методическая разработка Интеграция на уроках литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иштанская средняя общеобразовательная школа»

Голещихина А. А.

Интеграция на уроках литературы

Методическая разработка

Иштан 2010

Голещихина А. А. Интеграция на уроках литературы: методическая разработка. – Иштан, 2010 г., стр. 31

В данной методической разработке представлены интегрированные уроки литературы из опыта работы автора. Материалы апробированы в работе с учащимися средней общеобразовательной школы.

Адресовано пособие учителям литературы.

Рецензенты: Иванова Оксана Валентиновна, зам. начальника управления образования

Администрации Кривошеинского района, координатор методической

работы

Иванова Татьяна Петровна, руководитель РМО учителей русского языка и

литературы Кривошеинского района, «Почётный работник общего

образования РФ»

Иштан, 2010

Голещихина А. А., 2010

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………..………..стр.4

Разработки интегрированных уроков

«…в похвалу Сергию Радонежскому». Икона Андрея Рублёва «Троица»……………………………………………………………………..стр. 6

Урок-презентация «Чудеса долго помнятся»……………………………..стр.13

Художественные открытия Серебряного века русской культуры….…….стр.21

Урок-литературно-художественный салон «Поэтический образ России»……………………………………………………………………….стр.26

Пояснительная записка

Наша литература и искусство – это точно двое

близнецов неразлучных, врозь немыслимых.

В. В. Стасов

Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Модернизация современного российского педагогического образования предполагает формирование у школьника филологической культуры и языковой компетентности, чтобы он умел не только добывать важную для него информацию, но и был бы готов вести диалог. «Литература», как учебная дисциплина, может и должна внести свой вклад в решение задачи разностороннего, поликультурного развития личности. Отсюда актуальна в современной методике проблема межпредметных связей и их более высокого уровня — интегративных взаимодействий. Теория и практика интегрированного урока по литературе представлена в методике достаточно широко, но требования времени постоянно поднимают планку в разработке этой технологии.

Интеграция – один из продуктивных путей преобразования современной школы. Она способствует формированию системно-целостного взгляда на мир.

Проблема теоретического обоснования и методического обеспечения интегрированных уроков литературы – это предмет исследования в работах многих ученых и методистов.

В.А. Доманский в своей монографии «Культурологические основы изучения литературы в школе» * пишет: «Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникации предметов чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре». Это действительно так. Интегрированные уроки – уроки искусства – приобщают каждого ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту литературы, музыки, живописи, лучше формируют целостное мышление и сознание.

Интегрированный урок предполагает особую технологию его проведения. Он требует сочетания разнообразных видов деятельности обучающихся – речевой, коммуникативной, сочетание научного и художественного мышления.

Работая с детьми в сельской школе, сталкиваешься с проблемами, связанными с особенностями социальной среды. Социальная среда оказывает далеко не всегда положительное влияние на развитие сельского ребенка.

Обучение русскому языку и литературе проходит в сложных условиях, когда снижается общая культура, речь засорена неоправданными заимствованиями, арготизмами, диалектизмами. У сельских детей ограничены возможности  культурного и эстетического развитии. Дети, практически, не имеют возможности выехать за пределы района, посещать музеи, театры, концертные залы, художественные выставки. Школа для них – островок удивлений и открытий. Именно литературное образование в совокупности с художественным способствуют воспитанию эстетического вкуса учащихся, нравственных и гуманистических установок. Интегрированные уроки оставляют яркий след в душах и памяти ребят, заставляют вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Интегрированные уроки, как правило, всегда нестандартные, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, направлены на формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей учеников.

Одним из методических средств организации интегрированных уроков являются мультимедийные презентации, которые вызывают любопытство ребят, побуждают к обмену мнениями, впечатлениями, то есть, к общению. Мультимедийные презентации – это всегда яркие образы, музыка, анимация, дикторское или авторское чтение, словом, то, что обновляет существенно методику проведения современного урока. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

В основной части методической разработки представлены интегрированные уроки из опыта работы.

Изучая тему «Древнерусская литература», необходимо приобщать детей к системе духовных ценностей, донести до них мысль о том, что без творчества величайших художников прошлого невозможно до конца понять тот путь, который прошло наше искусство, что наш народ издавна любил красоту и воплощал её по-своему, сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.

