мет для студ 10 семестр

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОРТОПЕДИЯ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для

студентов 3 курса стоматологического факультета

X семестр

ВЛАДИКАВКАЗ 2011

Содержание

МОДУЛЬ № 1

Организация стоматологического кабинета. Документация для учета работы стоматолога-терапевта. Основные методы обследования больного на терапевтическом приеме. (5-ти часовое занятие).

Дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенологические, функциональные, биохимические, микробиологические, цитологические и гистологические, иммунологические, общеклинические. (5-ти часовое занятие).

Методы обезболивания, применяемые в терапевтической стоматологии. Неотложные состояния и экстренная помощь в условиях поликлиники. . (5-ти часовое занятие).

Модуль №1

Модуль №2

Некаризоные поражения зубов, возникающие до прорезывания зубов. (5-ти часовое занятие).

Некариозные поражения зубов, возникающие после прорезывания зубов. (5-ти часовое занятие).

Кариес. Этиология. Патогенез. Классификация (5-ти часовое занятие).

Методы лечения кариеса. (5-ти часовое занятие).

Модуль №2

Модуль№3

Пульпит. Этиология. Патогенез. Классификация. (5-ти часовое занятие).

Пульпит. Клиническая картина. Методы диагностики. Дифференциальная диагностика. (5-ти часовое занятие).

Лечение пульпитов. (5-ти часовое занятие).

Периодонтит. Этиология. Патогенез. Классификация. (5-ти часовое занятие).

Периодонтит. Клиническая картина. Методы диагностики. Дифференциальная диагностика. (5-ти часовое занятие).

Лечение периодонтитов. (5-ти часовое занятие).

Модуль№3

Модуль №4

Гингивит. (5-ти часовое занятие).

Пародонтит.

Пародонтоз. (5-ти часовое занятие).

Пародонтомы. Идиопатические заболевания пародонта. (5-ти часовое занятие).

Консервативные методы лечение заболеваний пародонта. (5-ти часовое занятие).

Хирургические методы лечения заболеваний пародонта. (5-ти часовое занятие).

Модуль №4

Модуль№5

Изменения СОПР при инфекционных заболеваниях и травмах. (5-ти часовое занятие).

Изменения СОПР при аллергических поражениях и дерматозах. (5-ти часовое занятие).

Травмы СОПР.

Заболевания языка и губ. Изменения СОПР при некоторых системных заболеваниях.

Модуль№5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Тема занятия:

Организация стоматологического кабинета. Документация для учета работы стоматолога-терапевта. Основные методы обследования больного на терапевтическом приеме.

2. Цель занятия.

Студент должен знать:

Современные санитарно-гигиенические требования к организации стоматологического кабинета.

Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога.

Особенности работы в четыре руки.

Обязанности ассистента врача-стоматолога.

Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним.

Принцип устройства и работы современной стоматологической установки, наконечников.

Стоматологический инструментарий, используемый на терапевтическом приеме.

Методы дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария.

Правила уборки стоматологического кабинета.

Меры по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и вирусного гепатита В, С медицинского персонала

Студент должен уметь:

В соответствии с правилами техники безопасности включать и выключать бормашину и стоматологическую установку.

Фиксировать наконечники и боры.

Проводить дезинфекцию мелкого стоматологического инструментария и предстерилизационную очистку инструментария.

Проводить дезинфекцию стоматологического оборудования.

Проводить предстерилизационную очистку стоматологического инструментария.

Осуществить мероприятия, осуществляемые при риске парентерального инфицирования ВИЧ и вирусным гепатитом.

Студент должен ознакомиться:

С санитарно-гигиеническими требованиями к организации стоматологической поликлиники, кабинета и эргономическими основами организации рабочего места врача-стоматолога, с клиническими методами диагностики, применяемыми в стоматологии.

.

3. Содержание обучения:

Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию и оснащению терапевтического кабинета.

Существуют определенные нормативы и требования к организации стоматологического кабинета. По существующему положению площадь на одно рабочее место должно составлять не менее 14 кв.м. и на каждое дополнительное – 7 кв.м. Если дополнительное кресло имеет универсальную стоматологическую установку, то площадь увеличивается до 10 кв.м.

В лечебном кабинете должно размещаться не более трех кресел с разделением рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1,5 метра.

При одностороннем естественным освещении кабинета кресла устанавливаются вдоль светонесущей стены в один ряд. При установке кресел в два ряда при одностороннем естественном освещении необходимо дополнительное искусственное освещение даже в дневное время во втором ряду кресел, с периодической сменой врачей своими рабочими местами.

Окна кабинета желательно ориентировать на северные направления (север, северо-восток, северо-запад), при южном направлении окон, в летнее время необходимо затенять окна при помощи штор, жалюзи и других приспособлении.

Световой коэффициент- «СК» — (отношение остекленной поверхности к площади пола) в стоматологических кабинетах должен составлять 1:4-1:5, а в остальных помещениях – быть не ниже 1:8. Коэффициент естественного освещения – «КЕО» (процентное отношение уровня естественной освещенности на рабочем месте к одновременной освещенности под открытым небом) на рабочих местах должен быть не менее 1,5%, угол падения световых лучей на рабочее место должен быть не менее 28 градусов.

Кроме того, лечебные кабинеты должны иметь общее искусственное освещение (лампы накаливания или люминесцентные лампы) и местное освещение в виде рефлектора на стоматологических установках (не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз – 2000-5000 лк). Светильники общего и местного освещения должны иметь соответствующую защитную арматуру, предохраняющую органы зрения персонала от слепящего действия ламп.

Высота кабинета должна быть не менее 3 метров, а глубина не более 6 метров.

Отделка стоматологических помещении должна производиться материалами, разрешенными МЗ Российской Федерации для применения в строительстве лечебно-профилактических учреждении.

Поверхность потолков, стен и полов должна быть гладкой, легкодоступной для уборки и дезинфекции. Места соединения стен, потолка и пола должны быть закругленными, без карнизов. Стены и потолки штукатурят с добавлением в раствор 5% порошка серы для связывания сорбирующих паров ртути в сернистую ртуть – прочное соединение, которое не подвергается десорбции. Окрашивание проводят силикатной или масляной краской.

Для того, чтобы не происходило искажения цвета кожных покровов, слизистой оболочки полости рта, зубов, пломбировочных материалов и т.д. коэффициент отражения стен и пола не должен быть ниже 40%, поэтому используются нейтральные светло-серые или бледно-голубые оттенки.

Двери и окна должны окрашиваются в белый цвет.

Полы настилаются рулонным поливинилхлоридным материалом (линолеумом, винипластом) с переходом на стены на высоту 5-10 см., швы свариваются при помощи горелок или высокочастотной сварки.

Стоматологические кабинеты должны быть оснащены в зависимости от мощности поликлиники централизованной системой подачи сжатого воздуха, вакуума, кислорода.

В стоматологических помещениях следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку.

В лечебных кабинетах должны быть отдельные раковины для мытья рук персонала, специальные ванны для мытья инструментов и т.д., стол для стерильных материалов и инструментария, аптечки с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи и комплектом дезинфицирующих средств.

Организация текущих санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических кабинетах.

Уборку помещении следует проводить не реже двух раз в сутки при односменном режиме и не реже трех раз – при двухсменном с применением 1% р-ром хлорамина или 3% р-ром перекиси водорода. Генеральная уборка проводиться 1 раз в неделю с использованием 5% р-ра хлорамина или 6% р-ра перекиси водорода с добавлением 0,5% моющего средства.

После окончания работы все поверхности, с которыми контактировал пациент и медперсонал (подголовник, кресло, столик врача и т.д.) следует обеззараживать двукратным протиранием их ветощью, смоченной растворами дезинфицирующих препаратов.

Плевательницы после приема каждого пациента должны очищаться и дезин фицироваться 3% р-ром хлорамина или 10-20% осветленным раствором хлорной извести. В конце рабочей смены сливное отверстие плевательницы закрывают и заливают одним из этих р-ров, накрыв плевательницу клеенчатым или полиэтиленовым чехлом (экспозиция -1 час).

Емкости для дезинфекции мебели, оборудования, пола, стен должны быть разделенными и промаркированными.

Порядок сбора, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях регламентируется Санитарными Правилами и Нормами «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В терапевтическом отделении в основном образуются отходы, относящиеся к классам А,Б,Г.

Класс А — неопасные отходы – отходы не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, пищевые отходы (кроме инфекционных), мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащее токсических веществ, строительные материалы и т.д.

Класс Б – опасные отходы – потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, загрязненные кровью, слюной.

Класс Г – отходы по составу близкие к промышленным – просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности.

