методическая модель подготовки к ГИА

Сайганова Л. А., учитель МОАУ «Лицей № 1»

города Оренбурга

Методическая модель подготовки учащихся к ГИА в 9 классе

Структура экзаменационной работы ГИА по русскому языку

Работа состоит из 3 частей:

Часть 1 (С1) – сжатое изложение по прослушанному тексту.

Часть 2 – тестовые задания по прочитанному тексту(7 заданий (А1-А7) – задания с выбором ответа; 14 заданий (В1-В14) – задания с кратким ответом).

Часть 3 (С2) – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) или сочинение-рассуждение по проблеме, заявленной в тексте для чтения (С2.2).

Основные умения, проверяемые контрольно-измерительными материалами ГИА

1. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).2. Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.3. Умение обрабатывать информацию звучащего текста.4. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).5. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.6. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.7. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.8. Умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.9. Умение определять функционально-смысловой тип речи.10. Умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота.

11. Умение проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.12. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.13. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.14. Умение находить грамматическую основу предложения.15. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.16. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.17. Умение последовательно излагать собственные мысли.18. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.19. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.20. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Пункты 1-3 проверяются заданием С1 (написание сжатого изложения).Пункты 4-15 проверяются тестовой частью работы (задания блоков А и В).Пункты 16-20 — заданиями части С 2.1 или 2.2 (сочинение на лингвистическую или морально-этическую тему).

Основные принципы подготовки учащихся к ГИА

Целеполагание;

Преемственность;

Системность;

Вариативность;

Последовательность.

Формы и методы работы

Лекции

Практические занятия

Индивидуальные маршруты

Групповая работа

Зачеты

Открытые занятия для всех участников образовательного процесса

Сжатое изложение

Основная задача – передать содержание кратко и обобщенно, но полно, сохранив все микротемы.

При написании сжатого изложения необходимо уметь:

вычленять в исходном тексте основное (относительно всего текста) и существенное (относительно каждой части текста);

ориентироваться при сжатии текста на речевую ситуацию;

применять приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

находить и использовать обобщающие речевые средства выражения;

правильно выстроить сжатый текст.

Семь заданий с выбором ответа (А1 – А7) проверяют:

понимание его основной проблемы или её аспектов (А1),

понимание позиции автора или героя (А2),

понимание характеристики героя (А3),

понимание важных для содержательного анализа отношений синонимии и антонимии как на лексическом, так и на текстовом уровне (А4 и А5);

понимание роли номинации героев в выявлении авторского отношения к ним (А6);

умение опознавать изученных средств выразительности речи (А7).

Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14)

В1 – на подбор синонима;

В2 – на правописание чередующихся гласных в корне слова;

В3 – на правописание приставок (на –з и –с);

В4 – на правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных;

В8 – на конструирование синонимичных словосочетаний с разными видами связи;

В9 и В12 – на определение грамматических основ предложения;

В5-В7, В10,В11,В13,В14 – на пунктуацию в простом и сложном предложении.

Критерии оценивания содержания сочинения на лингвистическую тему С2.1):

С1К1 –обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 функции языка) – 2 б.;

С1К2 – примеры-аргументы (не менее 2 примеров 2-х функций языка) – 2 б.;

С1К3 –смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (абзацное членение, логические ошибки) – 2 б.;

С1К4 – композиционная стройность и завершенность – 1 б.;

Максимальное количество баллов – 7 баллов.

Критерии оценивания содержания сочинения по фрагменту текста (С2.2):

С2К1 –понимание смысла фрагмента текста (1 б.);

С2К2 – примеры-аргументы (не менее 2 примеров, объясняющих фрагмент) – 3 б.;

С2К3 –смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (абзацное членение, логические ошибки) – 2 б.;

С2К4 –композиционная стройность и завершенность – 1 б.;

Максимальное количество баллов – 7 баллов.

Критерии грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:

ГК1 – соблюдении орфографических норм (не более 1 ошибки) – 2б.;

ГК2 – соблюдение пунктуационных норм (не более 2 ошибок) – 2б.;

ГК3 – соблюдение грамматических норм (не более 1 ошибки) – 2б.;

ГК4 – соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б.;

ГК5 – соблюдение фактической точности в изложении и понимании текста (материала), а также в употреблении терминов –2б.

Максимальное количество баллов – 10 баллов.





Для изложения и сочинения объемом — 140-290 слов

Сжатое изложение

(теория и практика подготовки)

Подробное изложение

Цель

Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля

Сжатое изложение

Цель

Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ

ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА

3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ

4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ

5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ

6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Приемы сжатия текста:

Исключение

Обобщение

Упрощение

(далее примеры по слайдам)

Пропедевтические упражнения могут быть нескольких типов:

выделение главной информации предложения (простого или сложного);

выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца);

выделение детализирующей, объясняющей части микротекста;

сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей;

расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.;

подбор обобщающего слова (родового понятия) к ряду слов;

подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.

Обучающее изложение (пример урока)

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга. Матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, – он никогда не станет настоящим человеком.

Мы с детьми возвращались из лесу. Видим, у дороги сидит на траве дедушка. Он чем-то расстроен. «Что-то случилось у человека, — говорю я детям. – Может быть, он заболел в дороге? Может быть, что-то потерял?»

Подходим к старику, спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?» Старик тяжело вздыхает. «Спасибо, дети, — говорит он, — как бы вы ни хотели мне помочь – не сможете. Горе у меня большое. Старуха умирает в больнице. Вот еду к ней, ожидаю автобуса. Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди».

Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. Домой они расходились под впечатлением печальных слов старика. Собирались ещё поиграть немного, но как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.

Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Любовь маленького ребёнка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство: ребенок любит маму постольку, поскольку мама является источником его радостей, нужна ему для радостей. А надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

(По В.А. Сухомлинскому)

265 слов

Задание:

Прослушайте текст и напишите

сжатое изложение

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой темы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

План текста

Строение текста

Типологическое строение текста

Опорные слова

Языковые средства

1. Добрые чувства – средоточие человечности.

Тезис

Рассуждение-размышление

Эмоциональная культура

Эпитеты, метафора

2. Чем губительно безразличие?

Аргумент

Рассуждение-размышление

Сердце товарища, друга, настоящий человек

градация

3.Мы с детьми возвращались из леса.

Пример

Повествование

Что-то случилось у человека

вопросы

4. Дедушкино горе.

Пример

Повествование

Тяжело вздыхает, старуха умирает, всё же легче: есть на свете хорошие люди.

Лексич. повтор

5. Умолкло беззаботное щебетанье.

Пример

Повествование

Впечатление печальных слов, забыли об игре

эпитеты

6. Подлинная любовь рождается в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

Вывод

Рассуждение-размышление

Учить чувствовать, школа сердечности,

чуткости, отзывчивости, дружба, товарищество, братство, тончайшие переживания другого человека,

одухотворена творением добра.

Однородные члены, метафора,

эпитеты.

Урок подготовки к написанию сочинения С2.2

(далее по слайдам)

Подготовка к написанию сочинения С2.1

Структура текста-рассуждения:

Тезис Доказательства Вывод Аргументы Факты Примеры

(далее по слайдам)

Итак, задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.