конспект урока произношения в 1 классе по теме Твердые — мягкие согласные

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект урока произношения в 1 классе

по теме

«Твердые – мягкие согласные»

Учитель:

Дронова Галина Юрьевна

Цель: дифференцировать твердые – мягкие согласные звуки

Задачи:

Образовательные:

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза

- закреплять понятия «согласные», «твердые», «мягкие» звуки

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховую память и внимание

- развивать словесно – логическое мышление

- закреплять умение составлять предложения из данных слов

Воспитательные:

- воспитывать интерес к слову

Здоровьесберегающие

- следить за правильной посадкой

Оборудование:

- зеркала

- мяч

- схемы слов

- Мышка и Мишка

- буквы

- картинки

Ход урока

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1.

Организационный

этап

Проверьте порядок на парте. Назовите любой согласный звук, садитесь.

На уроке мы внимательно смотрим, слушаем, правильно произносим звуки.

Учащиеся проверяют порядок на парте, называют согласный звук (твердый или мягкий), садятся на свои места.

Сконцентрировать внимание, настроить на работу.

2.

Ориентировочный

этап

Артикуляционная гимнастика

«Забор»

«Окошко»

«Лопатка»

«Иголка»

«Лопатка — иголка»

«Качели»

«Шарик во рту»

Учащиеся перед зеркалом выполняют упражнения

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

3.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

Отгадайте загадки и вы узнаете, кто сегодня пришел к нам на урок.

Живу в норке, грызу корки.

Зверь забавный сшит из плюша:Есть и лапы, есть и уши.

С какого звука начинается слово мышка, с какого звука начинается слово мишка?

Поставить звуковые схемы под картинки.

Игра с мячом

А сейчас мы поиграем в мышек и мишек

Если я произношу мягкий звук, то вы называете твердый и наоборот, если я произнесу твердый звук, вы произносите звук мягко.

Мышке и Мишке очень понравилось, как вы играли, и они предлагают вам игру – соревнование.

Для начала разделимся на команды.

Затем по одному игроки каждой команды на листе находят и обводят картинки (игроки команды «Мишки» находят и обводят слова, начинающиеся с мягкого звука, игроки команды «Мышки» находят и обводят картинки, начинающиеся с твердого согласного звука).

Подведение итога задания.

Мишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердые

В слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердые

Мишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердые

Это мышка

Это мишка

Мышка начинается с твердого согласного звука [м], слово мишка начинается с мягкого звука [м’].

Учащиеся подбирают звуковые схемы под картинки

[к‘] — [к], [в‘] — [в], [н] — [н’], [c’] — [c], [x] — [x’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [п’] — [п], [д] — [д‘]

Учащиеся выбирают эмблему с мишкой или мышкой, собираются вместе и выполняют задание.

Мишка дружит с дельфином, лисой, львом, кенгуру, зебрами и Чебурашкой, потому что все эти слова начинаются с мягких согласных.

Мышка дружит …

Вызвать интерес к занятию

Развитие мышления

Развитие звукового анализа, фонематического слуха

Развитие умения работать в команде

4.

Динамическая пауза

«Морские звезды»

«Бабушка и очки»

«Фонарики»

«Дождь в лесу»

«Белка»

«Волшебник»

См. папку пальчиковая и зрительная гимнастика

Развитие межполушарных взаимодействий, мелкой моторики,

эмоциональная и психологическая разрядка

5.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

Сколько друзей у наших гостей, давайте им раздадим угощение.

Как вы думаете, с какого звука будут начинаться угощения для мышки (для мишки)?

(У каждого ученика на парте своя картинка)

Ученик называет первый звук в слове и ставит картинку перед мышкой или мишкой.

Мишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердые

Мишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердые

В слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердыеВ слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердые

В слове торт все согласные твердыеМишка разобрать мягкие твердые

На доске написаны буквы П, М под ними синий и зеленый квадраты. Какие звуки обозначает буква П (М)?

Найти картинки, начинающиеся с твердого звука [п], с мягкого звука [п’]. (Аналогичные вопросы о букве М).

Мишка сказал по секрету, что он любит, когда мышка его угощает. Какие сладости дает ему подружка?

Подобрать картинки под схему:

В слове пастила назвать гласные

В слове конфеты назвать только твердые (мягкие, все) согласные.

А теперь догадайтесь, что про вас сказали наши гости:

[У М Н’ И Ч’ К’ И]

Угощения для мышки будут начинаться с твердого согласного, а для мишки с мягкого согласного.

Для мышки: торт, мармелад, конфеты, пончики, пастила, варенье, морошка.

Для мишки: леденцы, печенье, зефир, мед, черника.

Буква П обозначает два звука: твердый [п] и мягкий

[п’].

Пастила, конфеты

Умнички

Развитие фонематического слуха

Расширение словарного запаса

Развитие звукового анализа и синтеза

6.

Подведение

итога, оценка

деятельности

Вспомните, о чем мы говорили на уроке.

Что понравилось больше всего?