конспект урока тема воздух- смесь газов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

План проведения урока

по природоведению (5 класс)

тема: «Воздух-смесь газов»

Подготовила и провела: учитель биологии

МОУ СОШ № 9 Семигук Л. А.

г. Благодарный 2011 год.

Тема: «Воздух- смесь газов»

Дата проведения: 30.11.11

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что такое воздух. Расширить знания учащихся о значение воздуха на земле. Разъяснить важность охраны природы.

Развить у учащихся умение анализировать, делать выводы, а так же умение работать самостоятельно по постановке опыта.

Развить у учащихся интерес к предмету и любовь к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку приборы для опытов.

План урока.

Организационный момент ( 3 минуты)

Проверка домашнего задания (7 минут)

Изучение нового материала ( 20 минут)

Закрепление изученного материала (5 минут)

Подведение итогов и задание на дом (3 минуты)

Реплексия ( 2 минуты)

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Староста, кого нет? Спасибо! На прошлом уроке мы с вами познакомились с электростанциями и электрификацией.

Проверка домашнего задания: Борзенко Анна должна была подготовить доклад на тему: «Развитие электрификации в России». Давайте её послушаем, а в это время у доски на разгадает кроссворд по ранее пройденной теме «физические и химические явления» Усов Роман. (работа по карточкам на «3»).

А теперь давайте вспомним:

Что такое электричество?

Когда было открыто электричество?

Что является традиционным источникам энергии?

Что такое электрификации?

Что такое электростанция?

Какие виды электростанций вам известны?

Изучение нового материала. Предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь 

И обратный держит путь.

 Он невидимый, а все жеБез него мы жить не можем. (Воздух).

Правильна! Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока : «Воздух-смесь природных газов»

Что такое воздух?

При слове «воздух» большинству из нас невольно приходит на ум, быть может, несколько наивное сопоставление: воздух – это то, чем дышат. Действительно, в толковом словаре русского языка указывается, что слово «воздух» заимствовано из церковно-славянского языка: «воздыхать». С точки зрения биологии, воздух — является средой для поддержания жизни за счет кислорода.

Для физиков воздух – прежде всего земная атмосфера и газовая оболочка, окружающая землю.

Тысячелетия ученые стараются раскрыть секреты воздуха, который нас окружает. И только 200 лет назад люди узнали, наконец, из чего состоит воздух. Впервые высказался о сложном составе воздуха ученый – художник Леонардо да Винчи (XV век). Прежде не различали отдельных газов – все газы считались воздухом. В 1774 году Джозеф Пристли получил газ, который поддерживает горение и дыхание. Он назвал его «кислород». Теперь учеными установлено, что воздух всегда разный. Но какой бы он не был, в нем всегда есть его главные составные части: это азот, кислород, углекислый газ и инертные газы

Одних газов в воздухе много, а других мало. Но кислород – самый распространенный газ в воздухе. давайте с вами проведём опыт.

ОПЫТ:

Возьмем небольшую свечку, глубокую тарелку, воду, цилиндр. Опускаем в сосуд с водой плавающею свечу. Поджигаем свечу и накрываем её цилиндром. И понаблюдаем. Пока в цилиндре есть кислород свеча горит. При горении кислород расходуется и уровень воды поднимается. Свеча гаснет, когда кислорода в цилиндре не остается. Вода поднимается.

Мы можем сделать вывод, что Огонь уничтожает кислород, который нужен для его горения и ни одно живое существо не может пребывать в этом воздухе. Соответственно кислород является важной составляющей воздуха.

Учеными было установлено, что две трети части воздуха составляет – азот. Азот как самостоятельный газ был открыт в 1772 шотландским ученым Д. Резерфордом. Слово «азот» означает – «безжизненный». Ученые назвали этот газ «удушливым». Этот газ не поддерживает дыхание. Но он является частью воздуха. Люди научились использовать азот, добавляя его в удобрения для наших полей

Углекислый газ бесцветный, без запаха, со слегка кисловатым вкусом..   Хотя углекислый газ уже был открыт в 1754 Джозефом Блэком , более подробно изучил его и выделил в чистом виде именно Пристли. Ему же принадлежит открытие в 1771 г. роли углекислого газа в дыхании растений.

Для газирования воды используют – углекислый газ. Увидеть этот газ очень легко, стоит только понаблюдать за движением пузырьков в стакане газированной воды.

Его содержание в воздухе 0.9%. Если содержание углекислого газа в воздухе увеличится в сто раз, то дыхание станет не возможным. Но этого не случится, потому что в очистке воздуха участвуют растения – это легкие планеты.

Есть еще много других газов, которые содержатся в воздухе, но в очень маленьких количествах. Эти газы являются составными частями воздуха: неон, гелий, водород и многие другие.

Физминутка.

А сей час давайте встанем и попробуем с вами имитировать ветер. Набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем. Молодцы! Ну а теперь представили вы деревья а как у нас колышутся веточки во время ветра? дружно покачали своими ветвями. Хорошо! Присаживаемся.

И продолжаем наш урок.

Люди в наше время поняли, что воздушный океан, что окружающий нас, оказался богатейшим источником драгоценного сырья, и научились им пользоваться.

В больницах есть кислородные палаты, туда кладут больных и лечат их кислородом. Воздух помогает в работе печатных станков, на которых печатают интересные книги и газеты. Воздушными тормозами пользуются машинисты тепловозов, водители автобусов и троллейбусов. Без воздуха мы не услышим звучание музыкальных инструментов потому, что всякий звук есть результат колебания воздушной волны. Сжатый воздух помогает добывать нефть, убирать хлопок с полей, он приводит в действие многие инструменты, которыми пользуется человек. Наверное, у каждого дома есть красивые вазы, графины или игрушки, и это тоже помог человеку сделать воздух. Воздух заполняет купол парашюта. Воздух в акваланге дает возможность наблюдать жизнь моря под водой. Воздух уносит ракеты за пределы земли, и помогает самолетам парить в воздушном пространстве.

Лампочки, экраны телевизоров, микроскопов, рентгеновские аппараты не будут работать если из них не выкачать воздух, то есть надо создать вакуум.

Воздух помогает опускать на дно людей, когда нужно сделать какую-нибудь работу под водой. Например, построить опору для моста. На дно опускают огромный, прочный, железобетонный колпак, не пропускающий ни воды, ни воздуха. Он называется – кессоном. Внутрь кессона опускаются рабочие, роют котлованы и закладывают опоры для свай. Сильные насосы непрерывно подкачивают воздух внутрь кессона, и вода в него не проходит.

Мы можем сделать свой кессон, и показать, как воздух не дает проходить воде внутрь.

ОПЫТ:

Перед вами на столах лежат бумажные человечки, укрепленные на кружочках пенопласта, миски с водой и стаканы. Итак, нальем в глубокую миску воды и пустим человечка плавать. Накроем человечка перевернутым стаканом и погрузим стакан до дна миски. Человечек будет опускаться вместе со стаканом. Затем осторожно поднимем стакан и вынем его. Смотрите, человечек побывал на дне и вышел из воды сухим. Вода не входит в перевернутый стакан потому, что воздух не впускает её. Так воздух помогает работать людям под водой.

По улицам нашего города Благодарного проезжают тысячи автомобилей и засоряют воздух выхлопными газами.

Над крупными городами, где много заводов и фабрик ученые обнаружили в воздухе более четырехсот вредных веществ.

Во всем мире существуют «Городские службы охраны воздуха», которые следят за его чистотой. Школьники высаживают деревья, которые поглощают вредный углекислый газ.

А теперь давайте с вами подведем итог. Что же такое воздух и для чего он нам нужен? Правильно! Молодцы! Мы можем сделать следующий вывод, что Воздух – главное, чем живет все живое на земле: люди, животные, растения. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха – самое большее пять минут.

И что хочется сказать в защиту воздуха: « В НАШИХ ВОЗДУШНЫХ КЛАДОВЫХ СТОЛЬКО БОГАТСТВА, ЧТО ТОЛЬКО БЕРЕГИ ЕГО И УМЕЙ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!».

Закрепление изученного материала.

А Сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали. Я говорю вам утверждения и если вы согласны с ним, то ставите 0, если же нет – 1. У вас должно получиться число, которое я задумала.

1. Мы живем на дне Водяного океана? (нет – 1)

2. воздух – это то, чем дышат (Да – 0)

3. в состав воздуха входит вода (Нет – 1)

4. воздух НЕ учувствует в процессе горения? (Нет – 1)

5. Кислород – самый распространенный газ в воздухе? (Да – 0)

6. Слово «азот» означает – «безжизненный»? (Да – 0)

7. Углекислый газ – это самый главный газ, он необходим для жизни людей, мы им дышим? (Нет-1)

Задуманное число: 1011001

Подведение итогов и задание на дом

Рефлексия.

Закончи предложения:

Я сегодня на уроке понял, что…

я узнал, что…

Я удивился…,

мне понравилось….

мне не понятно….

В жизни каждого человека есть свои надежды и мечты, всегда есть свои паруса. Пройдёт совсем не много времени и кто-то из вас под парусами пойдет в океан « за тридевять земель». И встретит вас чистый бесцветный и прозрачный как стекло воздух, а если вы захотите по охотиться под водой, то на помощь придет ружьё для подводной охоты со сжатым воздухом. А потом ваш корабль остановиться около красивого острова, на котором находятся горы и если вам захочется на них подняться, то не забудьте взять тёплые вещи, так как воздух там холоднее. Желаю вам попутного ветра!