конспект урока по новым стандартам Роль декоративного искусства в жини человека 5 класс

Медведева Надежда Васильевна

Преподаватель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»

Урок изобразительного искусства в пятом классе. 

Урок изобразительного искусства в пятом классе. 

Тема. «Роль декоративного искусства в жизни человека» (45 мин) 1ч.

Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.

Задачи:

Образовательная: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы

ВоспитательнаяВоспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

ПредметныеНаучатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности 

Метапредметные:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека 

Познавательные: Поиск информации в учебнике .Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.  Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи. 

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. 

Понятийный аппарат: меандр, вазопись, амфоры, гидрии, кратеры, лекифы, герб, геральдика,  

Оборудование: 

Для учителяИКТ и средства обучения. Презентация. «Декоративное искусство разных цивилизаций»

Музыкальный ряд: греческая мелодия «Сиртаки», использование музыки из компьютерной игры «Тайны Египта»,

Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже», мифы.

Зрительный ряд: работы учащихся по теме четверти, набор слайдов и репродукций образцов декоративного искусства разных цивилизаций.  

 Для учащихся. Рекомендуемые художественные материалы: 

Б.  Материалы на выбор учащихся: Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти,

Бумага; белая ,тонированная, в клетку  

П. Материалы на выбор учащихся: Восковые мелки, акварель. гуашь, пастель, кисти, тушь, палочку, перо, клей, ножницы.

 Бумага: белая, в клетку,тонированная или цветная, металлизированная бумага.

Планируемая творческая деятельность обучающихся 

Задание 2 -х уровней на выбор учащихся  

Б. Выполнение кроссворда из раздела «Роль декоративного искусства в жизни человека», создание эскиза герба для своей группы.

П. Выполнение тестовых заданий по пройденным темам на сайте ZooBurst, составление цельного образа из характерных элементов 

Ход урока

I. Организационный момент и введение в урок.

Вернисаж. Экспозиция из предметов декоративного искусства различных цивилизаций (Работы уч-ся, фотографии, картинки с изображением предметов)

Музыкальный момент. Звучит музыка («Сиртаки»)

Мотивация будущей темы урока 

Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из предметов декоративного искусства (греческие вазы, египетские украшения, одежда)

Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу , пожать руку и тихо сесть.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок не в классе как обычно, а в музее декоративного искусства разных цивилизаций. Посмотрите на экспонаты окружающие нас, о чем вам говорят костюмы людей, предметы быта, украшения.

Учащиеся .( предполагаемые ответы  )

- принадлежность к разным сословиям

- люди носившие эти костюмы относятся к разным древним цивилизациям( Египет, Древняя Греция, Китай, Средневековье)

- предметы быта украшены характерными орнаментами

Учитель - Молодцы ребята, наши уроки не прошли даром. Давайте подумаем, как все то о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение – которое и будет темой нашего занятия.

Учащиеся. (предполагаемые ответы)

- человек украшал себя, предметы,

- по украшенным предметам мы можем определить роль ее хозяина.

- можно сказать о роли украшетельства в жизни людей.

Учитель.

- Да, ребята, вы почти во всем правы. Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и делать правильные выводы. То есть можно сказать о роли декоративного искусства в жизни человека. Это и есть наша с вами сегодняшняя тема урока.

Учитель Как вы думаете какова цель нашего урока? Не забывайте наш урок последний в четверти.

Учащиеся (примерные ответы)





- повторить все, что изучили

- проверить и закрепить наши знания по пройденным темам

Учитель

- Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень усвоения предметного материала, то есть одним словом : вывести вас на более высокий уровень ваших знаний о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и что  знания символики особо необходимы в нашем современном мире.

Сегодня на уроке достичь поставленные цели мы сможем разбившись на группы и выполнив разнообразные задания, для проверки усвоенных вами знаний. (Деление на группы при помощи выбора пуговиц определенного цвета)

Рассаживаемся по группам (разворачиваем парты друг к другу). Ребята не забывайте, что мы находимся в музее, помните о правилах поведения.

(говорить тихо, не ругаться, относиться к экспонатам бережно и с уважением). Ну, что вы готовы отправиться в залы. Закройте глаза и представьте себе, что мы попали в зал восковых фигур. Открывайте глаза. Удивленны? (стоят несколько уч-ся одетых в костюмы разных эпох). Присмотритесь внимательно, все ли здесь соответствует духу той эпохи которую представляет экспонат?

Учащиеся  по два человека от группы находят ошибки, тут-же исправляя их ( меняя местами элементы, соответствующие образу). Остальные уч-ся выполняют работу на карточках. (соедини стрелками элементы с соответствующим образом)- карточки сдают экскурсоводу.

Молодцы справились с заданием, а оценить его поможет наш экскурсовод. (оценивание фишками: красная — уч-ся группы справились без подсказок, правильно, без единой ошибки, синяя – уч-ся группы испытали затруднения, действовали с помощью подсказок).

Экскурсовод. Ребята вы отлично справились с этим заданием, поможете мне еще с одним? У нас в архиве музея есть берестяные, папирусные, глиняные таблички с зашифрованными словами, давайте попробуем их расшифровать. Да и еще поступило электронное письмо на сайт ZooBurstот археолога с какими-то криптограммами, может кто-то взяться за это дело? (Разгадывание кроссворда индивидуально в группах, самооценка правильности отгадывания путем сопоставления с эталоном. (эталон-проецирование проверенного кроссворда с сайта ZooBurst).

Экскурсовод. Ну что ж вы мне помогли навести здесь порядок, отправляемся в следующий зал.

Динамическая пауза - Звучит музыка «Сиртаки». Предлагаю исполнить греческий танец, в движении ощутить красоту греческой музыки)

Чтение стихотворения О.Тарутина «Что я видел в Эрмитаже»

(Учитель рукой случайно сбивает древнегреческую вазу.) Извините меня , мы с ребятами сейчас все восстановим, вы мне поможете, правда? Дидактическая игра. Составление орнамента вазы: амфоры, гидрии, кратеры, лекифы из характерных элементов узора для древнегреческих ваз. (по одному из группы — работают на доске, остальные в группах). Кто работал в группах – взаимоконтроль, на доске — экскурсовод.

Экскурсовод. Что- то мы задержались в этом зале, перейдемте в другой — зал Геральдики.

Учитель. Ого! Ребята да вы только посмотрите на эти гербы разных стран, городов, семейные гербы, гербовые платья. (показ слайдов, изображения гербов, рисунки уч-ся, вывешенные на доске). Какая красота! Вы согласны? Мы тоже с вами на уроках учились создавать различные гербы по-вашему желанию. Трудно было? – Да. Но интересно. Сегодня экскурсовод попросил нас выполнить эскиз герба наших групп, для размещения в их в зале Геральдики.

Эскизы гербов обсуждаются учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.

Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. ( Реализация краткосрочного проекта. Проект -составление эскиза герба своей группы для музея декоративного искусства.

 Учитель Итак сейчас вам предстоит самим создать образ герба вашей группы. Вы можете создать несколько вариантов и выбрать путем взаимодействия более удачный.

( детям дается 2 варианта заданий на выбор  

ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ ЗАДАНИЯ Б. и П. 

ЗАДАНИЯ 1 Б создание эскиза герба для своей группы.

Материалы на выбор учащихся Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти, Бумага; белая ,тонированная

ЗАДАНИЕ.2 П.  

Используя любые художественные материалы ( П). составление композиции герба для своей группы из предложенных элементов.

Материалы на выбор учащихся: Восковые мелки, акварель, гуашь, кисти. Бумага: белая, тонированная или цветная.

Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция. ( 25-30 мин ) Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию ( оптимальный выбор композиции учащимся. Название своей работе), Стимулирую саморегуляцию ( внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества ). III. Итог урока. Рефлексия. 

Обобщение, подведение итогов (защита своих эскизов гербов), 

награждение победителей, 

выставление гербов своих групп в зале Геральдика.  

Учитель.В конце нашего урока я хотела бы услышать ваше мнение Действительно ли знание символики необходимо в нашем современном мире, приведите примеры.

Учащиеся (предполагаемые ответы)

Да, знание символов нам помогает различать представителей разных стран. (олимпийские игры)

- Помогают ориентировать в принадлежности к различным иерархиям (компьютерные игры)

Учитель. Как вы считаете нам удалось выполнить задания экскурсовода? Выставка ваших творческих работ говорит нам - ДА. Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Похлопайте в ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного дома вы еще хорошенько поработаете над этими темами и в следующий раз у вас не будет никаких затруднений. А сейчас я предлагаю вам  ответить на вопросы  по карточке. 

Здесь я увижу как вы оценили свою деятельность на уроке, как выросли интеллектуально.

                                    

                         РЕФЛЕКСИЯ.           Оценивание занятия и своего личного участия

 КРИТЕРИИ ОЦЕНКА

 

  Оценка своего личного участия на занятии и его полезность в изучении нового материала

Низкая – 1 балл

Средняя- 3 балла

Высокая – 5 баллов

Объем нового материала

Недостаточный – 1 балл

Достаточный -       3 балла

Можно увеличить -5 баллов

Полученные знания

Останутся невостребованными – 1 балл

Смогу применить на занятиях – 3 балла

Смогу применить на практике – 5 баллов

Свое личное участие в работе группы  оцениваю, как

 

Работа в группе

Мешал (мешала) – 1 балл

Не имела значения – 3 балла

Помогала – 5 баллов

От 5 до 9 баллов- невысокий уровень участия и полезности

От 10 до 15 баллов- средний уровень

От16 до  20  – высокий уровень

 

IV. Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. На каникулах присмотреться к примерам современного декоративного искусства.

Спасибо всем за урок!