конспект урока русского языка в 5 классе по теме Разделы русского языка

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

Тема: Разделы русского языка (Повторение изученного в 5 классе).

Тип урока: повторение изученного

Форма урока: урок-путешествие (Регата по заколдованным островам)

Цель урока: повторение материала, изученного в 5 классе по разделам «Синтаксис», «Лексика», «Фонетика», «Морфемика»;

Развитие мышления и внимания учащихся;

Развитие умения работать в группе;

Воспитание уважительного отношения друг к другу;

Развитие слухового и слухового восприятия речи, контроль за произношением учащихся.

Оборудование: презентация к уроку в Microsoft Power Point, жетоны 3 цветов, компьютер, проектор, бумажки двух цветов – 4 одного цвета, 4 другого цвета;

Карточки с дополнительными заданиями — обозначения морфем, членов предложения

На доске: девиз игры «Правильно. Быстро. Дружно.»

В классе организованы 2 стола (из парт, вокруг стулья по количеству учащихся).

ХОД УРОКА.

Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. И наш урок будет необычным.

- Вам хочется лета?

- Послушайте…что вы слышите? (включить шум моря, а потом продемонстрировать изображение моря)

- Мы с вами сегодня отправимся на море.

- Мы с вами отправимся в регату по заколдованным островам.

- Кто может объяснить лексическое значение слова Регата? (соревнование по парусному спорту)

- В регате будет участвовать две команды: …, …-будут капитаны, остальные ребята вытягивают себе бумажки разного цвета, получились две команды, теперь вытягивают … и …, они отправляются в свои команды.

- Быстро придумайте название своей команды, связанное с темой лета или моря.

- Правила нашей игры такие: вы будете выполнять различные задания, какая команда выполняет правильно-получает свой жетон своего цвета. В конце урока мы подведём итог-какая команда победила.

- Ребята, в море может быть опасно? Что опасно?

- Я напоминаю вам, что говорить надо внятно, с ударением. Тот, кто будет часто ошибаться, может утонуть. Но этот человек может спастись — для этого ему нужно будет выполнить дополнительное задание.

- Какой у нас дежурный звук?

- Давайте вспомним, за произношением каких звуков необходимо следить каждому из вас.

- Итак, давайте проверим, готовы ли вы отправиться в регату.

ф/з

тра-пра-дра-тру-пру-дру

быстро

правильно

дружно

- Работайте быстро, правильно, дружно.

- Как будете работать?

- Итак, давайте проверим, дружная ли ваша команда. Нужно дружно сказать название своей команды. Итак, первая команда называется «…», вторая команда называется «…»

- Все готовы. Поехали.

Приближаемся к первому острову. Название заколдовано. Ну-ка давайте попробуем отгадать его название.

ЛЕНКСНИКНА

(команда, которая отгадывает быстрее – получает жетон)

- Итак, остров называется лексика. Что же такое лексика?





- Ребята, а кто живёт на этом острове? Отгадайте. (антонимы, синонимы)

- Жители острова приготовили для вас задание:

1 команда-назвать синонимы слов

мать;

азбука;

работа;

автор;

луна;

пища;

писатель;

труд;

еда;

мама;

алфавит;

месяц.

2 команда-назвать антонимы слов

жара;

белый;

плюс;

горячий;

говорить;

ложиться;

холодный;

молчать;

холод;

вставать;

минус;

чёрный.

(команды друг другу читают слова). За каждое правильно названное слово – 1 жетон

А теперь плывём дальше. Что же это за остров? Опять название заколдовано. Попробуйте его расколдовать.

ТИКАФОНЕ

- Итак, наш остров называется ФОНЕТИКА. Что такое фонетика?

- А кто живёт на острове? (звуки)

- А жители этого острова приготовили вам такое задание.

1) Сколько раз встречается звук Т в предложении:

Документ подписан директором.

2) Сколько раз встречается звук Г в стихотворении:

На вокзале его встретил друг.

- Послушайте стихотворение:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

- Задание: посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.

1 команда — найдите самую глухую строчку.

2 команда — найдите самую звонкую строчку.

- Прочитайте её вслух дружно.

- Плывём дальше…Следующий остров. Заколдован тоже.

АКИМЕФРОМ

- Кто живёт на этом острове? (морфемы). А что такое морфемы?

-Рифмованные шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же-в дневнике я и в тетради. (оценка)

Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении явно услышишь.

Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте.

В целом – по мне на уроки пойдёте. (расписание)

- И последний остров называется…

СИНТАКСИС

- Кто живёт на этом острове?

Задание: составить из слов предложения и расставить в них знаки препинания.

(выполняют у доски)

«О чём говорят волны»

1 команда

никогда не пугайся и не кричи если что-то произошло в воде

не плавайте в незнакомом месте без взрослых

во время крика в твои легкие может попасть вода а это и есть самая большая опасность

не следует плавать сразу после еды

(кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот получает жетон)

- Вот и закончилась наша регата. Давайте подведём итог.

(считаем жетоны)

- Итак, сегодня в регате победила команда … Поздравляем их!

- Они получают оценку …, а вторая команда получает оценку …

- Что пожелает команда-победитель проигравшей команде?