конспект урока по русскому языку Имя прилагательное

Урок-смотр по теме «Имя прилагательное»

Цели: закрепить и проверить знания по теме;

развивать речь, внимание;

воспитывать положительный мотив к учению;

Ход урока:

I. Орг момент

II. Объявление темы урока.

-Сегодня мы закрепим знания по теме «Имя прилагательное».

III. Фонетическая зарядка

Р-Л

прилагательное — часть речи

родительный

предложный падеж

склонение прилагательных

просклонять прилагательного

Что такое склонение прилагательного?

IV. Основная часть урока

{Какую тему мы изучали?}

{Что такое прилагательное?}

Игра «Во всех падежах»

-Послушайте стихотворение «Приключения зеленого листа» и с помощью часов покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист:

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром,

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа.

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу,

Лапой – хвать зеленый лист

Дескать, поиграем.

«Не хочу»,- парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун-листок упал.

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.

-Давайте вспомним: сколько падежей в русском языке? Назовите их.

Работа по карточкам:

Определите род, падеж прилагательного:

В син__ море, со старш__ братом, за дальн __ озером зимн__ стужу, по родн__ стороне.

Составьте словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род.

доска для класса –

вечер в субботу-

поля для хоккея-

мячи для тенниса-

Работа с классом

- Посмотрите внимательно на все, что окружает нас в классе , составьте словосочетания «прилагательное + существительное2 м.р, ж.р, ср,р, мн.ч.

Проверка индивидуальных заданий.

чтение выполненных заданий;

задавание дополнительных вопросов

Работа в тетрадях.

Что такое {склонение прилагательных}?

Просклоняйте письменно: зеленая ветка, зеленое дерево, синее небо, синий шар

Взаимопроверка

Физкультинутка

Руки на пояс,

Голову выше.

Раз наклон

Два наклон

Ноги на пятки,

Теперь на носок

Хлопнем в ладоши

Продолжим урок.

Работа по развитию речи.

- Что это? Что изображено на картине? ( Какое время года?)

- Внимательно посмотрите на нее, составьте предложения, в которых были бы имена прилагательные. Давайте разберем первое предложение по членам предложения.

Игра «Когда это бывает»

Угадайте по признакам времена года и выберите картинки:

Голубые, синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые пушистые

В небе облака.

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Лес и поле белые

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Какие признаки помогли узнать времена года?

V.Итог урока.

Урок исследование по теме : « Имя прилагательное».

Цели: систематизировать знания по теме « Имя прилагательное»;

развивать речь, мышление, слуховое восприятие;

воспитывать положительный мотив к учению.

Ход урока:

Орг. момент.

Фонетическая зарядка

З-С

Иса иса описание

Изна изна признак

Про про на вопросы

Асти асти для точности и красоты

Слу слу служат

Для описания предметов мы используем прилагательные.

Объявление темы урока.

-Тему нашего урока вы узнаете, если угадаете, что здесь зашифровано:

10, 14,33 17,18,10,13,1,20,6,13,30,15,16,6.

(имя прилагательное)

- Сегодня на уроке мы должны ответить, что обозначает им. прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего служит.

IV. Повторение пройденного.

-Я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в столбики по частям речи.

Белка, рыжие, галка, дом, красивый, небо, лисички, голубое, пушистая, серая.

- Сколько столбиков получилось? (2) К какой части речи относятся слова в первом столбике? Почему? Докажите.

- Что вы еще можете рассказать об имени существительном?

V. Изучение нового материала.

1. анализ языкового материала;

-Посмотрите на слова 2-го столбика. К какой части речи относятся? На какие вопросы отвечают эти слова? (какие? какая? какой? какой?).

- теперь ответим для чего служат прилагательные.

Послушайте текст №1, текст №2

А). Наступила весна. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Б). Наступила ранняя весна. Тает

последний снег. Журчат звонкие ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- О чем был первый текст? О чем был второй текст? Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Почему? Чем отличается второй текст от первого?

( во втором тексте есть прилагательные, с ними текст становиться красивее; вывод – красота описания)

- Посмотрите, во втором тексте используется словосочетание последний снег. Как вы его понимаете? Это прилагательное не такое уж красивое. А можно было взять прилагательные пушистый или серебристый. Почему?

( прилагательное последний более точно описывает снег; вывод- прилагательные нужны для точности описания )

2.первоначальное закрепление.

-Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.

-С помощью прилагательных можно описать у предмета его форму, величину, вкус, цвет. Все это называется одним словом – признаки. Сейчас я опишу предмет с помощью признаков, а назовете этот предмет:

бурый ветвистая серый

косолапый зеленая зубастый

неуклюжий колючая голодный

- А теперь попробуйте сами.

VI. Итог урока.

Урок — игра по литературе «Внимательно ли вы читали?»

Цели: обобщить и проверить знания учащихся;

развивать речь, мышление;

воспитывать любовь к чтению;

Ход урока:

Орг. момент.

Фонетическая зарядка.

В

Произведения авторов

Литературоведческие термины

Команда называется

Предварительная беседа.

- Произведения, каких авторов мы читали? Назовите их?

- С какими литературоведческими терминами мы познакомились?

( сказка, рассказ, пьеса)

- Сегодня мы поиграем в игру и проверим « Внимательно ли вы читали?

В игре принимают участие команды: «Книголюбы», «Знатоки», «Книгочеи»

VI. Игра.

О литературе серьезно!

Литература в лицах

По страницам книг!

В мире детства!

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

О литературе серьезно!

В каком городе, и в какой семье родился Владимир Галактионович Короленко? (10 б.)

Автором каких детских журналов был К.Г. Паустовский?

Дайте определение рассказа, сказки. В чем разница?

Дайте определение пьесы. Приведите пример.

Что сделал Л.Н. Толстой в Ясной поляне для своих крепостных?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст