методическая работа Об особенностях концертмейстерской деятельности из опыта работы пи

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детская школа искусств № 1 г. Надыма

Методическая работа

Об особенностях концертмейстерской деятельности

( из опыта работы пианиста – концертмейстера в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах)

Игишева О. А. – концертмейстер высшей квалификационной категории

г. Надым 2014г.

содержание

1.Введение

2.Задачи концертмейстера в инструментальных классах школы искусств

3.Роль концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов

4.О работе концертмейстера в классе духовых инструментов

5.Об особенностях работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами

6.Заключение

7.Список использованной литературы

Введение

Концертмейстер — самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические училища, вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относится к концертмейстеру свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства.

Это глубоко ошибочная позиция. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма, искусство аккомпанемента – это такой ансамбль. В котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.

Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки: бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать тексты, делать переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате обширной концертмейстерской практики. Личный концертмейстерский опыт автора этих строк составляет 20 лет. За 20 лет мне довелось аккомпанировать большому количеству детей, обучающихся в школе искусств на различных инструментах, а также вокальным и хоровым коллективам школы. За это время занималась концертмейстерской практикой на отделениях народных инструментов, аккомпанировала вокальному ансамблю преподавателей, являюсь концертмейстером детского хора. Все положения, изложенные в работе, возникли в результате большого опыта общения с коллегами, персонального опыта концертмейстера-практика.

Цель методической работы: изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.

Задачи методической работы: 1) описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера; 2) выявить специфику деятельности концертмейстера в условиях работы ДШИ.

Задачи концертмейстера в инструментальных классах детской школы искусств

Деятельность концертмейстера в инструментальных классах начинается с самых первых уроков. Вся работа над музыкальным произведением от фрагментарного прочтения до целостного охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно, учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает текст, но он твердо знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в сопровождении опытного пианиста. Между учеником и концертмейстером возникает творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. По словам Е. М. Шендерович «…в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции».* Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления, лучше понять, усвоить и передать содержание произведения, укрепляет интонацию. Развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения партий. Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он должен знать специфические особенности солирующего инструмента: законы звукоизвлечения, дыхания, техники. Игра концертмейстера с взрослым музыкантом отличается от игры с начинающим, именно в этом возрасте учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метроритма, игры в ансамбле (синхронность исполнения, темповое соответствие и т. д.) Необходимо выработать умение приспосабливаться к личности и исполнительской манере ребенка: не ритмично играющего — держать, робкого-воодушевлять, эмоционального — сопровождать. Важно также и умение быстро ориентироваться в тексте, видеть весь текст, помогать в случае допущенной ошибки, уметь поддержать ученика в концертном выступлении, предугадывать его намерения. В работе концертмейстера крайне важно чувство меры, слуховой контроль и дирижерское начало, умение переживать и сопереживать.

Существует несколько этапов подготовки учащегося к выступлению. Огромный период проходит в классе, это как бы «приучение», «укрощение» произведения: разбор, многократные повторения фрагментов, работа над метроритмом, ансамблем, работа над формой произведения. Преподаватель по специальности совместно с концертмейстером подсказывает ученику верные образы, настроения музыки. Еще одним этапом является выучивание произведения, здесь необходима детализация, игра с преувеличением, установка логических связей. Концертмейстер шаг за шагом проделывает с учащимся эту трудную, но, безусловно, интересную работу, если все сделано правильно, то исполнение на эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для концертмейстера. Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в зале, мастерство концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает воспитаннику приобретать артистические навыки общения с публикой. На эстраде волнуются все, но каждый по своему, здесь необходимо учитывать различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к любым сюрпризам. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за повторяющими и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене.

*Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.- М.; Музыка, 1996,-С.

Роль концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов

Наиболее сложным можно считать воплощение на фортепиано специфики звучности струнно-смычковых инструментов. Нужно пытаться, по возможности, смягчить атаку звука, прикосновение к клавиатуре должно осуществляться без жесткой фиксации кисти и пальцев, а скорее способом «поглаживания» клавиш, добиться мягкости при исполнении гармонических и мелодических оборотов. Надо заметить, что не всегда найденный прием становится универсальным, здесь необходимо учитывать характер произведения, историческую эпоху, в которой оно было создано, природный тембр рояля или фортепиано, степень изношенности инструмента и другие факторы. Например, в произведениях старинных мастеров осторожно пользоваться педалью, ее применение должно быть строго ограничено. В пьесах романтического периода наоборот, педаль будет необходима, обогащающая звучание солирующего инструмента. Репертуар юных скрипачей и виолончелистов состоит не только из пьес, этюдов, но и концертов, именно при исполнении произведений крупной формы нужно стремиться «оркестровать рояль», то есть пианист-концертмейстер будет выступать в роли оркестра. Знание тембров инструментов симфонического оркестра и умение передать их многокрасочную палитру на рояле- задача не из легких, от воображения концертмейстера зависит, сможет ли он ясно представить легкое стаккато флейты, мягкое обволакивающее звучание валторн, гнусавость английского рожка и т.д. Характер оркестровых вступлений (интродукций), проигрышей, заключений тоже целиком и полностью зависит от концертмейстера. Мастерство концертмейстера проявляется в точном определении темпа, в котором будет исполнять произведение ученик, характера и общего тонуса, здесь особое значение имеет партия левой руки, которая придает звучности глубину и объемность, особенно это касается подходов к кульминациям, тутти.





Несколько слов о штрихах: Самуил Евгеньевич Фейнберг писал: «…штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой образов». То есть под штрихами скрипачи понимают не только ведение смычка вверх и вниз. Но и широкий круг самых разнообразных приемов звукоизвлечения. Скрипичное легато артикуляционно реализуется всегда одним игровым приемом, в то время как нон легато представлено большим количеством артикуляционных градаций и, соответственно, штриховых вариантов. Особое искусство концертмейстера состоит и в выборе штриха, соответствующего или приближенного к штриху исполнителя.

О работе концертмейстера в классе духовых инструментов

В основе обучения молодых исполнителей – духовиков лежит воспитание музыканта в глубоком и всестороннем понимании этого слова. Обучающиеся и преподаватели эстрадно-духового отделения принимают активное участие в многочисленных концертных мероприятиях, по этой причине концертмейстер постоянно находится в состоянии концертной готовности, пианист в ансамбле духовых инструментов – равноправный участник всего музыкального действия. Основной объем репертуара занимают произведения эстрадного и джазового направления, а это музыка сложнейших ритмических сочетаний, именно в классе духовых инструментов необходимы такие навыки творческого музицирования как транспонирование и подбор по слуху, концертмейстер также должен владеть отличной фортепианной техникой, набором специфических приемов, так как фортепианные соло в композициях достаточно виртуозны. Основное качество концертмейстера – это умение «держать» темп и метроритм, жить живым ритмом произведения исключительно важно, так как в эстрадно – джазовой музыке является средством музыкальной выразительности. При работе в классе духовых инструментов нужно учитывать взятие дыхания, жесты дирижера, то есть постоянно воспитывать коллективное мышление. От концертмейстера требуется свободное ориентирование в ансамбле, оркестре. Быстрое схватывание и запоминание всего произведения в целом и в деталях, цифры, способы записи сокращений, повторений, вступлений инструментов, отсчет пауз, все это необходимый набор знаний и умений для успешной деятельности концертмейстера. Нужно всегда понимать функции своей партии в ансамбле, уметь играть ярко, но не противоречить другим исполнителям, быть и ведомым и ведущим, держать баланс звучания и по вертикали и по горизонтали.

Об особенностях работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами.

«По-видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…» — пишет Е. М. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе». Аккомпанемент в вокальных произведениях очень выразителен, это равноправная партия, которая усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.

Работу концертмейстера с вокальным или хоровым коллективом отличают ряд специфических черт. В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. Творческая деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий процесс и конкретное исполнение.

Рабочий процесс делится на четыре этапа:

Работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений у учащихся.

Индивидуальная работа над партией аккомпанемента включающая: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.

Работа с вокалистами — предполагает безупречное владение фортепианной партией. Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, расстановкой дыхания.

Рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкально-исполнительского образа.

Проводя занятия в классе, концертмейстер не только готовит певца к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент выступления на эстраде он является творческим партнером солиста. В период подготовки произведения певец и пианист совместно проходят ряд стадий: повторение целого и деталей, остановка в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов и т. п. Еще более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходиться работать над разучиванием вокального ансамбля. Хорошее знание партии каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания всех голосов требуют от пианиста тщательной тренировки и укрепления внутренних представлений.

В вокальном ансамбле, как правило, отсутствует дирижер, роль которого частично выпадает играть аккомпаниатору, здесь уместно упомянуть об образном соответствии фортепианных вступлений и заключений духу исполняемых произведений, о выборе темпа и его отклонениях в процессе развертывания произведения, о цезурах, соответствующих технике дыхания вокалистов. Особое значение для совместных репетиций имеет психологический климат, увлеченность своей профессией, любовь к музыке, доброжелательная манера разговора, совместное обсуждение с коллективом ошибок, недочетов, а также умение наладить контакт с партнерами помогают достигать эффективных результатов. Чувствовать певца как себя, обладать способностью к перевоплощению – одна из задач концертмейстера вокалистов.

Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от занятий с вокалистами. Пианист должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато и т. д.

Концертмейстер должен обладать следующими качествами:

уметь играть «под руку» дирижера, то есть понимать жесты и намерения

работать над качеством звука

развивать интуицию, предугадывать начало и конец звука

в редких случаях брать инициативу в свои руки («держать хор»)

Способность понимать дирижерские жесты и намерения приобретается с изучением основных приемов дирижирования, с двух-, трех-, четырехдольными сетками, с понятиями «ауфтакт», «точки», «снятия звука»,а также концертмейстер должен знать, какими жестами изображаются штрихи и оттенки.

Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе включает в себя не только само исполнение аккомпанемента, но и разучивание с певцом или хором партий, сольных номеров, участие в подборе репертуара, запись фонограмм для выездных выступлений. Часто крнцертмейстеру приходится сталкиваться с отсутствием фортепиано в учреждениях, школах т. д. Владение игрой на клавишном синтезаторе спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер становится еще и аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями. В отдельных случаях даже приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, так как диапозон инструментов составляет меньшее число октав. В современных условиях концертмейстер должен уметь записать фонограммы аккомпанементов. Это касается выступлений на открытом воздухе или при больших аудиториях. Запись фонограммы — процесс сложный, в этом процессе помимо хора, ансамбля или вокалистов участвует еще и звукорежиссер. Используя достижения технического прогресса, у концертмейстера появляются большие возможности для экспериментирования со средствами музыкальной выразительности.

Заключение

Как известно, концертмейстер дожжен слышать произведение объемно – и по вертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради выявления главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт, мастерство, знание стиля композитора, ясное понимание исполняемого произведения. Тщательное прочтение нотного и словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной чистоте – таковы основные задачи концертмейстера. Выполнение их дает возможность совместно с солистами участвовать в воплощении творческого замысла композитора, передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно, выразительно и ярко. Концертмейстеру приходиться приспосабливаться к творческой манере многих преподавателей, в классах которых он работает. Многообразие требований повышает его профессиональную компетентность. Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям, подсказке забытого слова, дублированию мелодии (если солист не держит тональность), проведению урока с участием без преподавателя по специальности. Область концертмейстерской практики для многих пианистов и для автора этих строк, в частности, является творческой потребностью, влияет самым благотворным образом на дальнейшее совершенствование художественной индивидуальности. Талант режиссера живет в его фильмах, художника – в картинах, поэта – в стихах. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.

Список использованной литературы

Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога.- М. Музыка, 1996г.

Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. – М. Музыка, 1987г.

Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л. Музыка, 1988г.

Бейлина С. З. В классе профессора В. Х. Разумовской. – Л. Музыка, 1982г.

Методические записки по вопросам музыкального образования: сб. статей: выпуск 3/ ред. – сост. Лагутин А. –М. Музыка,1991г.