методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине Коррекционная

Тема: Педагогическая помощь детям с нарушениями речи

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об особенностях педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Технологическая карта семинара:

Преподаватель сообщает тему, пробуждает интерес.

Формирование малых групп.

Выбор проблем малыми группами и обоснование их актуальности.

Защита проблем малыми группами.

Работа над выбранной и защищенной проблемой в малых группах.

Выступление представителя малой группы (или представителей) с освещением первого вопроса (до пяти минут).

«Огонь по малой группе». Вопросы к первой группе и ответы на них первой мало группой.

Дополнения представителей других малых групп по обсуждаемой проблеме.

Обобщение и подведение итогов обсуждения первого вопроса.

С шестого этапа технология повторяется, но с другими малыми группами и так далее до полного изучения темы семинарского занятия.

Решение пед.ситуаций.

Эксперты подсчитывают баллы. Руководители малых групп оценивают работу студентов на уроке, подготовленность к семинару

Преподаватель дает анализ занятия, обобщается материал всей темы.

Критерии оценки (в баллах):

Аргументированность выступлений – 3

Содержание выступления – 5

Культура речи – 2

Вопрос – 3 (3) – 9

Ответ на вопрос – 3 (3) – 9

Решение пед.ситуации – 1+1=2

Максимальное количество – 30. «5» — 28-30; «4» — 17-27; «3» — 14-16.

Выбор проблем малыми группами:

Значение знаний причин речевых нарушений для педагога.

Особенности учета психолого-педагогической характеристики детей с речевыми нарушениями в работе школьного учителя.

Необходимость развития системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

Роль артикуляционных упражнений в коррекционной и профилактической работе с детьми.

Литература:

Логопедия/ Под ред.Л.С.Волковой. – М., 2004.

Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб.методических рекомендаций. – СПб., 2006.

Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М., 2010.

Специальная педагогика / Н.М.Назаровой. – М., 2004.

Тема: Развитие психики аномальных детей.

Цель: обобщить знания студентов о патогенных факторах, приводящих к врожденным и приобретенным нарушениям.

Вопросы для обсуждения:

Факторы отклоняющегося развития.

Общие закономерности отклоняющегося развития.

Сущность учения Л.С.Выготского о первичном и вторичном дефектах развития. Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

Механизмы возникновения вторичных дефектов. Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?

Классификация детей с отклонениями в развитии по В.В.Лебединскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?

Литература:

Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 2002.

Колесникова Г.И. Специальная педагогика и психология. – Ростов н/Д., 2010.

Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004.



Методические указания: главное в этой теме выяснить какие патогенные факторы приводят к врожденным и приобретенным нарушениям, какие из них воздействуют в пренатальном, натальном, постнатальном периодах. Для этого необходимо:

Охарактеризовать факторы, действующие во внеутробный период , в период родовой деятельности, прижизненные факторы, отметив их полиэтиологию.

Уделить внимание проявления наследственной отягощенности и хромосомным нарушениям.

Важно отметить различие органических и функциональных причин. Следует подчеркнуть глубокий научный и практический смысл положений Л.С.Выготского о включении детей с отклонениями в развитии в разнообразную социально значимую деятельность для создания активных и действенных форм детского опыта, о структуре дефекта, включающей первичные нарушения и вторичные отклонения, о полном раскрытии компенсаторных возможностей психических функций только при включении в процесс компенсации и биологических, и социальных факторов.

Подготовка к ответу на второй вопрос дает возможность ознакомиться с существующими в настоящее время классификациями нарушений в развитии.



Параметры, определяющие тип нарушения психического развития В.В.Лебединский связывает с функциональной локализацией нарушения, временем поражения, системным строением нарушения, нарушением межфункциональных взаимодействий. Основные закономерности развития психики детей в норме и патологии, согласно положению Л.С.Выготскому, совпадают. Дальнейшие исследования позволили выделить закономерности, характерные для всех нарушений физического и сенсорного развития, а также только для данного вида нарушения психического развития.

Важно своевременно выявить причины возникновения отклонений в развитии, понять сущность произошедших в организме нарушений, особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов, определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов.

Тема: Проблемы и причины школьной неуспеваемости.

Цель: исследование причин школьной неуспеваемости у учащихся различного возраста.

Вопросы для обсуждения:

Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, А.А.Смирновым.

Перечислите группы неуспевающих по Н.И.Мурачковскому.

Являются ли синонимами понятия «неуспевающиде дети», «дети с пониженной обучаемостью»?

Каковы причины возникновения неуспеваемости?

Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?

Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?

Литература:

Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 2002.

Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. – М., 2003.

Как учить и развивать детей с нарушениями развития / Сост.К.Грюнвальд. – Спб., 2000.



Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., 2005.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.С.Г.Шевченко. – М., 2001.

Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М., 2005.

Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе КРО. – М., 2003.

Методические указания: данное семинарское занятие посвящено рассмотрению проблем школьной неуспеваемости и их причин. Основная причина школьной неуспеваемости –ЗПР, дополняется другими важными причинами. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал при подготовке к семинарскому занятию, а затем обсуждают предлагаемые им вопросы.