После изучения произведений о любви Чехова, Бунина, Куприна в 8 классе целесообразно провести урок-презентацию «Чудеса долго помнятся». Главная мысль этого урока – чудо может быть рукотворным, как, например, музыка Клода Дебюсси, книги Грина, полотна Айвазовского. Это интегрированный урок с последовательным типом связей, где материал, относящийся к разным видам искусства, организован в своеобразные блоки, объединённые сквозными понятиями «чудо» и «море». Цель такого урока – донести до учащихся важнейшую мировоззренческую мысль о том, что в развитии литературы и других видов искусства много общего, родственного, что литература и искусство развивались и развиваются в едином потоке художественного творчества.

Урок «Открытия Серебряного века» подводит обучающихся к пониманию, что культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок, что это удивительный пласт в истории русской и мировой художественной культуры. Музыка Скрябина и Рахманинова, живопись Врубеля и Серова, стихи Блока, Цветаевой, Маяковского позволяют окунуться в мир искусства Серебряного века, который излучает свою энергию, свой свет и поныне.

Интегрированный урок в 6 классе «Поэтический образ России» можно провести в форме литературно-художественного салона, где ребята пробуют себя в разных ролях: гость, искусствовед, музыковед, актёр, критик. Одна из задач данного вида урока – научиться сравнивать изобразительно-выразительные средства, используемые в различных видах искусства. Вид урока: урок формирования умений и навыков. Структура урока: интегрированный, с параллельным типом интегративных связей.

Конечно, проведение интегрированного урока требует тщательной подготовки, кропотливой работы, ведь надо не только продумать и выстроить урок композиционно, но и подобрать литературный и наглядно-иллюстративный материал, музыкальные произведения, видеофрагменты и т. д. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, информатики. В качестве приложения к данной методической разработке предложены презентации, выполненные в программе Power Point.

*Доманский В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе.– Томск: ТГУ, 2000.

Тема: «…в похвалу Сергию Радонежскому». Икона Андрея Рублёва «Троица»

Цель: духовно-нравственное воспитание на ценностных основах отечественной православной культуры.

Задачи:    

1. Обучающие задачи: продолжить работу по формированию у обучающихся умения анализировать произведение искусства; делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования; познакомить с биографией художника А. Рублёва, донести основную мысль и содержание иконы «Троица».

2.     Развивающие задачи: создать условия для развития у обучающихся умений давать оценку произведению искусства, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать ассоциативно-образное мышление, монологическую речь.

3.     Воспитательные задачи: приобщать к системе духовных ценностей, воспитывать чувство прекрасного, культуру восприятия произведений разных видов и жанров искусства.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (слайды).

Андрей иконописец преизрядный всё

превосходящ в мудрости зелне, седины честные

имея.

…дабы

воззрением на святую Троицу побеждался

страх ненавистный розни мира сего. Сергий Радонежский

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Продолжаем цикл уроков литературы и занятий спецкурса «Вечно живая Древность».

- О чём говорим сейчас на уроках литературы? (об апокрифах и агиографиях).

- Как звучала тема предыдущего занятия спецкурса? («Иконопись – наша отечественная гордость»)

Сегодня мы соединим обе изучаемые темы в одну и назовём её «…в похвалу Сергию Радонежскому»). (Записывается тема занятия и эпиграфы).Cлайды № 1-2

Звучит Вступление к песне «Забава»

2. Целеполагание. Слайды № 3-4

Современному человеку непросто понять красоту древнерусской живописи, отделённой от настоящего времени толщиной столетий. Её своеобразие открывается не каждому и не сразу. Чтобы постичь её, нужно внимательно вглядываться в совершенные произведения древнерусских мастеров, попытаться понять их отношение к миру, особенности живописной манеры. Без знакомства с творчеством величайших художников прошлого, таких, как Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков, невозможно понять до конца тот огромный путь, который прошло наше искусство.

Наш народ издавна любил красоту и воплощал её по-своему, сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.

К счастью, время разрушения храмов прошло и теперь, когда мы обращаемся к нашей духовной истории, православной культуре, каждый грамотный человек должен владеть основами понимания религии и иконописи.

3. Работа над новой темой с опорой на знания учащихся.

- На чём основана христианская религия? (Вера, Добро, Любовь, Сострадание, Милосердие)

- Что такое икона? (Произведение станковой живописи, имеющее культовое значение. Слово «икона» происходит от греческого «эйкон», что значит «изображение», «образ». Вообще – это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен из Священного писания, которым церковь приписывает священный характер. Икона – «окно» в Царствие Божие). Слайд № 5

- Вспомните, что сказал об иконе Отец Александр Киселёв. («Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но ещё не всё. Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность, тот подошёл к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию»). Слайд № 6

Икона – обращение к духовному человеку. Она утверждает добро красотой и красоту добром.

Сообщение учащегося о раскрытии иконы Андрея Рублёва «Троица».

Русская икона является одним из самых примечательных художественных открытий 20 века. В 19 столетии даже коллекционеры, специально собиравшие памятники древнерусской иконописи, не подозревали, какие красоты они в себе таят… Когда в 900-х годах впервые приступили к расчистке икон, выяснилось, что под поновлениями и записями древнее письмо превосходно сохранилось и приобрело твёрдость и плотность кости… И сразу же стало очевидно, сто это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным, что в нём ярко отразилось живое народное творчество, что оно перекликается своей просветлённостью и какой-то особой ясностью в строе форм с античной живописью, что его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения». (В. Н. Лазарев) Слайды № 7-10

Раскрытие «Троицы» Рублёва, находившейся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, произвело ошеломляющее впечатление. «Троицу»решили раскрыть уже в 1904 году. Дело в том, что имелось письменное подтверждение монастырского предания, согласно которому эта икона была написана самолично Рублёвым.

Снятие золотой ризы принесло, однако, разочарование почитателям древнерусского искусства, надеявшимся увидеть, наконец, подлинное творение знаменитого мастера: под ней оказалась весьма банальная живопись. То был результат последнего поновления, произведённого в конце 18-го века. Но, когда один за другим начали снимать «беззаконные» красочные слои, всех охватило беспредельное восхищение: из скрывавшей его так долго темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых одухотворённых созданий мировой живописи.

Расчистка иконы всё же не была доведена до конца. По требованию духовенства рублёвская живопись вновь была запрятана под роскошный оклад.

Только во второй половине 20-го века «Троица», переданная в Третьяковскую галерею была полностью раскрыта, чтобы занять там первое место среди шедевров древнерусского искусства. Ведь именно это произведение вернее всего даёт ключ к пониманию красот всей древнерусской иконописи.

- Сейчас самое время вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Возрождение», в нём – о судьбе «Троицы», о чуждых красках, ветхой чешуёй спавших с творения гениального мастера.

Чтение учащимся стих. А. С. Пушкина «Возрождение».

Художник – варвар кистью сонной Картину гения чернит. И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.

- Перед вами портрет А. Рублёва, выполненный с Автопортрета на фресках Троицкого монастыря художником 20-го века Кандауровым.

Что известно об Андрее Рублёве?

Сообщение ученицы о художнике А. Рублёве. Слайды № 11-24

Подробности жизненного пути Андрея Рублёва известны очень мало. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Годы жизни называются примерные, считается, что он родился около 1360 года, а умер в 1430. Андрей — монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на А). Его фамилия позволяет предположить, что он происходил из ремесленников. Рубель — это инструмент для накатки кож. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Рублев, по преданию, был спокойным и кротким человеком, чье существование было занято только монастырской службой, искусством и размышлениями.

Известно, что творил А. Рублёв на рубеже 14-15 веков в Москве и был, по существу, основателем самостоятельной Московской художественной школы.

Как и всякий средневековый автор, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя употреблялось редко. Однако историки предполагают, что он был монахом, долгое время жил в Троице-Сергиевом монастыре, одном из крупных культурных центров Руси той поры. Здесь для здания Троицкого собора он и написал своё великое произведение «Троицу».

Вполне возможно, что потом Андрей Рублёв жил в Москве, в Андронниковом монастыре. В 1405 году он вместе с известным иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Некоторые иконы этого собора сохранились до наших дней. Приписывают ему также и миниатюры рукописи «Евангелие Хитрово», названный по имени его владельца. Среди миниатюр особенно выделяется мастерством рисунка и изысканностью изображение ангела.

В 1408 году Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным, своим товарищем, расписывает Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему страшного суда, который, согласно Библии, является Божьим судом над грешниками и воздаянием праведникам во время наступления конца света. Перед вами – репродукция с иконы «Спас в силах» из деисусного чина. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире.

Для звенигородского собора Успения Рублёв выполнил Звенигородский чин – иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.

Где-то уже после 1422 года Рублёв расписал Троицкий собор в Загорске фресками, которые, к сожалению, не сохранились, и вместе со своими учениками создал его иконостас.

Полагают, что умер великий художник в Андронниковом монастыре 29 января 1430, там же был и погребён. Дата его смерти — единственная точная дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как плита погибла.

Лучшим выражением этой легенды стал фильм А.А.Тарковского «Андрей Рублев» (1971), выразительно подчеркнувший удивительный контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов преподобного. Местночтимый как святой с 17 в., он в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 (17) июля. С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

- Андрей Рублёв жил и работал в 15 веке. Что ещё известно о времени и о творчестве художника?

Сообщение ученицы о работе художника над «Троицей»

15 век проходил в борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы. Росло национальное самосознание русских людей. Художественным летописцем этого периода жизни Руси и был Андрей Рублёв. На его мировоззрение, несомненно, большое воздействие оказали патриотические и гуманистические идеи той эпохи, одним из выразителей которых был Сергий Радонежский. Он принимал активное участие в политической жизни страны и сыграл значительную роль в подготовке Куликовской битвы. Понимая, как важно для Руси единство её земель, он призывал князей к дружбе, к прекращению междоусобных распрей. Всемирно известная теперь икона «Троица» написана Андреем Рублёвым, как свидетельствует дошедший до нас письменный источник, «в похвалу Сергию Радонежскому». Слайд № 25

Письменные источники говорят о том, что Андрей Рублёв, бывший прежде в послушании у Никона, игумена Троицкого монастыря, «писаше многие святые иконы, чудно зело» и что Никон «повеле ему при себе написати образ Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу»

Хотя текст этот 17 века и, значит, мог вызывать сомнения, достоверность авторства Рублёва как-то сразу стала очевидной. Ибо только гениальный художник мог создать эту икону. И слава, которой удостоился Рублёв, ореол, окружавший его имя, находили исчерпывающее объяснение в её несравненных художественных достоинствах.

Слайд № 26

На фоне музыки И. С. Баха «Vater unser im Himmelreich» ученик читает отрывок из рассказа И. Долгополова «Андрей Рублёв»

Звонят колокола. В храме сумрачно. Колеблемые ветром лучины еле теплятся, мерцающий свет озаряет темные образа. Пучок света, проникший сквозь узкое окно, дымною стрелою вонзился в старинную икону, и в его голубом сиянии словно ожили строгие лики. В тиши храма вдруг прозвучал голос Сергия, негромкий, но слышный всем. Он говорил о добре и зле, о страстях человеческих, об Отчизне… Андрей Рублев зачарованно слушал мудрую речь. Хор стройно прочел молитву, и эхо гулко и звучно ответило поющим голосам. Андрей вглядывался в лица молящихся. «Надо все запоминать. Каноны стары, обветшали. Нужно письмо новое, человеку близкое»,— думал Андрей… Сергий Радонежский. Он дал художнику юное по чистоте восприятие мира. Но при всем том Сергий был как никто тверд и привержен идеалам веры в добро и правду. И это навсегда запомнил Андрей. В ту пору, когда люди ожесточались ходом событий, междоусобица и распри одолевали Русь, Сергий находил тихие, задушевные слова, мирил земляков, объединял русских на борьбу против общего врага. Летописцы нарекли его «делателем», ибо поистине все его деяния, как и само бытие его, полное чудесных свершений, превращают Сергия в личность легендарную. Не мечом, топором, дубиной, не криком оголтелым,— словом заветным покорял Сергий. Уверял в «надобности сплочения, веры и неотвратимости победы над злом». И вот эти слова Сергия Радонежского воплощены в пластические формы Андреем Рублевым, иконы которого и через шестьсот лет потрясают проникновением в суть явления, мудростью и гуманизмом… Не геенной огненной, не плахой адской, не пытками грешников убеждали его фрески и иконы — тихой светозарностью, благостной красотой образов, новой необычной лученосностью проникали в душу народа, сплачивали на борьбу с недругами. - Существует такое мнение, что именно это произведение вернее всего даёт ключ к пониманию красоты всей древнерусской иконописи.

Сообщение учащегося о сюжете иконы А. Рублёва «Троица»

Что же за мир, в который нас погружает созерцание «Троицы»? Слайд № 27

В основу иконы легла библейская легенда о явлении трёх путников-ангелов старцу Аврааму и его жене Саре. Патриарх Авраам угадал в дивных путниках божества и пышно угостил их.

Андрей Рублёв не стал передавать все детали библейского предания, он лишь уделил внимание трём фигурам. Это Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух. Ангелы восседают за столом, в центре которого чаша, символизирующая готовность к жертвенному подвигу.

Три высших божества, Святая Троица, перед нами, они объединены чувством взаимной любви. Посмотрите, как их расположил художник. На кого бы мы не взглянули, наш взгляд обязательно, невольно будет скользить к соседнему и в каждом находить настроение взаимопонимания и доверия.

Перед нами мир глубокого, неразрывного единства. Рублёв нашёл самое простое и мудрое композиционное решение для того, чтобы выразить идеи единства, мира и согласия. Он подчинил изображение мотиву круга.

Посмотрите, все изображения вписаны в замкнутую линию круга: вот круглая форма нимба вокруг головы ангелов, округлые рисунки распахнутых крыльев, круглящиеся линии плеч, и даже изгиб ствола дерева, очертания пригорка, изображённые в глубине.

Средний и левый ангелы жестами рук благословляют жертвенную чашу: один из них (Бог-отец) вдохновляет сына на жертву во имя спасения человечества; другой (Сын) покорно соглашается её принять. Третий ангел – Святой Дух, тоже протягивает руку к чаше, утешает Христа в его жертвенном подвиге. Они безмолвствуют и как будто никак не общаются, даже не смотрят друг на друга, тем не менее, между ними царит полное согласие, доверие и понимание.

Ангелы изображены с грациозно склонёнными головами. Они смотрят вниз, посылая благословение на землю. Во взгляде их – печаль о томящихся внизу людях. Они молятся, как молился святой Сергий в своей лесной пустыни, чтобы разделённый ненавистью мир преисполнился любовью.

Чтение учащимся отрывка из Библии.

«И явился ему (Аврааму) Господь у Дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр (свой), во время зноя дневного. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр (свой) и поклонился до земли, и сказал: «Владыко! если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой)». Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатёр к Саре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки, сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял телёнка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом» (Книга Бытия).

Слово учителя:

В повествовании употребляется то единственное, то множественное число, «три мужа» то сливаются для Авраама воедино, то троятся; Авраам понимает, что явился ему Господь – единый в трёх лицах. Этот эпизод из Ветхого Завета был истолкован в богословии как прообраз Троицы, в которой «неслиянно и нераздельно объединились три ипостаси Бога: Отец (безначальное Первоначало), Сын (Логос, абсолютный смысл) и Дух Святой (животворящее начало). Догмат триединства, один из главных догматов христианской церкви, получил совершенное образное воплощение в иконе Андрея Рублёва.

Сколь же радостным и волнующим было для русских появление такой иконы, как рублёвская «Троица», в дивных красках и образах прославлявшей братство, единство, примирение, любовь и самой красотой провозглашавшей надежду на торжество этих добрых начал!.. Для современников Рублёва всё это было священным, так как выражало сущность их веры.

Чтение учащимся отрывка из стихотворения Г. Р. Державина «Бог»

О ты, пространством бесконечный,Живый в движеньи вещества,Теченьем времени превечный,Без лиц, в трех лицах божества!Дух всюду сущий и единый,Кому нет места и причины,Кого никто постичь не мог,Кто всё собою наполняет,Объемлет, зиждет, сохраняет,Кого мы называем: Бог.Измерить океан глубокий,Сочесть пески, лучи планетХотя и мог бы ум высокий, —Тебе числа и меры нет!Не могут духи просвещенны,От света твоего рожденны,Исследовать судеб твоих:Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,В твоем величьи исчезает,Как в вечности прошедший миг.Хаоса бытность довременнуИз бездн ты вечности воззвал,А вечность, прежде век рожденну,В себе самом ты основал:Себя собою составляя,Собою из себя сияя,Ты свет, откуда свет истек.Создавый всё единым словом,В твореньи простираясь новом,Ты был, ты есть, ты будешь ввек!Звучит запись молитвы «Отче наш» (хор Троицкого монастыря)

Но вот такова сила искусства, что уже вне зависимости от этой веры внутреннее содержание рублёвской «Троицы» понятно нам и будет понятно тем, кто придёт после нас. Ведь в этом содержании художник выявил то, что вечно, на чём основывается наша человеческая жизнь: Добро, Жертвенность и Любовь.

Андрей Рублёв причислен церковью к лику святых, так же, как и Сергий Радонежский, чья слава была велика, и кто умел «тихими и кроткими словами» смягчать самые ожесточённые сердца.

Чтение учащимся стихотворения Н. Хоничева “Памяти Сергия Радонежского”

Россия на витке калейдоскопа – Один узор в другой не перешел.А нам твердят, что вот уж скоро, скороВольготно будет, сытно, хорошо.Но если говорят, что все отлично,То почему же взгляд страны поникВ столпотворенье мнений мозаичных, В густой борьбе амбиций слюдяных?Так много зла! Когда сжимает сердце,Мне хочется воскликнуть что есть сил:– Народ, ты исцели страну, как СергийВсех жаждущих и страждущих целил!Целя страну, себя же исцеляешь,Недаром ведь, сквозь холод смутных дней, Сейчас, под крик разноголосых клавиш,Взрастают вновь подснежники церквей.Талантливо, с любовью, нежно, строгоОбъединиться, злобу превозмочь…И может Сергий, указав дорогу,Нам в этом попытается помочь.

4. Заключительный этап урока: Анонс следующих занятий спецкурса.

Мы знаем, что С. Радонежский возвёл первый деревянный храм «Троицы», «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».Андрей Рублёв ещё застал Сергия Радонежского в живых, ведь в Житие преподобного сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всё превосходящ в мудрости зелне (всякой), седины честны имея».

Посмотрите, как художественно воплотил на своём полотне единство, духовную связь Андрея Рублёва и Сергия Радонежского художник – наш современник – Илья Глазунов. Слайд № 28

«Светильник многосветлый российские земли», — это об отце Сергии. Икона Рублёва – не единственное почитание преподобного чудотворца. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях, будем размышлять о том, что образы святого, созданные Дионисием в 16 веке и писателем Борисом Зайцевым в 20 веке, удивительно близки духовно. Рассмотрим полотно Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и триптих «Труды преподобного Сергия». Слайды № 29-31

Итак, «икона является для зрения тем, чем является слово для слуха», — писал святой Иоанн Дамаскин, живший в 8 веке. Поистине, через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Русь, Россию.

Иконы живут по своим законам, без проникновения в которые её нельзя понять.

Какие это законы? (символика цвета, особенности композиции, синтез изображения и слова, публицистичность)

- Что обозначает цвет на этой иконе Андрея Рублёва? (надежду на то, что люди могут жить идеалами Добра, Красоты и Справедливости)

Звучит запись песни «Дай, Бог!» в исп. А. Малинина. Слайд № 32

5. Д\З-рефлексия:

Письменно ответить на вопрос: «Что объединяет трёх ангелов в «Троице» Рублёва?» или написать сочинение-рассуждение «Перед рублёвской «Троицей».

Литература

Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1988

Осетров Е. Живая древняя Русь. М. , «Просвещение», 1995

Пикулев И. Русское изобразительное искусство. М., «Просвещение», 1977

Пушкин А. С. Избранное в 3-х томах. Т. 1., с. 211

Универсальная энциклопедия школьника. Литература и искусство/ сост. А. А. Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1996

Юный художник//№ 10, 1993; №8, 1995

Хоничев Н. Памяти Сергия Радонежского. Сб. Русский крест /поэтический сборник, посвященный Дню славянской письменности и культуры, совместное издание Томского Благочиния и Томской писательской организации/.– Томск, 1994. 

Интернет-ресурсы

1. Андрей Рублёв — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Рублёв

2. Андрей Рублёв. Иконы и биография Андрея Рублева www.bibliotekar.ru/rusRublev/index.htm  

3. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

www.museum.ru/M422

4. ЦМИАР. Музей Андрея Рублева www.rublev-museum.ru  

5. Мир картин и художников

6. Илья Глазунов

7. Энциклопедия живописи и графикиХудожники и их произведения, творческий и жизненный путь, серии и любимые темы

8. Предание.ру: православный музыкальный mp3 архив — Колокольные звоны Звонница Духовской церкви (Троице — Сергиева лавра) 

9. Русская церковная музыка (mp3)

Тема: «Чудеса долго помнятся»

Интегрированный урок по феерии Александра Грина «Алые паруса»

Цель: привитие интереса к творчеству Александра Грина, Клода Дебюсси, Константина Айвазовского

1.Обучающие задачи: продолжить работу по формированию у обучающихся умения анализировать эпический текст, делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования; познакомить с понятиями «феерия», «романтизм», «импрессионизм», «маринист»; помочь понять, в чём ценность творчества Грина для людей, живущих в сегодняшнем мире.

2.Развивающие задачи: создать условия для развития у обучающихся умений давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать ассоциативно-образное мышление, монологическую речь.

3.Воспитательные задачи: воспитывать чувство прекрасного, культуру восприятия произведений разных видов искусства; воспитывать чувство сопереживания с героями.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (слайды).

Ход урока.

1. Организационный момент

1. Запишем тему урока, эпиграф (Слайды №1 – 3)

Ребята, надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнуться паруса,

И скрипка пропоёт над океаном…

Звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса».

2. Целеполагание (Слайды № 4 — 5)

Слово учителя.

- Что такое чудо? Да, это то, что мы не в силах объяснить простыми словами, это «неожиданное счастье». Это – прекрасная сказка. Самое большое чудо – открытие нового, прекрасного произведения литературы или искусства. Сегодня нам с вами предстоит сделать несколько чудесных открытий, связанных с творчеством Александра Грина,

Константина Айвазовского, Клода Дебюсси.

(Слайд № 6)

- Что же объединяет этих великих творцов? Любовь к жизни, мечта о чудесах, а главное – море.

О море написано множество произведений. Целая плеяда писателей, исследователей, художников, пыталась передать необыкновенное, шестое ощущение, которое можно назвать «чувством моря».

Все они воспринимали море по-разному, но ни у одного из писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря, как у Грина, ни у кого нет таких «морских» красок, как у Айвазовского, а уж музыка Дебюсси… это просто чудо.

2. Чудо 1. Феерия Александра Грина «Алые паруса

( Слайды № 7 – 8)

Маленькое чудо – открытие нового слова (понятия).

Феерия – (от слова «фея») – драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота. При постановке на сцене в феериях используют особые, впечатляющие эффекты.

Именно так определил жанр своего произведения А. Грин.

Чтение отрывка из новеллы К. Паустовского «А. Грин» (стр. 286, 284) подготовленным учеником.

(Слайды № 9- 18)

«В чём сила этой книги?

Прежде всего – в её редчайшей поэтичности. Прочитав её, как бы получаешь в лицо фантастический залп, заряд, но не порохового дыма, а целебного воздуха морей и цветов, лесных дебрей и трав. В смешении запахов вдруг слышится скромный, но самый любимый с детства запах резеды или левкоя. И даже, кажется, видишь этот цветок. По стеблю, сгибая его, ползёт какой-нибудь очень озабоченный жук.

Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких и человечных страстей. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.»

Чтение высказываний Д. Гранина: (Слайд № 19)

«Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости.

  Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.»

Вы слышали: и Паустовский, и Гранин выделяют главную особенность произведений Грина – они несут в себе нравственный заряд, способны возвысить и воодушевить человека, высветить в нём самое лучшее, доброе, красивое. (Слайд № 20)

«Алые паруса» — романтическая сказка, ведь особенность романтизма – уход от действительности в мир мечты.

Романтизм – (Слайд № 21)

- О чём эта замечательная история?

Сообщение по сюжету книги.

- О чём мечтает Ассоль? Что вы о ней можете сказать?

Сообщение об Ассоль.(Слайды № 22- 24)

Ассоль – в душе романтик, девочка с чуткой и доброй душой, живёт мечтой и верит в мечту.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст