методическая разработка Технология изготовления изделий из керамик способомотминки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ I-II ВИДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ

ИЗДЕЛИЙ СПОСОБОМ «ОТМИНКИ»

Учитель высшей категории трудового обучения

О.В. Малкова ГБС(К)ОУ школа-интернат I-II вида Краснодарского края

Краснодар

Цели и задачи обучения глухих и слабослышащих детей по изготовлению керамических изделий.

С учетом особенностей и условий формирования изобразительной деятельности по изготовлению керамических изделий у глухих детей, задачи обучения в данном случае формирует следующим образом:

!. Сформировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение конкретизация). Для изобразительной деятельности особо важным является овладение

специфическим умением видеть объект (натуру) и его воспроизведение (рисунок, лепку) целостно, в единстве всех его свойств. Овладение операциями сравнения, абстракции, обобщения и конкретизации представляется также необходимым для передачи сходства натуры и изображения, его индивидуализации.

2. Сформировать умение обследовать объект, овладение соответствующими приёмами. Так, сначала нужно определить положение натуры в пространстве и выделить её общую форму.

Понимание конструкции объекта помогает решению этой задачи.

На следующем этапе восприятие натуры нужно суметь выделить её основные части, соотнести эти части друг с другом и с целым, т.е. ещё раз в процессе анализа и синтеза уяснить конструкцию объекта,

Найти пропорциональные отношения частей и целого. Обследование завершается выделением характерных свойств объекта. Решение этой задачи осуществляется на основе операций абстракции, обобщения, сравнения и конкретизации.

3. Отработать до уровня навыка тесное зрительно-двигательное взаимодействие. Это взаимосвязь осуществляется и совершенствуется в процессе частых упражнений в изобразительной деятельности.

4. Развить зрительную и двигательную память, благодаря чему накапливается богатый опыт в форме зрительных образов и приёмов изображения (зрительно-кинестетических образов). Богато зрительно-двигательный опыт необходим для работы воображения.

5. Овладевать техническими навыками. Развитие мелких мышц рук, формирование двигательных умений и навыков, позволяющих

воспроизводить линии карандашом в разных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), а также работать

кистью (её «корпусом» и кончиком), синхронизирует работу

обеих рук (работа с глиной).

6. Развивать личностные особенности: эмоциональную сферу личности (наличие интеллектуальных и эстетических чувств, познавательных интересов) и волевые особенности личности (способность организовать свою деятельность, преодолевать трудности, соотносить полученный результат с замыслом).

Отминка глины в готовую форму-представляет собой повторение глиной заранее приготовленных форм. Форма делается практически из любого материала: дерева, металла, гипса, она может быть как цельной, так и составной. При изготовлении цельных форм нужно учитывать, что отмятые в них глиняные изделия должны свободно выниматься.Этими способами обработки глины пользовались при изготовлении самых различных предметов быта.

Технология выполнения работы

Организация рабочего места

Важным моментом в работе является правильное и удобное размещение материалов и инструментов на рабочем столе. Поверхность стола должна быть ровной и гладкой, но не полированной. Для лепки используют стол с деревянным, пластиковым или линолеумным покрытием, которое хорошо мыть. Рабочее пространство составляет 60*60см.

В верхнем левом углу располагают глину, закрытую влажной тканью или целлофаном. Емкость со шликером и кисти – в центре. В правом верхнем – емкость с инструментами, подставка для изделия или турнетка и поролон, чуть ниже емкость с водой. В нижнем правом углу кладут ткань. Необходимо надеть специальный халат или фартук.

Организация рабочего места дисциплинирует и создает техническую безопасность. Это важно при работе с детьми.

Важным моментом в воспитании также является уборка своего рабочего места, воспитанники учатся планировать работу и время.

Инструменты, материалы и приспособления:

Главным инструментом для мастера-керамиста служат руки. Однако нужны специальные инструменты.

Основные инструменты:

— плоские деревянные стеки разных форм; стеки-петли для моделирования и полировки, деревянная скалка, шаблоны (рейки);

- ткань (несколько кусков), пульверизатор для поддерживания уровня влажности пласта;

- поролоновые губки;

— шликер — жидкая глина, необходимая для соединения деталей в изделии, кисти щетинные разной величины и форм, кисти беличьи.

«Отминка» изделий из глины в гипсовой форме.

Этапы выполнения

Соединить гипсовую форму резинкой.

Разминаем пальцами комок глины. Делаем колбаску.

Отминку глины производят посредством вдавливания керамической массы в отдельные части формы, составляющие при склеивании одно целое. Формой могут служить различные предметы (например: посуда, блюда, крышки и т. д.).

Формование изделий или их деталей в гипсовых формах лепкой производится вручную тщательным заполнением каждой половинки формы отдельными небольшими частями керамической массы в виде глиняного теста приготовленного заранее. Глиняное тесто плотно прижимают пальцами, к стенкам формы. Тесто должно немного выступать за края формы для того, чтобы масса половины формы плотно соприкасалась с массой другой половины. Когда части формы заполнены глиняным тестом, их складывают, предварительно смочив водой места соединения глиняного теста. При складывании формы отдельные её части должны плотно соприкасаться, иначе изделие будет искажено. Когда масса достаточно подсохнет, её вынимают из формы. После чего швы и неровности обрабатывают шликером (жидкая глина), представляющим собой массу более влажную, чем основная.

Мягкой глиной заделывают всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги.

После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре

После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностью восстанавливается и в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копией первого.

Сформованное изделие, подсушенное, подправленное, декорированное ангобом, солями, снова подсушенное, помещают в печь

Это первый, утильный, обжиг. Затем изделие расписывают глазурями.

При повторном обжиге расплавляют глазури. Последовательность повторного обжига та же. Главное при этом — медленное, постепенное повышение температуры.

При повторном обжиге расплавляют глазури. Последовательность повторного обжига та же. Главное при этом — медленное, постепенное повышение температуры.

Обжиг можно условно разделить на четыре периода.

В первом периоде (при температуре 150 °С) из изделия уходит механически связанная вода. При резком повышении температуры прежде

Заключение

На уроках лепкой у обучающихся формируется объемное видение предметов, осмысляются пластические особенности формы и материала, развиваются чувства цельности композиции и понятие гармонии формы и содержания.

Занятия лепкой имеют важное значение для воспитания детей. В процессе этих занятий формируются положительные стороны личности глухого школьника: прилежание, дисциплинированность, трудолюбие, организованность, взаимопомощь и навыки коллективизма. Эти уроки обеспечивают эстетическое и художественное воспитание учащихся. Здесь раскрывается широкая возможность для использования фантазии и творчества глухих детей.

Хорошо организованная работа является источником развития творческой индивидуальности каждого школьника.

Согласно результатам работы обучающего, можно уверенно утверждать, что правильная организация (с учётом специфики контингента учащихся), расширяет кругозор детей, даёт им новые знания и умения, способствует развитию речи, мышления, помогает формированию художественного вкуса, любви к прекрасному.

А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Список литературы.

Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. – М.: Высшая школа. 1979.

Буббико Дж., Круус Х. Керамика: техники, материалы, изделия. Пер с итал. – изд. «Ниола-Пресс». 2006.