материал для подготовки к гиа по литературе

Часть1

1 текст части 1

1.Как вы понимаете смысл сказки об орле и вороне?

2. Как вы понимаете слова Петра Гринева: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину»?

3. Фрагмент завершается размышлениями героев о смысле жизни. Сравните эти размышления с мыслями Мцыри (Зачем человек живет на земле?) из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Смысл сказки об орле и вороне заключается в том, что Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу эту калмыцкую сказку . Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек Обсуждая калмыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную позицию. Пугачев не может жить иначе, для него бунт — смысл жизни, для Гринева же — “жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину”. Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу.

1.2.Чтобы ответить на данный вопрос, предоставим слово Гриневу: «Затейлива,- отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне  клевать мертвечину».  Читателя не может не поразить  примитивность  мышления  Гринева,  убийственная прозаичность его представлений о жизни, его неспособность   понять   глубокий   поэтический   смысл сказки,  его  невпопад  и  не  ко  времени  высказанное нравоучение. Произошло  столкновение двух  сознаний,  двух характеров,   двух   уровней   нравственности   и   возникла оглушающая читателя пауза. Пугачев замер, пораженный услышанным. Гринев увидел его реакцию: «Пугачев посмотрел на  меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузись каждый в свои размышления.   Татарин  затянул  унылую  песню;   Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути…»

1.3 Оба отрывка раскрывают мысль о том, что человек всегда стремится к свободе. Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. А Мцыри в самом побеге из монастыря находит вдохновение и смысл своего существования в родной кавказской природе:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей.

В споре с монахом, отвергая его взгляды на жизнь, в которой плен и прозябание, лирический герой утверждает мысль о том, что жить — значит познавать мир, наслаждаться его узнаваемыми красотами:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей…

2 текст части 1

1.С какой целью А.С. Пушкин включил сон в повествование?

2.В чём символический смысл сна?

3. Сравните приведённый выше эпизод с отрывком из «Евгения Онегина», объясните, какую роль данные эпизоды выполняют в тексте

1.1. Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом.Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Увиденный   сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

1.2 Сон Гринева имеет символическое значение. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

1.3.Пророческое значение для героев имеют оба сна. Увиденный   сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». А все три символа сна Татьяны(снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, — смерть Ленского и брак с генералом.

Текст3 части1

1.Зачем Митрофанушке и его матери учение?

2.Почему Простакова называет арифметику «дурацкой наукой»?

3.Сравните отношение г-жи Простаковой и отца Петруши Гринева к обучению своих сыновей (ниже приведен фрагмент из 1 главы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). К каким выводам привело вас это сопоставление?

1.1.У самого Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”. Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”

1.2.«Без наук люди живут и жили»,-говорит г-жа Простакова. По ее мнению, науки бывают дурацкие, дворянину ненужные и бесполезные, например, география или арифметика. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

1.3.Сравнив два отрывка мы пришли к выводу, что сама Простакова практически ничему не училась. Родители ее были «старинные люди», ее с братом «ничему не учили». «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу… Покойник-свет и руками, и ногами… Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет», — простодушно рассказывает помещица, пребывая в полной уверенности в правильности подобного «воспитания». И тому же она учит своего сына. И отец Петра Гринева тоже имеет свой взгляд на образование и обучение сына. В то время воспитывались мы не по-нонешнему”. С этой фразы начинается рассказ о воспитании Петруши, которым руководил его отец. Оно отличалось крайним либерализмом. “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”. Дядькой назначили стремянного Савельича. Но под влиянием моды был выписан в качестве учителя и француз Бопре. Отец не следил за успехами в учении, полагая, что главным является не образование, а воспитание. Стоило Бопре показать свою нравственную распущенность, как Андрей Петрович с позором изгнал его из имения.

 Текст4 части1

1. Как характеризует Митрофана предложенный эпизод?

2. Чем сегодня интересен «Недоросль» для читателя?

3. Тема образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил Митрофана . к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью».

1.2 Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия «Недоросль». Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

1.3В «Недоросле» затронуты и вопросы воспитания, просвещения, волновавшие Фонвизина и всех передовых людей его эпохи; Одним из первых проблему эту затронул Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль». С первой же реплики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадьбы. Сама же Простакова практически ничему не училась. Родители ее были «старинные люди», ее с братом «ничему не учили» Покойный батюшка ее «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Госпожа Простакова унаследовала качества своего отца: Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы

Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Проблема ума и безумия- одна из ключевых проблем комедии Грибоедова «Горе от ума». Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но предлог «от» в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии. От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание.

Текст5 части1

1. Для чего введен эпизод сна в комедию?

2. Как речь характеризует героев?

3. Сравните приведенный выше эпизод с отрывком из «Евгения Онегина», объясните, какую роль данные эпизоды выполняют в тексте.

Что касается сна Софьи, то и он очень важен. Сон, pассказанный Софьей, содеpжит как бы фоpмулу ее души и своеобpазную пpогpамму действия. Здесь впеpвые самой Софьей названы те чеpты ее личности, котоpые так высоко оценивал Гончаpов. Сон Софьи так важен для постижения ее хаpактеpа, как важен сон Татьяны Лаpиной для постижения хаpактеpа пушкинской геpоини, хотя Татьяне ее сон сниться ей на самом деле, а Софья свой сон сочиняет. Hо сочиняет- то она его так, что в нем очень pельефно пpоглядывает и ее хаpактеp, в ее «тайные» намеpения.

В драматургической литературе характер героя выявляется, главным образом, средствами языка, средствами сценической речи. Поэтому столь крупную роль в решении задачи создания типического характера играл в творческой практике А.С. Грибоедова широко и блестяще разработанный им метод речевой характеристики действующего лица. Итак, необычность пьесы Грибоедова “Горе от ума”, или, как принято было говорить, новаторство, состоит в том, что он использовал разговорно-просторечный язык, пословицы, поговорки в качестве средства речевой характеристики действующих лиц. Персонажи комедии обладают такой речью, которая раскрывает их социальный, идейный, культурный и моральный облик. И главную роль в создании колоритности речи каждого героя комедии играют пословицы и поговорки, т. е. искусное владение словом или, наоборот, отсутствие такового.

Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.

Текст6

1. Как характеризует героиню предложенный эпизод?

2. Какие языковые средства передают состояние героев?

3. Сравните приведённый выше эпизод с отрывком из «Евгения Онегина», объясните, какую роль данные эпизоды выполняют в тексте.

1.1.Так какова же на самом деле Софья Павловна Фамусова? В начале комедии она предстает перед нами как избалованная московская барышня, которой, по словам ее отца Павла Афанасьевича, “сна нет от французских книг”. Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалива, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда тот все же застает ее в неподобающем виде, она с дивной легкостью выдумывает “вещий” сон:

1.2Итак, необычность пьесы Грибоедова “Горе от ума”, или, как принято было говорить, новаторство, состоит в том, что он использовал разговорно-просторечный язык, пословицы, поговорки в качестве средства речевой характеристики действующих лиц. Персонажи комедии обладают такой речью, которая раскрывает их социальный, идейный, культурный и моральный облик. И главную роль в создании колоритности речи каждого героя комедии играют пословицы и поговорки, т. е. искусное владение словом или, наоборот, отсутствие такового.

1.3Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.

Текст7

1. Что делали дамы для того, чтобы «облагородить» русский язык?

2. Какой образ провинциальных дам рисуется в предложенном фрагменте?

3. В приведенном фрагменте изображены дамы провинциального города N. Сравните этих дам с московскими дамами, о которых говорится в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (ниже приведен фрагмент действия 2 явления 4). Что у них общего?

1.1Благородной особенностью губернских дам является их умение выражаться с «необыкновенной осторожностью и приличием». Речь их изящна и витиевата. Как замечает Гоголь, «чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была вовсе выброшена из разговора».

При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Автор отдает должное вкусу губернских дам: «Это не губерния, это столица, это сам Париж!», но одновременно он разоблачает их подражательскую сущность, замечая местами «не виданный землею чепец» или «чуть ли не павлинов перо». «Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города: где-нибудь уж он непременно оборвется».

1.3 Дамы города имеют огромное влияние на своих мужей-чиновников и не только заставляют их поверить в невероятные сплетни, но и способны настроить друг против друга. «Дуэли, конечно, между ними не происходили, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно…»

Жизнь чиновничьих жен праздна, но они сами деятельны, поэтому сплетни по городу распространяются с поразительной быстротой и приобретают ужасающий облик. Из-за дамских толков Чичиков был признан миллионщиком. Но как только он перестал удостаивать женское общество вниманием, поглощенный лицезрением губернаторской дочки, герою приписали и замысел похищения предмета созерцания и множество других страшных преступлений.

Ничем не отличаются от них московские дамы из комедии Грибоедова «Горе отума». Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины «судьи всему, везде, над ними нет судей». За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что «чиновные и должностные все ей друзья и все родные». Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что даже Фамусов со страхом говорит о ней.

Текст8

1. Какие приемы являются определяющими в характеристике чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

2. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?

3. Проблема разрушения моральных устоев в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

1.1 При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал различные средства создания образов чиновников. Например, авторские ремарки, речевая характеристика персонажей, поступки героев, письма Андрея Ивановича Чмыхова, в которых со всей полнотой раскрывается образ Городничего, письма Хлестакова к Тряпичкину. Смысловую характеристику содержат и фамилии персонажей пьесы: Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Земляника, Гибнер.

1.2 Таким образом, страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения, или другими словами, миражную интригу. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым “я” и уже управляет всем городом. Он делает комедию более динамичной и придает остроты сатире Гоголя.

1.3 Про замысел своей замечательной комедии “Ревизор” Гоголь писал: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем”. Все созданные Гоголем в комедии “Ревизор” образы чиновников воплощают типичные черты, характерные для государственных служащих николаевской России. Помимо пошлости и двуличия, они отличаются крайне низкой образованностью. «Горе от ума» — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого. Недаром Гончаров писал: «Если из пьесы удалить образ Чацкого, то с ним исчезнет и основной социальный конфликт, а значит, и основная идея произведения, и оно превратится в комедию нравов»

Текст9

1.Почему в описании бала у губернатора Гоголь так много внимания уделяет дамскому обществу?

2. В чем, по-вашему, заключается основная мысль предложенного фрагмента?

3. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов описывает московских дам (ниже приведен фрагмент монолога). Сопоставьте это описание с гоголевским. Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

1.1При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Автор отдает должное вкусу губернских дам: “Это не губерния, это столица, это сам Париж!”, но одновременно он разоблачает их подражательскую сущность, замечая местами “не виданный землею чепец” или “чуть ли не павлинов перо”. “Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города: где-нибудь уж он непременно оборвется”.

1.2Если же характеризовать дам губернского городка, то их отличает внешняя изысканность и изящество: «многие дамы хорошо одеты и по моде», «в нарядах их вкусу пропасть…», но внутренне они столь же пусты, сколь и мужчины, духовная жизнь их бедна, интересы примитивны. Описывая дам, Гоголь даже на лексическом уровне характеризует их сущность: «…из оранжевого дома выпорхнула дама…», «…дама вспорхнула по откинутым ступенькам…» С помощью метафор «вспорхнула» и «выпорхнула» писатель показывает «легкость», свойственную даме, не только физическую, но и духовную, внутреннюю пустоту и неразвитость. Действительно, наибольшую часть их интересов составляют наряды. Показывая ущербность губернского общества, безнравственность, низость интересов, духовную черствость и пустоту горожан, писатель «собирает все дурное в России»

1.3Дамы имеют огромное влияние на своих мужей-чиновников и не только заставляют их поверить в невероятные сплетни, но и способны настроить друг против друга. «Дуэли, конечно, между ними не происходили, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно…»

Жизнь их праздна, но они сами деятельны, поэтому сплетни по городу распространяются с поразительной быстротой и приобретают ужасающий облик.

Текст10

1. Какую роль в раскрытии авторского замысла, по вашему мнению, играет краткий рассказ о молодом человеке, вначале шутившем над Акакием Акакиевичем, а потом увидевшем все в другом виде?

2. Каково отношение автора к изображаемому?

3.Что сближает отрывок из повести Н.В. Гоголя «Шинель» с приведенным ниже эпизодом из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

1.1. в повесть введен «боковой» эпизод с «одним молодым человеком», который внезапно

услышал в жалостливых словах обиженного Акакия Акакиевича «библейский» возглас:

«Я брат твой» — и переменил всю свою жизнь. Так социальные мотивы, связанные

с Акакием Акакиевичем как «типом», оказываются изначально обрученными с религии-

озным содержанием его образа; и вся печальная история о шинели строится на взаимо-

проникновении, взаимопереходе социального начала в религиозное, и наоборот. Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью.1.2. «Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.

Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности.



1.3Сближает эти отрывки раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе 19 века. “Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Текст11

1. С какой целью автор использует вопросно-ответное изложение мыслей героя?

2. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?

3. Сравните приведенный выше монолог о жизни героя с рассказом автора о Евгении Онегине.

1.1Основная черта характера Печорина — рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, пытается раскрыть корни добра и зла в одном человеке. Но рефлексия Печорина гипертрофирована, она уродует душу, искажает развитие личности, делает и героя, и тех, с кем его сводит судьба, несчастными. Вряд ли можно составить верное впечатление о человеке по чужим, пусть даже самым точным и подробным рассказам. Чтобы соприкоснуться с внутренним миром человека, нужно выслушать его самого, его исповедь о самом себе. «Странности» Печорина предстают перед нами в ином свете, когда мы слышим его большой монолог

1.2из его слов становится ясно, что это человек, постоянно ищущий свое место в мире, свое призвание и предназначение, напряженно обдумывающий самый сложный вопрос — вопрос о смысле человеческой жизни. На протяжении всего литературного произведения Печорин решает проблему собственной судьбы, собственного предназначения. Он чувствует, что в его жизни участвуют какие-то необъяснимые силы, что все происходящее с ним имеет какой-то важный смысл. Автор раскрывает мысль о том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»?

1.3Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в «Евгении Онегине» («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной») Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Часть2

Текст1 часть2 Зимнеее утро пушкина и береза есенина



1. В чем заключается роль эпитетов в стихотворении?

2. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

3. Что сближает стихотворение А.С. Пушкина с приведенным ниже стихотворением С. Есенина?

1.1Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

«…вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче погляди в окно!»

Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места.

1.2Первая строка этого стихотворения начинается с восклицательной интонации. Лирический герой призывает и нас порадоваться тому, что день начинается с солнца и морозца. А ведь все помнят, как хорошо скрепит под ногами в морозную погоду снежок. Лирического героя переполняет радость при созерцании такой сказки, поэтому он хочет поделиться со своим другом, который еще спит и может пропустить столь прекрасный момент. И он ласково обращается к нему: «Еще ты дремлешь, друг прелестный — / Пора, красавица, проснись…». Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

То есть лирический герой обращается не к какому-то конкретному человеку, а, возможно, и ко всему миру, чтобы оно смогло увидеть и насладиться тем великолепием, от которого никак не может отвести глаз он сам. Тем более что вчера природа была во власти непогоды.

1.3 Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.

Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.

Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе.

Одним из ключевых слов является слово “белая”, оно вызывает в памяти множество образов (Белая береза,белый свадебный наряд; белокаменная церковь; белый свет, белая Русь; белый — божественный, белый ангел, белые ризы, белые одежды святых).

Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.В первой строфе автор использует прием олицетворения.Создается одушевленный образ березы, одухотворенной, похожей на женщину. В одном ее движении угадывается желание быть красивой и сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, легкая, изящная, сверкающая белизной.В этой сторофе существует еще один вид тропа -сравнение “точно серебром”.в таком поэтическом контексте, рядом со словом “снег”, оно приобретает новое значение.Серебро снега – это необыкновенная красота, это тонкой филигранки драгоценное одеяние.

Во второй сторофе белого цвета еще больше.Он приобретает различные оттенки, пространственную осязаемость.Поэт — живописец рисует белым по белому, что, безусловно, требует большого мастерства.И ему удается зримо передать то скрытое движение жизни, которое открывается только зоркому взгляду.И вновь перед нами не просто живое дерево, а девушка.она укрыта не просто снегом, а платком с бахромой. Платком необычайной красоты.

Текст 2 Зимнеее утро пушкина и береза есенина

1.Укажите название изобразительного средства, которое использует поэт в четвертой строфе. Для чего оно используется?

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

2.Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

3. Что сближает стихотворение А.С. Пушкина с приведённым ниже стихотворением С. Есенина

1.1 Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Не правда ли, мы не только видим этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышим потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.

Ответы на в.2 и 3 как в тексте№1

Текст 3пророк пушкина и пророк лермонтова

1. Какое значение имеет слово «пророк» в этом стихотворении?

2. В чем видит назначение поэта А.С. Пушкин?

3. В чем разница восприятия роли поэта в обществе у Пушкина и у Лермонтова?

1.1Между тем ясно, что поскольку речь в стихотворении идет о назначении поэта, то поэт и есть пророк. В интересующее нас время Пушкин по разным поводам и в разных контекстах называет себя так. Это и шутливое применение к себе поговорки «Нет пророка в своем отечестве» в письме к В. Ф. Вяземской, где, описывая свою жизнь в Михайловском, Пушкин писал: «Что касается соседей, то мне лишь по началу пришлось потрудиться, чтобы отвадить их от себя; больше они мне не докучают — я слыву среди них Онегиным, — и вот я, — пророк в своем отечестве!»

1.2В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.

1.3Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы поэта-пророка в лирике двух великих классиков. Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету. Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время. Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов – дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.

Текст5

1. Какова тема этого стихотворения?

2. Каково назначение метафор в стихотворении?

3. В чём разница восприятия роли поэта в обществе у Пушкина и у Лермонтова?

1.1Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин ставит и разрешает следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед обществом.

1.2.Как известно, метафора — это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. метафора занимает центральное место в стихотворении , так как позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении «Пророк» использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная)

Ответ на вопрос 3 как в тексте №4

Текст 6 Я вас любил пушкин и Нет, не тебя так пылко я люблю лермонтов

1. Каковы особенности чувства любви в данном стихотворении?

2. Какую роль играют изобразительно-выразительные средства, использованные автором в стихотворении?

3. Сравните стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил» и М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю». В чём вы видите сходства и различия в изображении чувства любви и отношения к возлюбленной двух поэтов?

1.1Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас нечем.

Лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

1.2Образ высокого чувства создаётся поэтом предельно лаконичными художественными средствами. В тексте всего одна метафора — “любовь угасла”, практически нет других тропов. Поэтому художественная образность стихотворения связана с динамикой любовного чувства в прошлом, настоящем и будущем: “любил” — “не тревожит” — “любимой быть”. Текст стихотворения обладает тонкой синтаксической структурой. В нём три раза повторяется фраза “Я вас любил”. В первом случае она отделяется от основного текста смысловой паузой, что вместе с вводной конструкцией “быть может” придаёт ему настроение внутренней взволнованности, смятенности. В первых двух стихах лирический субъект как бы не знает, как ему начать свой монолог, но уже в третьем-четвёртом стихах его уверенность крепнет, появляется убеждённость, ведущая к чувству внутренней правоты и сдержанности. Повторение слов “я вас любил” дважды во второй строфе как бы противопоставляют пятый-шестой и седьмой-восьмой стихи. Хотя любовь лирического “я” не была внешне эффектной, хотя он “любил безмолвно, безнадежно”, скованный, томимый внутренней робостью и ревностью, в финальных строчках он говорит о силе своего чувства, которое могло бы принести счастье его избраннице. Интонации стихотворения отличаются ритмической упорядоченностью, однако при этом текст звучит совершенно естественно и задушевно.

1.3В своих стихах и Пушкин, и Лермонтов рассказывают об ушедшем чувстве любви. В этом они и похожи. Но если у Пушкина в центре стихотворения переживания человека, охваченного неразделённой любовью, которая ещё живёт в душе как чувство, но смиряется по воле разума. Стихотворение подводит итог важному периоду жизни лирического “я”, когда надежды на взаимность, не оправдавшись, рухнули и на смену страсти приходит разум. Лирический герой понимает, что ему не суждено дождаться ответного чувства. Читатель ощущает драматизм безответной и гуманной любви, которой не свойственно чувство уязвлённого самолюбия. Напротив, лирический субъект исполнен заботой, желанием видеть предмет своей любви счастливым с другим. Поэтому в стихотворении три центральных образа: я, вы и другой. Чувства лирического “я” изображены наиболее полно и правдиво. Лирический субъект как бы сам убеждает себя, что его любовь — в прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени. То у Лермонтова мы видим лирического героя глубоко страдающим, восприимчивым и очень ранимым человеком. У него нет главного, что необходимо для счастья–внутренней гармонии, а попытки обрести ее безрезультатны. В настоящем он не видит смысла любви, поддержки, прошлого, в которое герой жаждет вернуться. Он отвергает ту, которая находится рядом с ним в реальной жизни и прямо говорит об этом, герой не вступает в диалог земной, реальной жизни, он занят таинственным разговором, которое ведет его сердце.

Юность и прошедшее время представляются ему заманчивым оазисом в пустыне духовного одиночества и неприятия окружающего мира.

Текст №7 М.Ю. Лермонтова «Пророк» и А.С. Пушкина «Поэту»?

1. Почему история пророка дана от первого лица?

2. Как пророк объясняет свою трагическую судьбу и за что его презирают все?

3. Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе характеризуют лирических героев стихотворений М.Ю. Лермонтова «Пророк» и А.С. Пушкина «Поэту»?

1.1С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Так безысходно и мрачно звучат первые строки стихотворения. Произведение писалось в последние месяцы жизни Лермонтова. В нем, как будто предчувствуя скорую гибель, автор оглядывается на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствующая поэту.Поэтому история пророка дана от первого лица.

1.2.В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта‑пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова. «Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

1.3 Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Пушкин в стихотворении «Поэту» призывает своего лирического героя не обращать внимания на «суд глупца» и «смех толпы холодной». Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи–остаться наедине со своим даром и творить свободно от «бессмысленного народа» и «рабов безумных».

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Если у Пушкина поэт-пророк показан в минуту торжества, наделенного всеми нужными качествами для провозглашения истины, то у Лермонтова образ гораздо более трагичен. Автор говорит о том, что наделенный божественным даром поэт-пророк не понят людьми, отвергнут ими:

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм. И худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

Причем писатель обращает внимание читателя на то, что не нужен он только людям («Мне тварь покорна там земная; // и звезды слушают меня»).

Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету. Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время. Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов–дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.



Текст№8 Я вас любил пушкин и Нет, не тебя так пылко я люблю лермонтов

1. Какова тема этого стихотворения?

2. Каким мы видим лирического героя?

3. В чем разница восприятия любви двух поэтов?

1.1Тема стихотворения — одиночество личности лирического героя. Он заведомо отвергает жизнь настоящую и стремится уйти от реальности. Будущее, как таковое, не может его привлечь, он не верит, что в нем его ждут искренние высокие чувства, моральные и нравственные идеалы в окружающих людях. А в прошлом–его погибшая молодость, искренне страдание, дорогие исчезнувшие черты. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его–Екатерина Григорьевна, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске летом 1841 года.

1.2Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году. В нем он представляет образ простого, усталого человека, разочаровавшегося в настоящей жизни, обращаящегося к прошлому в поисках лучшего. Говоря о литературной ситуации, в которой было создано данное произведение, можно отметить, что это–взлет русского романтизма. Чувства лирического героя — горечь и воспоминания о прошедших днях, неудовлетворенность настоящим образом жизни, попытка обрести себя, отвергнуть реальность, стремление (вполне осознанное), принизить настоящую любовь. Она проигрывает даже «прошлому страданию», которое герой, жаждет вернуть.

1.3 ответ как в тексте №6 1.3

Текст 9»Есть в осени первоначальной» Тютчев и «Роняет лес багряный свой убор» Пушкин

1.Каков лирический герой стихотворения ?

2. Каково назначение метафор в стихотворении?

3. С какой целью описывается осень в предложенных для анализа стихотворениях?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст