мероприятие В гости к Веселому язычку педагогическая гостиная для родителей

мероприятие

«В гости к Веселому язычку»

педагогическая гостиная для родителей

Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим – многое знает и  умеет, и не за горами школа.

 

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Важнейшими  показателями уровня подготовки  ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Ребёнок должен правильно произносить все звуки и уметь чётко выражать свои мысли. Если какой – то звук (особенно часто «р») ему не даётся, он его совсем опускает или произносит неправильно, родителям не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различные слова, в которых содержится неудачно произносимый звук. Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно.

Правильно говорить – это одна сторона дела. С ребёнком необходимо дома проводить занятия, способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, доступных для детского понимания. Обращать внимание на тонкое восприятие оттенков, их значение. Очень важно научить ребёнка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребёнку побольше. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить ребёнка пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребёнка, предлагая ему заучить небольшие стихотворения, потешки. Желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросам подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль. Целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребёнка логически мыслить, побуждать к активности. Нет необходимости каждый раз читать и рассказывать детям что-то новое. Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше., поправляют, если рассказчик допустил какую-то неточность.

И вот вашему ребёнку исполнилось шесть лет – совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребёнка. Восприятия старшего дошкольника становится более дифференцированными и избирательными – он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Ребёнок седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах. Для этого старший дошкольник может даже  использовать определённые предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь – она организует внимание и направляет его уже на нужный предмет.

  По данным американских исследователей около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.

К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребёнок достиг определённого уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости.

Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией.

У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребёнка же на начальном этапе он состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деления его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом  буквы, и, наконец, воспроизведение с помощью руки – зрительного образа буквы.

    Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего – и как можно раньше – родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как даже те дети те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространённых нарушений письменной речи и получило название «косноязычия на письме».

Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также её грамматический строй речи, старайтесь, как можно больше беседовать с ним – о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении театра и.т.д. слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ. Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа — слева, наверху — внизу, впереди -позади. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также беседе. Тактильное ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» на спине пальцем, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить поле зрения ребенка, научить его соотносить звук и букву. Различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Решение этих задач поможет вам подготовит ребенка к овладению школьными знаниями.

   Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:

 

Придумать предложение по сюжетной картине и определить в нем количество слов;

Увеличить количество слов в предложении;

Придумать предложение с определенным количеством слов;

Составит графическую схему данного предложения, и придумать по ней другое предложение;

Определить место слова в предложении, – какое по счету;

Выделить предложение с определенным количеством слов из текста;

Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.

 

 Факторы успешного речевого развития 

 

/памятка для родителей/

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения

Создавать условия для общения с другими детьми

Речь взрослого – пример для подражания

Развивать мелкую моторику, это ведёт к развитию речи

Совместные игры взрослого и ребёнка

Чтение художественной литературы, разучивание стихов

Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему»





Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев

Рассказывание стихов руками

Речевые игры в группе и на прогулке 

Когда обращаться к логопеду

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1. «Заборчик» — широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать — 5-7сек.

2. «Слоник» — вытянуть губы «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать 5-7сек.

3. Чередовать упражнения N1 и N2

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя:». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-10сек.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка «чистить зубы» изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.

7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).

8. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка «красить» потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

10″Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.

11″Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.

12.»Конфетка» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)

13.»Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т.е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.

 «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл:». Тянуть звук  5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох

Памятка родителям.

1.Развитие слухового вниманияИгра «Тихо-громко!»Цель: развитие координации чувства ритмаОборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)Описание игрыПедагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.2. Развитие фонематического слухаИгра «Красный- белый»Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слухОборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый)Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.3. Развитие физиологического дыхания.Игра «Капитаны»Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы, как для звука Ф. кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п:» -  губы складываются, как для звука п. или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).4. Развитие голосаИгра «Вьюга»Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.Описание игры: Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя  «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорят: у-у-у:; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.5. Развитие речевого дыхания.Игра «Придумай фразу»Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.Оборудование: сюжетные картинки из лото «Что мы делаем»Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает одну короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить одну фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение, Таня играет на улице и добавляет в песочнице.Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладевают правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.