Для лечения пациента врач обязан использовать индивидуальный стоматологический набор, в состав которого входят зонд, пинцет, зубоврачебное зеркало, экскаватор, гладилка и штопфер. Подготовка этих инструментов к работе включает три этапа:

дезинфекцию;

предстерилизационную очистку;

стерилизацию.

Дезинфекцию проводят с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.

В зависимости от того какими микроорганизмами могут загрязнены инструменты этот этап проводят по пяти режимам:

1. Режим профилактики вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции, адено- и ретровирусных инфекций.

2. Режим профилактики гнойных заболеваний, кишечных и капельных инфекции бактериальной природы, острых респираторных вирусных инфекции (грипп, аденовирусные заболевании и др.).

3. Режим профилактики туберкулеза.

4. Режим профилактики кандидоза.

5. Режим профилактики дерматофитии.

Если отсутствуют показания к проведению более «жестких» режимов дезинфекцию проводят по режиму №1, для этого используют закрытые емкости с дез.растворами, куда инструменты должны быть погружены полностью (2% р-р «Лизофина» на 15 мин., 3% р-р хлорамина на 1 час или р-ры других разрешенных к применению препаратов на время, рекомендованное фирмой производителем).

Используемые перевязочные материалы, ватные валики и одноразовые медицинские изделия нельзя выбрасывать в мусорные ведро! (Они обеззараживаются в р-рах хлорсодержащих средств – 3% р-р хлорамина, 3% р-р хлорной извести в течении 120 минут, р-ре «Жавелиона» в соответствии с инструкцией, а затем утилизируются)

Предстерилизационную очистку проводят с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнении, а также лекарственных препаратов, наиболее целесообразно этот этап и последующую стерилизацию проводить в централизованных стерилизационных отделениях. Очистку можно осуществить ручным или механизированным способом .

Ручной способ предусматривает мытье инструментов в 0,5% р-ре моющего средства с 0,5% р-ром перекиси водорода при Т — 50о С – 15 минут. Можно использовать «Биолот»- 0,5% — Т — 40о С15 мин., «Деконекс Денталь ВВ» без разведения при Т- не менее 18о С – 30 минут; «Виркон» — 2% Т- не менее 18о С – 10 минут.

При проведении предстерилизационной очистке нужно строго следовать рекомендациям фирмы — производителя по концентрации, температуре р-ра, и экспозиции времени, а также следить за годностью р-ра.

Механизированный способ проводиться с использованием ультразвуковых установок типа «Серьга» и «Sonorex». Использование этих аппаратов в сочетании с применением моюще-дезинфицирующего средства «Лизетол АФ» позволяет совместить дезинфекцию и предстерилизационную очистку в один этап, что ускоряет и упрощает проведение этих этапов.

Извлеченные из растворов инструменты должны тщательно промыты теплой проточной водой в течении 10 минут, а затем ополаскиваются дистиллированной водой, подсушиваются и направляются на стерилизацию.

Стерилизация проводиться

паровым способом

воздушным методом

химическим методом

При паровом методе стерилизация достигается за счет водяного насыщенного пара под давлением 0,05-0,21 Мпа и температурой 110-133о С и осуществляется в автоклавах.

Воздушный метод стерилизации проводится с помощью сухого горячего воздуха Т-180о С в сухожаровых шкафах.

При проведении химического метода (метод холодной стерилизации) инструменты полностью погружают в р-ры химических средств, обладающих сильным дезинфицирующим действием на время предусмотренное инструкцией после чего инструменты промываются стерильной водой или физиологическим

р-ром и сразу используются по назначению. Данный метод применяют только для стерилизации изделий, содержащих термочувствительные компоненты, не выдерживающие нагревания свыше 100 о С (зеркала, крючки для снятия назубных отложении, режущих инструментов, гуттаперчевых штифтов, эндообтураторов «Термовил» и т.д.).

Основные методы обследования.

Для успешного лечения необходимо правильная постановка диагноза, обязательным условием которого является сбор фактического материала.

В стоматологии используют следующие методы:

основные (не связанные с применением лабораторных и инструментальных методов);

дополнительные (методы, основанные на достижениях науки).

К основным (главным) методам относятся:

- расспрос;

- объективное обследование.

Дополнительными методами являются:

- электроодонтодиагностика;

- рентгенологическое исследование;

- трансиллюминационный метод;

- люминесцентная диагностика.

