конспект урока по математике 9 класс Дроби

МКСКОУ «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект открытого урока по математике в 9-б классе, проведен 26.11.2010 года. Учитель И.Н. Пичугина, II квалификационная категория.

Тема урока: «Нахождение нескольких процентов от числа»

Ход урока:

I. Организационный момент.

 Учитель:

-Дети, сегодня у нас необычный урок. Все знания, которые вы получите во время урока, будут вам необходимы при выпуске из школы.

Великий математик М.Ломоносов говорил:

«Арифметику затем уже учить надо, что она ум в порядок приводит». 

Находясь на данном уроке, мы сможем свой ум в порядок привести. (Упражнение направлено на развитие слухового восприятия)

ЗАГАДКА:            

Мы только с парохода, вернулись из похода,

Одиннадцать недель гостили на воде.

А сколько это дней?

Посчитай-ка поверней. 

(Учащиеся дают ответ «77 дней», учитывая, что I неделя – 7 дней)

 

II. Повторение изученного материала из уроков социально-бытовой ориентировки, установление межпредметных связей.

Учитель:

  Каждый из нас является налогоплательщиком, и обязан платить налоги. Деньги, поступающие от налогов, идут в местный и федеральный бюджет. Из этих денег выплачивают зарплату врачам, учителям, библиотекарям, государственным служащим и др. категориям населения. Кроме выплаты зарплаты, это и помощь сельскому хозяйству, и строительству, и расходы на оборону, науку, образование, культуру и т.д.    Бюджет ежегодно утверждается в Федеральном собрании  России. Наш парламент определяет, сколько процентов доходов государство пойдет на те, или иные расходы. Различные налоги тоже вычисляются в процентах от заработной платы, а также в процентах идут отчисления в пенсионный фонд.

На прошлом уроке научились определять 1% числа. Эти знания нас научили определять отчисления -1% от заработной платы в пенсионный фонд, для накопления пенсии по старости. Для проверки усвоения данных знаний напишем «Математический диктант» (задание: Найдите 1% каждого числа)

 

Вариант 1

Вариант 2

5300 — ?  1%

2100 -? 1%

7800 — ?  1%

6900 — ? 1%

4056 — ? 1%

2230 — ? 1%

7705 — ? 1%

4844 — ? 1%

 

III. Мотивация.

Расположив числа (ответы составляющие 1%) в порядке возрастания, получите ключевое слово нашего урока.

 

5300р. – 53р. (е)

2100р. – 21р. (п)

7800р. – 78р. (ы)

6900р. – 69р. (н)

4056р. – 40,56р. (о)

2230р. – 22,30р. (р)

7705р. – 77,05р. (т)

4844р. – 48,44р. (ц)

 

Таблица ключевого слова (слайд 4)

П

Р

О

Ц

Е

Н

Т

Ы

21

22,3

40,56

48,44

53

69

77,05

78

Ключевое слово «ПРОЦЕНТЫ».

 

IV. Сообщение темы и задачи урока.

Тема: Нахождение нескольких процентов числа.

 

V. Образ (сообщение теоретических сведений).

Учитель:

- Ребята, у нас урок необычный, во время урока  мы побываем в сбербанке, чтобы узнать процентную ставку вкладчиков в год.

-Представьте, что мы вошли в новое современное здание с компьютерным оснащением и современными условиями обслуживания клиентов банка. Хотим открыть счет, положить определенную сумму денег и узнать процентную  ставку банка по вкладу.

1.            Вспомним правило нахождения дроби от числа:





Правило: чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель данной дроби.

Найдите: (Слабым учащимся даются карточки с вариантами ответов)    от чисел:  240, 800, 8000

    Ответы: 90, 300, 3000

 

2.            Работник сбербанка сообщил нам, что банк дает на вклады клиентов 3% годовых. (воспользуемся правилом выше указанным)

 

 

Найдите :

 от чисел: 500р., 1500р., 3300р., 23000р.

Ответы: 15р., 45р., 99р., 690р.

 

 

Таблица нахождения 3% от чисел (Слайд 5)

500 р.

1500 р.

3300 р.

23000р.

15 р.

45 р.

99 р.

690 р.

 

ВЫВОД: Чем больше вклад, тем крупнее выплаты банка по вкладу.

 

3.            Чтобы перейти к следующему этапу урока вспомним правила деления целых чисел, десятичных дробей на 100:

Правило 1: чтобы разделить десятичную дробь на 100, нужно запятую передвинуть влево на столько цифр, сколько нулей при единице.

Правило 2: чтобы разделить целое число на 100, нужно отбросить столько нулей, столько их при единице.

Задание, найдите частное чисел: (работа по вариантам на карточках)

Вариант 1

Вариант 2

4400  : 100 =

73,01 : 100 =

21000 : 100 =

33,4 : 100 =

221 : 100 =

36 : 100 =

 

VI. Релаксация. (под музыку на тему «Зима»)

Учитель:

-Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги вместе, выпрямите спину, представьте, что вы высокое дерево, стоящее на вершине горы. Зима, холодно…

-Поднимите руки вверх над головой, потянитесь к небу, соедините руки ладонями, глубоко вдыхаем чистый, морозный, горный воздух. Вдох, выдох… Ветерок наклонил дерево вправо, продолжаем глубоко дышать, качнул влево, дышим по три вдоха и выдоха. Открыли глаза, сели.

 

VII. Событийно-практический.

(Работа в тетрадях, с учебником 9 класса.)

Задача с.83 № 430. На мужской костюм нужно в среднем три метра шерстяной ткани. На брюки расходуется примерно 47% всей ткани.

Сколько ткани расходуется на пиджак?(слайд 6)

ПРОБЛЕМА:

- а умеете ли вы решать задачи с нахождением нескольких процентов числа?

 

ВОПРОСЫ  ПО ЗАДАЧЕ

1.            Сколько ткани в среднем необходимо на мужской костюм? (ответ: 3 м)

2.            Сколько ткани расходуется на брюки? (ответ:47% = 47/100)

3.            Сколько ткани расходуется на пиджак? (ответ: на весь костюм – 100%,                             на брюки – 47%, на пиджак – 53%).

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:

1.            Сколько метров  ткани составляет 1%?

300 см : 100 = 3 см

2.            Сколько ткани расходуется на брюки?

3 см х 47 = 141 см = 1 м 41 см

3.            Сколько метров  ткани расходуется на пиджак?

300 см – 141 см = 159 см = 1 м 59 см

Ответ: 1м 59 см ткани расходуется на пиджак при раскрое.

 

ВЫВОД: Мы с вами убедились при решении данной задачи, что при раскрое ткани  на мужской костюм, на пиджак расходуется больше, чем на брюки. Научились определять количество ткани в метрах, используя данные в процентах.

 

VIII. Рефлексия.

Учитель:

- Вот и подходит к концу наш урок.

ВОПРОСЫ:

1.            Необходимо ли мужчине в своем гардеробе иметь праздничный костюм?

2.            А вы имеете в своем гардеробе праздничный костюм?

3.            В каких случаях нужно надевать  мужской костюм?

4.            Хотели бы вы, юноши, быть одеты в такие костюмы?

  

IX. Итог урока.

Учитель:

   Ребята, сегодня вы поняли, что  умение просчитывать процентные ставки личных банковских вкладов и  нахождение  процентной ставки отчисления в пенсионный фонд от заработной платы необходимо в жизненно-экономических вопросах.

Проиллюстрировать журнал» Модели мужских костюмов»