конспект урока произношения в 1 классе по теме Дифференциация звуков Ф — Ф039-

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект урока произношения в 1 классе

по теме

«Дифференциация звуков [ф][ф]»

Учитель:

Дронова Галина Юрьевна

Цель: научить дифференцировать звуки [ф] — [ф’]

Задачи:

Образовательные:

- уточнить артикуляцию звуков, их характеристику

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза

- закреплять понятия «согласные», «твердые», «мягкие» звуки

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховую и зрительную память, внимание

- развивать фонематический слух

- развивать словесно – логическое мышление

-развивать просодическую сторону речи

Воспитательные:

- воспитывать интерес к слову

Здоровьесберегающие

- следить за правильной посадкой

Оборудование:

- зеркала

- опорные схемы для характеристики звуков

- карточки для звукового анализа

- сигнальные карточки (твердый – мягкий звук)

- картинки

- ребусы, слова отгадки к ребусам

Ход урока

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1.

Организационный

этап

Проверьте порядок на парте, садитесь.

На уроке мы внимательно смотрим, слушаем, правильно произносим звуки.

Учащиеся проверяют порядок на парте, садятся на свои места.

Сконцентрировать внимание, настроить на работу.

2.

Ориентировочный

этап

Артикуляционная гимнастика

«Забор»

«Трубочка»

«Забор — трубочка»

«Окошко»

«Качели»

«Шарик»

«Лопатка — иголка»

Учащиеся перед зеркалом выполняют упражнения

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

3.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

Учитель показывает фокус (достать из пустого кулька фиолетовую ленту). Что я показала, выделить 1 звук. Какого цвета лента? Выделить первый звук. Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем различать?

Используя опорные карточки, дать характеристику звукам [ф], [ф’]. Нахождение сходства и отличия в звуках. При определении звонкости – глухости – положить ладонь на горло для контроля работы голосовых складок.

Поднять синюю сигнальную карточку, если услышите твердый звук [ф], зеленую сигнальную карточку, если услышите мягкий звук [ф‘]. Мало знакомые слова сопровождаются показом картинки.

[ф],[ф’],[ф],[ф],[ф’], фя, уф, фи, фе, афиша, фазан, фрукты, кефир, финиш, светофор.

Сегодня у нас в гостях наш друг Светофор.

Он предлагает вам, ребята, определить, где в словах слышатся звуки [ф] и [ф‘] – в начале, в середине или в конце. (Красный цвет – начало, желтый – середина, зеленый – конец).

Какой по счету звук в слове?

Вы показали фокус, первый звук [ф]. Лента фиолетовая, первый звук [ф‘]. Сегодня мы будем различать твердый и мягкий звуки [ф] и [ф‘].

Ф

Ф’

Согласный, преграда нижняя губа и верхние зубы

Согласный, преграда нижняя губа и верхние зубы





Глухой

Глухой

У звуков [ф], [ф] одинаковая преграда, они глухие, но звук [ф] – твердый, [ф’] — мягкий

Учащиеся поднимают сигнальные карточки, объясняют слова.

Образец ответа:

В слове финики мягкий звук [ф‘], он слышится в начале слова.

В словах кофта и арфа твердый звук [ф] третий по счету, в слове конфеты мягкий звук [ф’] четвертый по счету.

Вызвать интерес к занятию

Развитие звукового анализа, фонематического слуха

Развитие умения анализировать звуки по опорным картинкам

Развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса

Развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие навыков звукового анализа

4.

Динамическая пауза

«Заяц и сосна»

«Ивушка»

«Фонарики»

«Повороты»

«Белка»

«Волшебник»

См. папку пальчиковая и зрительная гимнастика

Развитие межполушарных взаимодействий, мелкой моторики,

эмоциональная и психологическая разрядка

5.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

Предлагаю поиграть в игру «Сыщик», необходимо найти зашифрованное слово:

3 4 2 1

И О

З К

Прочитать предложение.

Прочитать предложение с вопросительной интонацией.

Прочитать предложение, выделяя голосом разные слова.

Обратить внимание, как от этого меняется смысл?

Фара

Фокус

Кефир

Ты полил фикус.

Ты полил фикус?

ТЫ полил фикус?

Ты ПОЛИЛ фикус?

Ты полил ФИКУС?

Развитие фонематического слуха, словесно – логического мышления

Развитие звукового анализа и синтеза, расширение словарного запаса, развитие мышления

Развитие просодической стороны речи

6.

Подведение

итога, оценка

деятельности

Что мы сегодня делали на уроке?

Что понравилось больше всего?