Расспрос (сбор анамнеза) – начинают с выявления жалоб. С этой целью можно задавать вопросы или же попросить больного рассказать, что его беспокоит в данный момент, установление причины возникновения, длительность (приступообразная, постоянная) и характер (ноющая, пульсирующая) болей, время появления (ночная, дневная), распространенность (локализованная, иррадирующая), причины усиления их, чем купировались и т.д.

Перенесенные и сопутствующие заболевания – выяснение их позволяет установить причинно-следственную связь с изменениями в полости рта. При этом важно уточнить время (год, месяц) развития и продолжительность заболевании, длительность ремиссий, возможные осложнения.

Условия труда. Необходимость выяснения этого факта диктуется тем, что воздействие профессиональных вредностей может способствовать развитию поражения не только твердых тканей зуба, но и слизистой оболочки полости рта.

Аллергологический анамнез. Число заболевании, в основе которого лежит повышенная чувствительность к лекарственным препаратам, продуктам питания и другим факторам за последние годы значительно возросло, поэтому при сборе анамнеза этот момент следует уточнить.

Объективное обследование включает осмотр, перкуссию, пальпацию, термометрию и ряд дополнительных исследований.

Осмотр предполагает внешний осмотр и осмотр полости рта:

- при внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии, образовании на красной кайме губ, цвет кожных покровов, наличие пигментации, состояние волосяного покрова и ногтей. Необходимо определить состояние поднижнечелюстных, подбородочных и шейных лимфатических узлов, обращая внимание на их размер, подвижность, болезненность, не спаянность с подлежащими тканями.

- осмотр полости рта начинают с осмотра красной каймы губ и углов рта, затем переходят на преддверие рта. При этом челюсти должны быть в сомкнутом состоянии, а губы расслабленны, осмотр проводят, приподняв верхнюю, и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом.

Следует обратить внимание на цвет губ, образование чешуек, корок. В норме на внутренней поверхности губ определяется незначительная бугристая поверхность, обусловленная локализацией в слизистом слое мелких слюнных желез, в некоторых случаях определяются точечные отверстия – выводные протоки со скоплением капелек секрета. На внутренней поверхности щек, по линии смыкания зубов в заднем отделе располагаются сальные железы (железы Фордайса), которые иногда принимают за патологию. Необходимо определить соотношение зубных рядов – прикус. Вслед за этим осматривают десну (в норме она бледно-розового цвета, блестящая, увлажненная) и переходят на осмотр собственно полости рта, который включает осмотр языка, дна полости рта и осмотр зубов.

При осмотре языка обращают внимание на его размер и рельеф, состояние сосочков, наличие налета. С обеих сторон корня языка имеется лимфоидная ткань розового или синюшно-розового цвета, которая нередко принимают за патологическое образование. Следует так же обратить внимание на выводные протоки слюнных желез и характер их секрета.

При осмотре зубов пользуются набором инструментов (стоматологическое зеркало и зонд). Осмотр начинают с правого верхнего сегмента, и заканчивают нижним правым. Особенно тщательно следует осматривать контактные поверхности зубов. Зондирование позволяет определить наличие размягченного дентина, глубину кариозной полости, сообщение с полостью зуба. Следует также обращать внимание на цвет, размер и форму зубов.

Перкуссия. Целью этого метода является определение состояния пародонта. С помощью пинцета или ручки зонда наносят легкие, равномерные удары в вертикальном и горизонтальном направлениях. Перкуссию начинают с заведомо здоровых зубов, если в периодонте нет воспаления, то перкуссия безболезненна и напротив при наличии воспаления больной отмечает болевые ощущения.

Пальпация используют для определения припухлости, опухоли, уплотнения, подвижности органов или тканей полости рта.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Таблицы, фильмы, муляжи.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

Стерилизация, этапы стерилизации

Растворы для дезинфекции

Пробы для контроля качества стерилизации

Эргономика в стоматологии

Требования к стоматологическому кабинету.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

санитарно-гигиеническими требованиями для организации терапевтического кабинета.

текущая дезинфекция терапевтического кабинета.

определение понятиям дезинфекция, стерилизация.

методы стерилизации стоматологического инструментария и опишите их.

основные методы обследования.

8.Хронокарта учебного занятия:

Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут.

Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 5 минут.

Опрос студентов – 35 минут.

Приём пациентов — самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 2 часа 35 минут.

Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст