцев))

Перечислить своды стопы и назвать их функции.

(- Наружный свод – грузовой: удерживает массу тела;

Внутренний свод – амортизирующий,

поперечный, проходящий по основанию пальцев).

Из каких основных компонентов состоит стопа?

Кости и суставы

Связки и сухожилия

Мышцы

Нервы

Кровеносные сосуды.

Какие факторы оказывают влияние на состояние стопы?

(Уровень физической активности, профессия, общее состояние здоровья, и наша обувь. Многие заболевания стопы в той или иной степени зависят от правильно выбранной обуви.)

Как называются выступающие по обеим сторонам голеностопного сустава утолщения берцовых костей?

Лодыжки

Назвать наиболее распространенные отклонения в строении и функциях стопы.

Плоскостопие (способствуют слабость мышц, ношение тяжестей, работа стоя), молотообразность пальцев(маленький размер обуви), омозолелость, гипергидроз (в результате нарушения функций потовых желез.), отклонение большого пальца наружу (при носке обуви с узким носком и высоким каблуком).

Как называется задняя часть стопы, покрытая со стороны следа толстой и упругой жировой подушкой?

Пятка.

3.Проведение физминутки -3 мин.

4. Выполнение практической работы- 38 мин.

4.3акрепление нового материала — 12 мин.

Проводится по интеллект – карте по закреплению новой информации.

Учащимся раздаются заранее подготовленные интеллект – карты по изученной теме, которые им предлагается самостоятельно заполнить. Данная карта – опрос отличается от карты по новой теме, поэтому для решения поставленной задачи им потребуется проанализировать полученные знания и выбрать верный ответ. В дальнейшем данные интеллект – карты по опросу будут использованы для сравнительной диагностики полученных знаний по этой методике с традиционной методикой обучения. (Приложение 2).

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

Выставляются и обосновываются оценки за домашнее задание и работу на уроке.

6. Домашнее задание – 2 мин. Проработать тему по опорному конспекту

Методические рекомендации и выводы к плану урока теоретического обучения на тему “ Классификация клеев для производства обуви ” по предмету: “Материаловедение обувного производства”.

Основной целью данного урока является получение теоретических знаний по материаловедению обувного и кожгалантерейного производства для применения их в дальнейшем в решении производственных задач, закреплении ранее полученных знаний по технологии производства и ремонта обуви и материаловедению обувного производства. В частности…., что способствует более успешному и глубокому изучению темы.

Применение в ходе урока интеллект – карт карточек с опорными конспектами позволяет более рационально использовать время для теоретического обучения, сконцентрировать свое внимание на основных, значимых этапах изучаемого материала.

Важным фактором, обеспечивающим эффективность обучения, является привлечение учащихся к составлению вопросов в домашнем задании при повторении ранее пройденных тем. Это способствует правильной организации умственной деятельности учащихся.

Введение в структуру урока ………повышает интерес обучаемых к изложенному теоретическому материалу.

Преимуществом проведения таких уроков является то, что обучающиеся работают коллективно, но каждый может высказать свое мнение.

Учитывая вышеизложенные рекомендации и использование их во время занятий, наилучшим способом помогает достичь поставленных целей и задач.

-14-

Кроссворд.

При каком способе формования заготовку растягивают, прилагая усилия к затяжной кромке и изнутри?

Насколько гвоздей прикрепляют стельку к колодке при ручном способе производства?

Чем обрабатывают деревянные колодки перед запуском?

От чего зависит перечень операций по подготовке заготовок к формованию?

Какая машина применяется для прикрепления стелек?

что необходимо для выполнения индивидуального заказа?

Что является связующим звеном между верхом и низом обуви?

При каком способе формования применяют колодки с металлической пластиной по всему следу?

Что является основной оснасткой при затяжке обуви?

Как называется процесс придания объемной формы заготовке?

-10-

Список используемой литературы.

И.И. Довнич “Технология производства обуви”, М., изд. ”Академия”, 2004 г.

И. Н. Леденева “Индивидуальное изготовление и ремонт обуви”, М., изд. ”Академия”, 2004 г.

Т.П. Швецова “Технология обуви”, М., изд. Легкая и пищевая промышленность, 1993 г.

А.Я. Палицкий “Изготовление обуви по индивидуальным заказам”, М., Легпромбытиздат, 1990 г.

А.Н.Калита “Справочник обувщика”, М., Легкая промышленность и бытовое обслуживание,1998 г.

М.Н. Племянников “Справочник обувщика т. 1”, Ленинградская типография №4.

В.А.Скакун “Методика преподавания специальных и общетехнических предметов”, М., изд. ”Академия”, 2005 г.

Л.П. Крившенко “Педагогика”, М., Издательство Проспект, 2005 г.

Л.Д. Столяренко “Основы психологии. Практикум”, изд. ”Феникс”

Р.С. Немов ”Психология. Психология образования”, М., Владос ИМПЭ им.А.С. Грибоедов, 2001 г.

Методы Активного обучения в формировании профессионального мастерства. Методическое пособие, С-Петербург, 1993 г.

В.А.Краснов “Коррекционная педагогика”, изд. СПИ, 1999 г.

А.С.Лында “Педагогика”, М., изд. Высшая школа, 1998 г.