конспект урока по обществознанию в 7 классе для учебника Боголюбова

Конспект урока по обществознанию (7 класс)

Тема: Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства/

Цель урока: определить, какие основные свойства человека (темперамент, характер, интеллект, эмоции, чувства) влияют на становление личности.

Задачи урока:

Образовательная: 1) сформировать представление о понятиях – способность, интеллект, чувства, эмоции, аффект, стресс, настроение.

Развивающая: 1) развивать мышление, способность четко мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль, 2) развивать коммуникативные способности, умение работать в стихийно созданных группах, творческие способности при выполнении заданий.

Воспитательная: 1) воспитывать грамотного и активного современного человека,

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: учебник Кравченко И.А., Певцовой Е. А. Обществознание 6 класс, раздаточный материал, презентация «Психологический портрет личности».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Приветствие, учет отсутствующих.

Присаживаются.

II

На прошлом уроке мы говорили о психологическом портрете личности. На стр. 32 у нас перечислены основные свойства человека, которые влияют на формирование личности.

Сегодня мы продолжим говорить об этом, а именно разберем что такое способности, интеллект, чувства и эмоции.

Записываем тему урока: Психологический портрет личности: интеллект эмоции и чувства.

С каким свойством мы познакомились на прошлом уроке?

Раздаются 4 карточки и задание — необходимо определить тип темперамента и описать характер героя.

Посмотрим, как вы хорошо сможете определить тип темперамента. Посмотрим небольшую ролевую ситуацию.

Но не только темперамент играет большую роль в формировании личности. Какое свойство человек приобретает со временем?

На слайде необходимо отделить черты характера – положительные и отрицательные (выписываются в 2 столбика)

Согласны ли вы с утверждением, что «плохой характер при желании можно исправить»?

Итак, необходимо сделать вывод о том, как происходит изменение психологического портрета от рождения и дальше.

Называют.

Записывают.

Темперамент-это совокупность индивидуальных свойств человека, характеризующаяся быстротой возникновения чувств и их быстротой.

Получают задание (прил. 1) и работают.

2 учащихся разыгрывают ситуацию, где на лавочку присаживается человек и свою шляпу располагает рядом с собой. Подходит другой человек и нечаянно садится на эту шляпу. Показывают 4 сценки и реакцию 4 темпераментов. Учащиеся должны определить тип темперамента.

Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Выполняют задание.

Рассуждают.

Т. О. психологический портрет складывается от рождения. Его основа- темперамент, который дается от рождения. В процессе развития личности формируется характер под влиянием разнообразных факторов. Изменить его можно, но имея желание и приложив усилия.

III

Психологический портрет личности состоит не только из таких структурных элементов как характер, темперамент, сюда же относим способности и интеллект, а так же чувства и эмоции.

Работа в группах. Необходимо с помощью текста в карточках дать определение терминам – эмоции, способности, интеллект, чувства.

Итак, пожалуйста, первая группа, вы должны были дать определение способностям.

Хорошо. Вторая группа, какое определение вы можете дать понятию интеллект?

А что такие интеллектуальные программы по ТВ вы знаете?

Кроме интеллекта, выделяют еще несколько видов способностей, например, одаренность, гениальность талант. В чем вы видите разницу между ними?

Составьте синквейн с этими двумя словами. (Прил. 3)

Хорошо. Еще одним свойством, влияющим на становление личности являются эмоции. Пожалуйста, третья группа, скажите нам, что такое эмоции.

Хорошо, неотделимы от эмоций чувства. Какое определение нам дала четвертая группа.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для мимических мышц лица)

А как вы думаете, зачем человеку нужны чувства и эмоции?

Посмотрим картинки и фотографии животных и людей, определим, какие эмоции они испытывают.

А что вы сейчас наблюдали – эмоции или чувства?

Разнообразие мира чувств называют душевным богатством, не даром говорят о человеческой душе.

Но современная культура, средства СМИ, пропагандирую запрет на чувства и их внешнее проявление.

Как вы думаете, зачем?

Люди запрещают себе чувствовать, находят запретам различные рациональные обоснования.

«Настоящие мужчины не плачут»

«Страх – признак слабости»

«злиться на близких нельзя»

И что же получается, чувства нам нужны или нет? Что будет, если будем сдерживать свои чувства?

А для того, что бы этого не случилось, нам необходимо научиться управлять своими эмоциями и чувствами.

А легко ли это сделать?

Читаем учебник стр.41.

Итак, что же влияет на становление личности, что входит в психологический портрет личности?

Что бы ответить на этот вопрос, мы должны разгадать кроссворд.

Способность к познанию и логическому мышлению.

Высший вид эмоций

совокупность индивидуальных свойств человека, характеризующаяся быстротой возникновения чувств и их быстротой

особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся, главным образом в переживания

умение что-либо делать, в склонности к определенным занятиям

совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Какой вывод можно сделать о формировании личности?

На работу дается 3 минуты.

Способность у человека определяется в умении что-либо делать, в склонности к определенным занятиям.

Интеллект — способность к познанию и логическому мышлению.

Варианты ответов. (умники и умницы, самый умный, что где когда, сто к одному, своя игра, кто хочет стать миллионером, поле чудес, слабое звено, такси)

Высказываются.

Прил 4.

Эмоции — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся, главным образом в переживаниях

Чувства – это отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям, высший вид эмоции.

(Прил. 4) определяем эмоции.

Помогают выразить внутреннее состояние человека, реакцию на окружающее.

Смотрят определяют.

Эти заперты, предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), т. К. не должен казаться слабым, невоспитанным, неуспешным.

Запрет на горе

Запрет на страх

Запрет на гнев, злость

Аналогия с кипящим чайником: взорвемся, выльется это в болезнь, тоску, депрессию, агрессию.

Читают, отвечают.

(прил. 5)

Отвечают.

IV

Рефлексия. Что нового узнали. Выставление оценок.

Беседа по кругу. Подводим итоги

V

д/з параграф 6, стр. 42 вопр. 3.практикум.

Записывают в дневник. Пояснение д.з.