конспект урока по культуре общения

Тема урока: «Волшебные слова».

Цель урока: учить детей употреблять в устной речи уместные формы речевого этикета.

Задачи:

Учить употреблять в речи вежливые формы слов: формы приветствий, извинений, просьбы, благодарности, пожеланий, прощаний.

Учить дифференцировать формы вежливых слов, уместно употреблять различные формы речевого этикета.

Учить жестовой речи.

Развивать устную речь учащихся.

Развивать воображение учащихся.

Развивать внимание, мышление и память.

Воспитывать в учащихся нравственные качества личности: доброту, понимание, вежливость.

Оборудование: письмо королевы Вежливости, мультимедийный проектор, интерактивная доска с заданиями, электронная презентация в которой использованы: картинки мальчика, страны Волшебных слов, самолета, картинки с изображением хороших и плохих поступков, музыкальное сопровождение (классическая музыка, исполнитель Louis Clark).

В подготовке к уроку использованы интернет-ресурсы: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4260 (стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы»); http://www.yandex.ru/ (поиск картинок к уроку и музыки).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.

Организационное начало урока.

-Ребята, к нам на урок русского языка пришли гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.

Со звонком дети заходят в класс, встают рядом со своими партами.

Здороваются с гостями, садятся за парты.

2.

Объявление темы урока.

- Ребята, сегодня по дороге на работу я встретила почтальона, который передал для вас письмо. Вот оно: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Королева Вежливость. Одному не очень воспитанному мальчику Мише требуется ваша помощь! Он попал в страну Волшебных Слов, а выбраться самостоятельно не может. Миша совсем не знает волшебных слов. Прошу вас, научите его быть вежливым и помогите пройти по улицам моей страны! Буду очень вам благодарна, если вы откликнитесь на мою просьбу. Попасть в страну Волшебных Слов очень просто: закройте глаза и немного помечтайте. Королева Вежливость».

- Ребята, кто прислал нам письмо?

- О чем она нас просит?

- Ребята, мы поможем Мише пройти по улицам страны Волшебных слов?

- Тогда давайте последуем совету королевы Вежливости и помечтаем. Представим, что мы летим на самолете в страну Волшебных Слов на помощь мальчику Мише.

Смотрят на доску и слушают чтение учителя.

- Королева Вежливость.

- Королева просит нас помочь Мише.

- Да!

На доске появляется письмо (в руках у учителя тоже письмо)

Презентация: слайд 1.

Презентация: слайд 2.

(звучит музыка, дети закрывают глаза)

3.

Основная часть урока.

Улица Приветствий.

- Вот мы с вами и оказались в стране Волшебных слов! А вот и наш мальчик Миша. Пойдемте вместе с ним!

- Посмотрите, мы попали с вами на улицу Приветствий.

- Давайте напомним Мише, какие слова – приветствия мы используем в речи?

- Как здороваются со взрослыми?

- Как можно здороваться с друзьями?

- Какое выражение лица должно быть у приветливого человека?

- Давайте нарисуем улыбку.

- Посмотрите, Миша не правильно расположил слова – приветствия. Давайте поможем ему исправить ошибки.

- Ребята, а кто из вас знает с помощью каких жестов можно поприветствовать друг друга?

- Давайте научим Мишу здороваться с помощью рукопожатия.

- Здравствуй, привет, добрый день, добрый вечер, доброе утро.

- Здравствуйте!

- Привет!

- Приветливый человек при встрече улыбается.

Один учащийся выходит к доске, выполняет задание (меняет местами слова в соответствии с картинками)

- Поприветствовать друг друга можно с помощью рукопожатия.

Два мальчика выходят к доске, здороваются за руку.

Музыка заканчивается, дети открывают глаза.

Презентация: слайд 3.

Интерактивная доска: слайд 1.

(учащийся рисует улыбку)

Интерактивная доска: слайд 2.

Площадь Правил Вежливости.

- Молодцы! Идем дальше!

- Посмотрите, мы пришли на площадь Правил Вежливости. Ребята, настало время познакомить Мишу с правилами вежливости. Давайте расскажем ему и нашим гостям стихотворение, которое мы с вами учили.

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной нянею

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик

Он их благодарил –

«Спасибо» говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спроса не берите!

- Надеюсь, и вы, и Миша, всегда будете соблюдать эти несложные правила вежливости.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи, Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,





То сидя на уроке

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

Дети занимают свои места.

Презентация: слайд 4.

Читают стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».

проспект Извинений и Просьб.

- А мы с вами идем дальше, и попадаем на проспект извинений и просьб.

- Посмотрите, Миша опять все перепутал. Давайте ему поможем разобраться, какие слова мы относим к формам извинения, а какие к формам просьбы.

- Нельзя путать эти слова. Нужно знать в какой ситуации их употребить. Вот например такая ситуация: на перемене Миша случайно толкнул девочку, как он должен поступить в этой ситуации?

- Правильно! Молодцы! А вот вам другая ситуация: в книжном магазине Мишу заинтересовала одна книга, но он не знает, хватит ли ему денег, чтобы ее купить. С какими словами Миша должен обратиться к продавцу, чтобы узнать цену?

- Нужно ли извиняться в этой ситуации?

- Правильно, ведь он не сделал ничего плохого, чтобы извиняться. Надеюсь, Миша и вы, будете правильно употреблять слова – извинения и просьбы.

выходит учащийся и меняет местами слова на доске

Миша должен извиниться перед девочкой, сказать «Извини, пожалуйста»

Он должен обратиться со словами «Скажите, пожалуйста» или «Будьте добры».

- Нет.

Презентация: слайд 5.

Интерактивная доска: слайд 3.

Зоопарк вежливых животных (динамическая пауза).

- А мы с вами идем дальше и на нашем пути – Зоопарк вежливых животных. Ребята, в стране Волшебных Слов даже все животные вежливые! Они тоже умеют приветствовать друг друга при встрече. Но они не умеют разговаривать и приветствуют друга с помощью жестов. Давайте научимся приветствовать друг друга с помощью жестов животных. Вставайте.

- Как могли бы поприветствовать друг друга медведи?

- Жирафы?

- Львы?

- Обезьянки?

- Хорошо, молодцы! Занимайте свои места и пойдем дальше.

Встают рядом с партами.

-Вращение головы.

- Наклоны вперед.

- Повороты влево, вправо.

- Подскоки.

Презентация: слайд 6.

Учащиеся повторяют за учителем движения.

перекресток Добрых Дел.

- Посмотрите ребята, мы с вами оказались на перекрестке Добрых Дел. Вежливый человек всегда совершает добрые дела. Давайте поможем Мише разобраться, какие добрые дела должны совершать вежливые дети. А помогут нам в этом животные.

На доске картинки с изображением животных. Добрые дела оставляют, нехорошие поступки зачеркивают.

Презентация: слайд 7.

Интерактивна доска: слайд 4, 5,6.

переулок Благодарности

- Ну что ж, ребята, двигаемся дальше. Вот мы с вами оказались в переулке Благодарности. Ведь за добрые дела принято благодарить друг друга.

- Но посмотрите, Миша вспомнил всего лишь одно слово, с помощью которого люди благодарят друг друга. А чтобы пойти дальше, этого недостаточно.

- Давайте вспомним, какие еще слова благодарности бывают? Для этого нужно обвести слова по пунктиру и прочитать, что получилось.

- Когда мы должны употреблять слова благодарности?

- Да, ребята, это все добрые дела, а за добрые дела мы всегда людей благодарим. Двигаемся дальше!

Смотрят на доску.

Обводят по пунктиру слова, читают: Благодарю вас!

Большое спасибо!

Я вам признателен!

- Когда нам помогли, угостили чем-то, подарили подарок.

Презентация: слайд 8.

Интерактивна доска: слайд 7.

Спасибо

Пунктирные слова

Парк Пожеланий.

- Ребята, вежливый человек должен еще уметь пользоваться словами – пожеланиями.

- Давайте расскажем Мише, в каких ситуациях мы можем их использовать.

- Ну что ж, ребята! Мы выполнили просьбу королевы Вежливости, научили Мишу быть добрым и вежливым, наше путешествие подходит к концу. Миша хочет что-то вам сказать.

- Посмотрите, каким опрятным стал наш Миша! Ведь вежливый человек всегда следит за своим внешним видом!

— Давайте попрощаемся с Мишей и что-нибудь ему пожелаем.

- читают формы пожеланий, рассказывают.

- Всего хорошего, Миша!

- Будь добр и вежлив!

- Доброго тебе пути!

- До свидания!

Презентация: слайд 9.

Презентация: слайд 10.

Презентация: слайд 11.

4.

Итоги урока.

- И нам с вами пора возвращаться обратно! Давайте представим, как будто мы летим обратно в школу.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Чему мы учили Мишу?

- Какие задания мы выполняли?

- Что понравилось больше всего?

Закрывают глаза , мечтают под музыку.

Да!

Вежливости, волшебным словам.

Перечисляют.

Отвечают.

Презентация: слайд 12.

(звучит музыка)

5.

Организационное окончание урока.

- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на уроке! Я вами горжусь и надеюсь, что вы всегда будете вежливыми! А сейчас урок окончен, идите на перемену.