конспект урока природоведения Погода Климат Типичные признаки погоды по временам года П

Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Климат — это то, чего вы

ожидаете, а погода — то,

что вы получаете.

Урок изучения нового материала (5 класс)

Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах, климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны; способствовать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке.

Задачи: учащиеся должны:

1.Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.

2.В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.

3. Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека.

5.Иметь представление о мерах охраны воздуха в своей стране и области.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Климат. Погода» , календари погоды учащихся, калькуляторы, распечатки практических работ, изображения различных погодных явлений; на доске – тема, эпиграф, основные термины: погода, признаки погоды, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции, метеочуствительность.

Ход урока:

1.Организационный момент.-1мин Учитель знакомит учащихся с темой и целями урока, зачитывает эпиграф. (слайд 1)

2.Изучение нового материала- беседа, демонстрация слайдов презентации. -7мин.-до 10.23.

Послушайте стихотворение. Я читаю первую строчку, а вы отвечаете да или нет.

Что такое Атмосфера?

Может это литосфера? – нет!

Может это гидросфера? – нет

Может, это просто точка? –нет

Значит это оболочка? –да

Из чего она? из камня? –нет!

Состоит из смеси газов? –да!

Той, что воздухом зовут,

Они жизнь для нас дают!

Практически каждый день в нашей жизни мы слышим это слово – погода. Что же такое погода? Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно ответить на этот вопрос. При ответе обратите внимание на то, что мы не зря вспомнили о том, что такое атмосфера.

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте. (слайд 2)

Основные признаки погоды: температура, облачность, ветер, атмосферное давление.(слайд 3). К погодным явления, например относится дождь, молния, град, снег, иней, роса и т.д.(слайды 4-8)

Погода изменчива. Сегодняшняя погода может резко отличаться от завтрашней. Но её научились предсказывать. В давние времена её предсказывали по местным признакам: форме дыма из труб, цвету закатного солнца, поведению животных ( слайд 9-12) . Сейчас для этого существует целая наука – метеорология.(слайд 13). Учёные, занимающиеся предсказанием погоды, называются метеорологи, а станции, на которых они работают – метеорологические станции(слайд 14). Благодаря их работе мы по телевизионным программам узнаём прогнозы погоды на каждый день, неделю и даже более длительные сроки. Иногда наблюдения за погодой проводят с помощью спутников. (слайд 15)

1 ученик зачитывает прогноз погоды на сегодняшний день .

Вопрос: Почему человек должен знать и уметь предсказывать погоду? (урожай, отдых, работа аэропортов, дорожных служб и др.)

Метеозависимые люди.

Климат – многолетний режим погоды в определённой местности.(слайд 16)

Вопросы к учащимся: А как называется климат нашей местности? (умеренный).

Какими признаками он характеризуется? (смена времён года (сезонов))

3.Групповая работа.-11мин.-10.23-10.34

Задание – охарактеризуйте типичные признаки погоды нашей местности по временам года ( слайды 17-20) 1группа- весна, 2 группа – лето, 3 группа – осень, 4 группа – зима). Признаки – температура, осадки, длина дня — на доске. Подготовка – 2мин, затем выступление – по 2мин на группу. Во время выступлений – демонстраций слайдов с фотографиями времён года.

4.Выступление 2 учащихся Загадки о погоде , приметы.(готовят заранее) – 3мин.-10.34-10.37

5.Физкультминутка.(2мин)-10.37-10.39

6.Практическая работа «Описание погоды за месяц в своей местности»-10 минут.-10.39-10.49



На столах – календари погоды за ноябрь, калькуляторы, распечатки практических работ, ученики проводят работу и вносят полученные данные в свою распечатку.

Практическая работа № 5

«Описание погоды за месяц в своей местности».

Цель работы:



Возьмите календарь погоды, который вы вели на ноябрь месяц. Пользуясь данными этого календаря, составьте описание погоды за месяц. В описании отметьте:

1.Количество ясных …….. и пасмурных………. дней. Количество дней с переменной облачностью…………

2.Количество дней с осадками…….. и без осадков………; какие виды осадков преобладали……………………..

3.Количество дней с температурой выше 0 градусов………., ниже 0 градусов……….

4.Среднюю температуру месяца (для этого сложите показатели температуры за каждый день и полученную сумму разделите на 30- число дней в ноябре)……………..

5.День с самой высокой температурой -…………., день с самой низкой температурой -…………………

6.Сколько дней дул северный ветер………,

южный ветер………,

западный ветер………,

восточный ветер………

Число безветренных дней…………….

Выводы к практической работе учащиеся делают вместе с учителем.

7.Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. беседа.-3мин-10.49-10.52

Вопрос: какое значение имеет воздух в жизни всех живых организмов?

Воздух необходим для всех живых организмов: растений, животных, важнейшая составная часть среды обитания людей. Он — основа жизни на Земле, в том числе жизни человека. Атмосфера служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом, оказывает решающее воздействие на здоровье людей, их трудоспособность, жизнедеятельность растительного и животного мира.

Вопрос: По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Чем это опасно?

Загрязнение воздуха, т. е изменение его природного состава из-за пыли, выхлопных газов или пахучих веществ, может вредно влиять на условия труда и быта людей, отражаться на их жизни и здоровье, наносить вред окружающей среде и народному хозяйству. Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими веществами, поступающими в воздух в газообразном, жидком или твердом состоянии, являются промышленность и транспорт. (слайды 21,22)

Вопрос: А как вы думаете, нужно ли воздух охранять? Как можно это сделать?

Атмосферный воздух, также как и вся природа, находится под охраной государства. Правоотношения по охране атмосферного воздуха в РФ регулируются специальным законом «Об охране атмосферного воздуха». Данный Закон направлен на сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха и его восстановление. Он действует во всех регионах нашей страны, в том числе и в Тульской области.

8.Закрепление и выводы: что нового узнали и чему научились. (слайд 23)-по терминам на доске: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции.

Оценки. Рефлексия (на листочках ответить на вопросы).-3мин-10.52-10.55

Сегодня на уроке я чувствовал себя …

Больше всего сегодня мне понравилось …

Сложнее всего для меня было …



9.Домашнее задание: повторить тему «Воздух», подготовиться к письменному опросу.

Календарь погоды на ноябрь

число

Основные признаки погоды

ТЕМПЕРАТУРА, С

ОБЛАЧНОСТЬ

ОСАДКИ

ВЕТЕР