методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни Здоровь

Управление образования Администрации

города Дзержинска Нижегородской области

муниципальное бюджетное

образовательное учреждение Лицей № 21

ГБОУ ДПО

«Нижегородский институт

Развития образования»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровье и безопасность жизнедеятельности»

Автор – разработчик:

Социальный педагог

первой категории

Каргина

Евгения Вячеславовна

г. Дзержинск

2011 г

Содержание методической разработки раздела программы

Содержание методической разработки.

Пояснительная записка.

Задачи раздела программы.

Обоснование используемых в разделе воспитательных технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся.

План основных мероприятий по представленному разделу.

Ожидаемые результаты реализации раздела программы

Разработка воспитательного мероприятия.

список литературы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Пояснительная записка.

В современном цивилизованном и динамично развивающемся обществе здоровье человека является важнейшим критерием благополучия. Состояние здоровья подрастающего поколения – показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем обучающихся в России отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.

Основная задача нашего Лицея — подготовить подростка к полноценной самостоятельной жизни, создав предпосылки для социализации личности. Одним из основных факторов успешной социализации подростка является его физическое и психическое здоровье. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, ведь сохранение здоровья обучающихся — это закладка фундамента благополучия следующих поколений.

Анализ данных медосмотров, результатов тестирования и анкетирования, общие наблюдения за подростками Лицея за последние 4 года показывают, что в молодежной среде потребности вести здоровый образ жизни не являются доминирующими. Среди подростков растет число заболеваний социального характера. Это можно объяснить рядом причин: в семье нет традиции вести здоровый образ жизни, более сильное влияние рекламы, фильмов, желание быстрее повзрослеть и подражание кумирам, распущенность, безответственное отношение к своей жизни и будущем

Оценка состояния здоровья обучающихся

Год

Группа здоровья

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

I группа — чел.

14

14

9

10

- %

2

2

1

1,3

II групп — чел.

410

458

462

370

- %

59

63

63

50,2

III группа — чел.

258

243

248

348

- %

37

33

34

47,2

IV группа — чел.

5

9

4

4

- %

0,7

1

0,5

0,6

V группа — чел.

5

7

5

5

- %

0,7

1

0,6

0,7

По данным исследований, 59% обучающихся относятся ко второй группе здоровья, 07% имеют пятую группу, 38% имеют третью группу здоровья. У некоторых воспитанников выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Выросла заболеваемость опорно-двигательного аппарата до 54%, заболевания органов зрения до 17.5%. 7.3% детей имеют заболевания органов пищеварения. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей в нашем учреждении стоит очень остро.

Исследование состояния здоровья обучающихся

Год

Заболевание

2008 — 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

2011 – 2012

Заболевания органов дыхания

- чел.

41

50

66

42

- %

6,0

7

9,1

5,7

Заболевания органов пищеварения

- чел.

30

24

33

54

- %

4,3

3,3

4,5

7,3

Заболевания опорно-двигательного аппарата

- чел.

298

301

372

397

- %

43,1

41,9

51,1

54

Сердечно – сосудистые заболевания

- чел.

89

78

74

98

- %

12,9

10,9

10,2

13,3

Заболевания нервной системы

- чел.

143

140

122

124

- %

20,6

19,5

16,8

16,8

Психические расстройства

- чел.

- %

Заболевания органов зрения

- чел.

117

112

107

129

- %

17,0

15,6

14,7

17,5

Для организации качественного обучения, развития и воспитания обучающихся Лицея без ущерба для их здоровья мною была создана методическая разработка раздела программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровье и безопасность жизнедеятельности»

Задачи раздела программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, пробудить желание заботиться о своем здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поведение, позволяющее сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Системная работа по реализации задач представлена в виде взаимосвязанных блоков

Здоровье сберегающая инфраструктура

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Эффективная организация физкультурно оздоровительной работы

Реализация дополнительных образовательных программ

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Деятельность волонтеров

по пропаганде здорового образа жизни,

В деятельности по формированию качественного обучения, развития и воспитания обучающихся без ущерба для их здоровья, положительного отношения к здоровому образу жизни используются инновационные формы работы. Одной из наиболее эффективных форм в подростковой среде является профилактическая работа, организация молодежного волонтерского общественного объединения «ПОКОЛЕНИЕ NEXT» на базе нашего Лицея по пропаганде здорового образа жизни, противодействию



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст