конспект урока по ОБЖ Пожар

Тема урока: « Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности

Цель урока: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины ознакомить с поражающими факторами возникновения пожара в жилище; рассмотреть источники пожара в квартире,

Задачи:

Образовательные: изучить и закрепить материал, выявить проблемы в знаниях уч-ся.

Воспитательные: осознание проблемы опасности для человека, развитие внимания, расширение кругозора; показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.

Развивающие: развитие познавательного интереса, развитие памяти, преодоление трудностей, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,Всех собрал нас на урок,Чтобы каждый очень простоВ жизни сам себе помог.

Ребята, вы наверное обратили внимание, что у нас сегодня на уроке гости, это мои коллеги-тоже преподаватели ОБЖ, которых я тоже рада видеть. И мне очень хочется, чтобы вы показали, как хорошо вы умеете работать на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, я хочу, чтобы вы поставили себе ту оценку, которую вы хотели бы получить на уроке. Возьмите карандаш и поставьте в дневник на сегодняшний урок.

Проверь себя. (самопроверка) .

СЛАЙД

Посмотрите на слайд и оцените себя.

III. Сообщение темы урока.

СЛАЙД

Вы сейчас посмотрите видеофрагмент, после просмотра, ответьте на вопрос, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.

СЛАЙД

Правильно, тема нашего урока – Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности.

Откройте тетради и запишите тему урока.

Зная тему урока, скажите, о чем мы будем с вами говорить на этом уроке, что узнаем. (уч-ся называют цели)

Сегодня мы познакомимся с общими сведениями о пожаре, выявим возможные причины ознакомимся с поражающими факторами возникновения пожара в жилище; рассмотрим источники пожара в квартире.

Слайд

Существует несколько мифов, о том, как огонь попал к человеку.

Ваши одноклассники подготовили сообщения, давайте их внимательно послушаем.

Давным-давно, когда у людей еще не было огня, один зверек, а звали его бандикут, хранил втайне огонь и никому не давал его. Однажды собрались все животные на большой совет и стали думать, как бы отнять у бандикута огонь. Раздобыть его вызвался голубь. Прилетел он к бандикуту и стал кланяться, кружиться, петь и танцевать. Заслушался бандикут, засмотрелся, забыл обо всем. Тут голубь и подлетел к огню. Но хитрый бандикут изловчился и бросил свою головешку прямо в реку. Тут бы и конец огню, но увидел это сокол, на лету подхватил головешку и полетел прочь. Да только обжег клюв и выронил ее на самом берегу. От головешки загорелась сухая трава, все звери испугались и убежали. А люди вышли из леса посмотреть, что это расцвело так ярко у самой воды, увидели огонь и узнали, что это такое. С тех пор они греются возле огня, освещают им свои жилища и готовят пищу.

СЛАЙД

В древней Индии бога огня называли — Огонь. По- индийски – Агни. Люди верили, что он открывает двери тьмы, знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны. И в любом несчастье обращались за помощью к Агни.

СЛАЙД

- Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

СЛАЙД

В старину на Руси пожар называли «красным петухом». Часто залетал он в сплошь деревянные города и сёла, выгорали они десятки раз дотла и вновь отстраивались. Каждый боролся с «красным петухом», как мог. Началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные противопожарные Указы, которые появились в 15 веке в царствование Василия Тёмного. В них указывалось, как пользоваться огнём в повседневной жизни: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня. Нарушение Указов жестоко каралось, вплоть до смертной казни. Каждый новый царь вносил в Указы свои дополнения. Царь Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. Петр 1 запретил строительство в Санкт-Петербурге деревянных домов, а по всей стране рассылались рисунки огнестойких изб и дворов. Царь лично написал Указ об устройстве безопасных печей. Первые постоянные команды для борьбы с огнём появились в Москве и Санкт-Петербурге в 1804 году при императоре Александре 1. Современная служба пожарной охраны начинает свою историю с 1918 года.

СЛАЙД

- Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?

- В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение  автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать  электроэнергию.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая  необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

Давайте прочитаем и запишем определение пожара.

СЛАЙД

Пожар- это стихийное распространение огня, вышедшего из под контроля человека.

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.

- Как вы думаете, почему? В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару.

 СЛАЙД

Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

Давайте посмотрим видео и назовем причины пожара. ( видео)

- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?



Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать более подробно.

СЛАЙД

Неосторожное обращение с огнем.

Не затушенный окурок или горящая спичка, брошенная на балконах, на чердаке и в чуланах: малейшая неосторожность может привести к пожару.

СЛАЙД

Нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электронагревательными приборами.

Часто люди включают в одну электроразетку телевизор, торшер, утюг. Пожар в этом случае неминуем из-за перегрузки электросети.

СЛАЙД

Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющих жидкостей.

Их можно встретить сейчас в каждом доме. Это лаки, краски, аэрозоли, бензин. Но, надо знать, что они воспламеняются очень легко и быстро. Выливаясь на пол. Горючие жидкости растекаются по поверхности. А скорость распространения огня по поверхности очень велика. К тому же не все воспламеняющие горючие жидкости можно тушить водой.

СЛАЙД

Утечка газа.

Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляет большую опасность. Оставленный без присмотра на плите суп или компот может при закипании выплеснуться и потушить пламя комфорки. Газ начнет заполнять помещение и потом может воспламениться даже при включении электрического света от искр выключателя. При этом очень часто происходит взрыв.

Беспечность, небрежность и недисциплинированность при обращении с огнем.

Особенно часто это происходит на радостный и любимый всеми праздник- Новый год. Бенгальские огни, самодельные электрогирлянды, мало кто задумывается о возможных последствиях возникновении пожара.

СЛАЙД

Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

В последнее время спросом пользуются хлопушки, петарты, бенгальские огни, фейерверки. Они не просто горят, но и разбрасывают искры в разные стороны. Когда искры попадают на легковозгораемые предметы, начинается пожар. Последствия могут быть ужасными.

СЛАЙД

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей.



Чтобы убедиться в том, что огонь подвластен воле человека, предлагаю проделать простейший опыт. Учитель проделывает следующий опыт: зажигает кусочек сухого горючего, а потом накрывает его простым стаканом.

Что произошло с огнём? Он погас.

Человек сильнее огня, он может им управлять, но приходит беда, когда человек утрачивает эту власть. Страшным и свирепым становится огонь.

Ребята, мы выяснили, что может послужить причиной пожара, а сейчас предлагаю выяснить, чем страшен пожар для людей.

-Рассмотрим поражающие факторы огня и их влияние на организм человека.

СЛАЙД

Температура среды.

Наибольшую опасность представляет вдыхание горячего воздуха, приводящее к поражения верхних дыхательных путей, удушью и смерти, Так воздействие воздуха, температуры которого выше 100%, приводить к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.

СЛАЙД

Токсичные продукты горения.

При пожарах в современных зданиях, где много полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. При этом наступает кислородное голодание, теряется способность рассуждать, человек становится равнодушным и безучастным, не стремиться избежать опасности, наступает оцепенение, головокружение, нарушение координации движений, а при остановке дыхания- смерть.

СЛАЙД

Потеря видимости вследствие задымления.

Во время эвакуации люди обязательно должны видеть или путь эвакуации или указатели выходов. При потери видимости движение людей нарушается и становиться хаотичным. В результате процесс эвакуация затрудняется или становиться невозможным.

СЛАЙД

Понижение концентрации кислорода.

В условиях пожара при сгорании различных веществ и материалов концентрация кислорода в воздухе уменьшается.

СЛАЙД

Открытый огонь.

Открытый огонь опасен. Чаще опасность представляют лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через полминуты после начала пожара.

Всё это поражающие факторы огня, которые отрицательно воздействуют на организм человека.

СЛАЙД

Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом в пожарную часть .

Если вдруг пожар возник, То звонить обязан вмиг, Как и всякий гражданинВ часть к пожарным “01”.

СЛАЙД

Вызов по телефону пожарной команды.

Сейчас мы поиграем в игру « Разговор по телефону» и повторим правила вызова пожарной части.

Задача суметь грамотно сообщить о пожаре.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

(2 пары 1 ситуация-на кухне пожар, горят занавески

2ситуация- в комнате пожар, замыкание проводки.)

Назвать причину

Свои имя и фамилию

Номер телефона и адрес

СЛАЙД

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники).

Сегодня у нас в гостях…(статистика пожаров, ущерб от пожаров, жертвы в Тульской области.)

(А вот что говорят пожарники нашего города)

СЛАЙД



IV.Закрепление изученного материала

Назовите причины возникновения пожаров?Какие поражающие факторы огня вам известны.?

СЛАЙД

V. Рефлексия

Подводя итог сегодняшнему занятию, хотелось бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали? Ответы детей

1.Теперь я знаю ….

чему научились?

1.На уроке для меня было важно…

Что было не понятно?

3.На уроке мне было сложно…VI.Выставление оценок

Ребята, вы сегодня прекрасно потрудились на уроке. Я хочу отметить хорошими оценками ребят, которые подготовили сообщения. Активно сегодня работали…

В начале урока вы написали желаемую оценку, давайте посмотрим, соответствует ли она с полученной. Ребята, не огорчайтесь, те, кто не получил на сегодняшнем уроке оценку, у вас все впереди. Спасибо за урок, до свидания.

СЛАЙД

VII.Домашнее задание.Д/з. уч. Стр.16-20. П.2.2