мастер-классполезная информация

Организация и проведение мастер-классовМетодические рекомендацииМастеркласс это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.Мастеркласс это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). Мастеркласс это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные ноу-хау, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.Мастер-класс это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.Мастеркласс это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастеркласс это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.Итак, обобщая представленные выше определения, можно выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;3. создание условий для включения всех в активную деятельность;4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;9. форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению. Требования к организации и проведению мастер-классаМастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.Алгоритм это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы панель — объединение в группы для решения проблемы работа с материалом представление результатов работы обсуждение и корректировка результатов работы.Панель это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать деконструкцией: происходит превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует реконструкция — создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира. Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами. Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания рефлексия.Индукция.Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.Проблемная ситуация характеризует определённое психическое — вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы необходимое средство для стимулирования интереса.Самоконструкция-это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.Социоконструкция.Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.Социализация.Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.Афиширование представление результатов деятельности участников мастер-классаи Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними. Разрыв.Ближе всего отражают смысл этого понятияслова озарение, инсайт, понимание. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старымобоснованием.Рефлексия последний и обязательный этап отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.Позиция МастераПри подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера — это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётсяпутём примера, подражания через:речь и голос(тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;пантомимику(осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);умение сосредоточитьсяна предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;педагогическую импровизацию:умение работать по плану в голове, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;психологическую зоркость,умение вычислять гениев и поддерживать отстающих;коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;чувство времени.Критерии качества подготовки и проведения мастер-классаДля определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (разрыва), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы.Литература1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. 2005. — № 2.2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. М. : АПКиППРО, 2006. 168 с.3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с. 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с. www.openclass.ru/wiki-pages/51789

Если говорить простым языком, то мастер-класс — это такой урок, на котором вместо детей взрослые. Задача хозяина мастер-класса — показать, как можно ту или иную тему преподать:формы, методы, способы и пр. Люблю мастер-классы.

Еще раз — спасибо всем! Про мастер класс задумалась — очень не хочется открытый урок с детьми. Огромное спасибо — как бы сказала наша учительница по французскому: Целую ручки выше колен!

образцы мастер-классовНажмите для скачивания материала

МАСТЕР-КЛАССЫМастер-класс современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. А это означает шаг вперед в своем деле. Мастер-класс — это семинар, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя. Принцип мастер-класса: Я знаю, как это делать. Я научу вас. На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вас вопросы. Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения преподаватель — слушатель являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю — вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения. К участию в мастер-классах приглашаются лучшие специалисты в изучаемой области. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.Тематика мастер-классов включает в себя: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования технологий, авторские методы применения технологий на практике, тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.В ходе мастер-класса участники: изучают разработки по теме мастер-класса; участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.(см. http://www.phpcenter.ru/about.html)

а если (как вариант) самим такой фильм создавать на мастер-классе? Одни рисуют(или подбирают картинки), другие озвучивают(Аудирование!), третьи монтируют. Или если народу много, а условия позволяют, то 3-4 фильма можно коротеньких учебных сделать. Работы часа на 4. Пусть не доделаете до конца, будет как прооект. Вам же надо их НАУЧИТЬ, как можно работать над этой темой

Я даю так. Начинаю уроком. Затем вызываю добровольцев из аудитории (если даете не в классе с учениками), затем работаю с этой группой, а остальным присутствующим объясняю, что делаю, как и зачем.Рассказываю своими словами, чтобы слушали. Во время пояснений рабочая группа выполняет задания.Так чередую: участники отвечают, рассуждают, зрители смотрят. Потом участники выполняют работу или задание(обычно в группах — так легче и нагляднее), а я объясняю, что делали и что будут делать, как и зачем..

2010-08-22 18:12:17 — Ольга Юрьевна БалабановаЭто материал представленный истинными носителями иностранных языков. Без упрощения. Например — худ.фильм на английском, сделанный в Великобритании или США или Канаде — это аутентичный материал. Фильм на русском, переведенный русскими переводчиками на английский — нет. Как бы ты хорошо язык не знал — все равно — акцент, ошибки и т.д.

Да, есть конкретные фильмы. Класс — пока не знаю — дают старших — не моих. Наверное, ничего такого не делали, меня на это толкнула безысходность — отсутствие материалов по аудированию. Работаю с фильмами уже 4 год. Мне нравится. The Mighty( Урод всемогущий) — Фильм у меня выложен на страничке. Это для 8-9 классов. Для старших — The dead poets society ( Общество мертвых поэтов). Кстати, фильмы про школу, которые я бы порекомендовала посмотреть всем! Они есть на русском языке! Получите удовольствие.

Не найду я Вашего The Mighty, не по глазам. Мне очень нравятся `Французские демарши` как методика. Вариант беспроигрышный. Знать бы еще, о чем эти ваши фильмы… В конце-концов дети как-то должны показать, что они поняли, о чем там? Я чувствую себя последней тупилкой(((

Проверка — переводом. Можно приготовить тест. Разыграть похожую сцену. Объяснить своими словами. Пересказ отрывка на английском, русском. Не обязательно смотреть целиком фильм. Небольшими отрывками. Отрывок можно повторять до тех пор, пока дети не поймут.

Название: Снова в школуBack to School1986Metro Goldwyn MayerРежиссер: Алан МеттерВ ролях: Родни Дэнжерфилд, Сэлли Келлермэн, Берт Янг, Кит Гордон, Роберт Дауни мл., Эдриэнн Барбо, Уильям Забка, Пэкстон Уайтхед, Терри Фэррелл, М. Эммет Уолш

Тоже постараюсь посмотреть. Вообще люблю работать с фильмами и мультфильмами — у меня набрано за эти годы очень много материала — думаю, вашим учителям английского подойдут.

Да они у Вас озолотятся! Гляньте в `Открытом классе`, может за что-нибудь зацепитесь. www.openclass.ru/master_classes

Мы проводили мастер-класс в началке по технологии на область. Получилось отлично. План сейчас попробую найти.Если на работе, тогда завтра покажу. Так вот.Мы проводили не на детях, а только с учителями- гостями. Они были в роли учеников. Главное — не затягивать, ведь ясно, что специалисты выполнят задание значительно быстрее учеников. Присутствовало гостей 42 человека. Сначала чуть-чуть теории и презентация — это завуч. Затем 4 наших педагога по очереди.Каждый учитель `мастерил` 20 минут. Прошло на едином дыхании. И вот результат — в этом году нас обязали снова дать мастер-класс `по просьбам трудящихся`. Несколько обременительно, но приятно

Я думаю, вместо открытого урока дать мастер — класс.Это , для нас, что — то новенькое.

Можно самый простой вариант: разделить всех на три команды и каждой дать одно задание по отрывку из вашего фильма- что вы услышали, поняли.Это будет типа мозгового штурма:придти к единому своим путем.Или каждой группе свое например:какие видо-временные формы глагола вы услышали,какие прилагательные или наречия, какая новая лексика звучала и т.д.В итоге у каждой группы свое кол-во баллов по какой-то общей шкале. Победителям-приз(`5` в журнал)

У меня немного другая задумка — про худ.фильмы на английском, как способ обучения аудированию Это моя фишка — занимаюсь этим уже 4 года.

Уважаемые коллеги! Помогите!Выбрала мастер-класс в форме урока-импроизации. Как лучше прокомментировать или представить свой урок вначале, как лучше пояснить после урока? Галина

2011-10-28 22:40:11 — Валентина Алексеевна МихееваЕсли тема урока конкретная, то понятно, как разработать урок. А если речь идёт о роли литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся, то как быть? Помогите!

Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной: а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.

2011-11-16 16:50:30 — Светлана Владимировна КузнецоваВ целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю в своей педагогической деятельности так же, как все учителя-практики, разные педагогические технологии. Сегодня я хочу представить вашему вниманию одну из наиболее эффективных. Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге Преобразованная сила писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться.