конспект урока по изо Сказачно -былинный жанр

Сказочно –былинный жанр.

«Волшебный мир сказки»

Цели:

1.Сформировать представление о сказочно – былинном жанре в живописи на премьере творчества В.Васнецова и И. Билибина.

2.Воспитывать нравственно эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

3.Развивать навыки поисковой работы, творческое отношение к выполнению задания.

Ход урока

-Сегодня мы поговорим об особом жанре- жанре сказки и былины.

Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев.

-Вспомните народные сказки и их героев

-Вспомните писателей сказочников и их героев.

Еще в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов взрослых , но и из книг. А книги эти всегда с картинками или как правильно сказать с чем ? ( с иллюстрациями)

Именно такими какими их нарисовал художник , мы и будем себе их представлять .

И сегодня мы познакомимся с 2 художниками , которые иллюстрировали сказки и рисовали картины со сказочными художниками.

Начнем знакомство с В.Васнецова.

Иван Яковлевич Билибин Он обожал расписные терема, избушки на курьих ножках и шитые золотом сарафаны. Искренне восхищался мастерством Пикассо-рисовальщика и с удовольствием работал по ночам. Слыл библиофилом, давая книги студентам, настоятельно просил не перекладывать страницы бутербродами. За безукоризненно четкую линию рисунка друзья прозвали его «Иван-Железная рука», хотя в личности этого человека не было ни железа, ни меди. Он был вместилищем золота и серебра — щедрым на выдумку, скупым на чувства, свято верившим в то, что возможность проявиться есть только «…в поисках себя, а не в подражании другим». И ему это, безусловно, удалось.

Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка, расположенном недалеко от Петербурга, в семье военного врача. Еще со студенческой скамьи юридического факультета начал собирать и изучать предметы крестьянского быта, различную одежду, утварь, кружева. С необычайной тщательностью и любовью зарисовывал Билибин узоры тканей, детали отделки богатых кафтанов, добротных шуб и расписных сарафанов. В ходе экспедиций на север России в 1902—1904 годах, которые проводились по заданию этнографического отдела Русского музея, увидев одну из церквей Вологодской губернии, он написал так: «…когда я увидел эту церковь, я пришел в благоговейный трепет, я пожалел, что я не великан и не могу взять это милое архитектурное произведение и перенести куда-нибудь далеко, в сохранное место». Позже эта увлеченность старым русским стилем, благоговейное восхищение забытой стариной и крестьянским фольклором станет характерной особенностью билибинской манеры: его нарядные рисунки будут усыпаны десятками деталей, каждая из которых, благодаря достоверности изображения, будет украшать тот самый пестротканый ковер преданий старины глубокой. Через много десятков лет друг и по совместительству биограф Билибина архитектор Григорий Климов заметит, что решающее для своего творчества лето 1899 года этот чрезвычайно общительный двадцатитрехлетний юноша проведет «…в глухих лесах Весьегонского уезда Тверской губернии в усадьбе своих друзей. Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах — невольно приводят его к мысли иллюстрировать русские сказки».

Иван Билибин действительно начинает рисовать. С 1899 по 1902 год создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. Его талант оценили, билибинский стиль начинают узнавать. В разные годы Иван Яковлевич занимается иллюстрациями к «Василисе Прекрасной», «Ивану-царевичу, Жар-птице и Серому волку», «Перышку Финисту Ясну Соколу», «Царевне-лягушке», «Марье Моревне», «Сестрице Аленушке и братцу Иванушке», «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», былинам «Вольге и Микуле», «Добрыне Никитичу», «Илье Муромцу» и другим сюжетам. Причем в его творчестве никогда не было ничего надуманного или наносного. И делал он все очень обстоятельно. Даже уже получив известность и начав преподавать, он подолгу задумывался над тем, как правильно проиллюстрировать то или иное произведение, перечитывал его несколько раз, консультировался со специалистами (если была возможность — с автором), обращался к фотографиям, зарисовкам, музейным собраниям.

Начиная с 1904 года Билибин занимается театральными эскизами. Иван-Железная рука с удовольствием берется за сценические декорации, в которых использует те же приемы: тщательную детализацию, разнообразие орнаментов, подчеркнутую яркость узоров и богатство форм. По словам современников, все оперные спектакли ему каким-то невероятным образом удавалось превратить в огромный пестрый шатер, узоры которого можно было рассматривать часами. Показательно, что после оперы «Золотой петушок», поставленной в 1909 году в одном из московских театров, вышел даже специальный альбом с лучшими билибинскими эскизами костюмов и декораций.

…Начиная с 1920 года художник эмигрирует из большевицкой России. В первые годы своих путешествий он очень часто работает вопреки, а не благодаря своему желанию. Так, попав в каирский лагерь для беженцев, в котором господствуют нищета и тиф, он, чтобы выжить, берется за рекламу табачных изделий. Правда, несколько позже его материальное положение заметно улучшится — на него как из рога изобилия посыплются заказы богатых греческих колонистов.

Билибин много путешествует: Верхний Египет, Нил, Долина царей, знаменитый Луксорский храм. Одним из первых европейцев увидел только что открытую гробницу Тутанхамона… Перед ним мелькают поселения, страны, города. Он дышит полной грудью и творит, творит, творит. В 1923 году женится во второй раз.

Париж принял Билибина в свои объятия в 1925 году и не отпускал вплоть до 1936 года. Французский период жизни художника был не менее плодотворным, чем время, проведенное в песках рядом с миром арабских фресок. Книжные украшения, обложки, экслибрисы, плакаты, открытки, сценические костюмы, декорирование сцены — он работал, но очень часто его работам не хватало широты, «живой» подпитки и огромных лап старых русских елей. Его жизнь омрачало и то, что из года в год издатели все настойчивей предлагали ему изменить фамилию на более благозвучную. На подобные предложения он всегда реагировал достаточно остро. И очень может быть, что для человека, истинно влюбленного в историю, культуру и традиции своей страны, это была далеко не последняя причина, побудившая его покинуть столицу европейского бомонда и ступить на территорию Советской страны. «Я уже несколько лет мечтаю вернуться на родину и работать для нее по моей специальности… Ассимилироваться с другим народом я не могу» — пишет он в 1935 году возглавлявшему тогда Академию художеств Исааку Бродскому. И уже с 1936-го оказывается в Ленинграде. Преподавательская деятельность, работа над развитием оформления книги, театральные декорации — жизнь бьет ключом, наполняется новыми формами.

…Ленинградская блокада. Ивану Яковлевичу Билибину предлагали эвакуироваться вместе с семьей, но он отказался. Работал. В октябре 41-го вместе с другими профессорами и преподавателями перешел в здание Академии художеств (квартира была почти полностью разрушена). Жили все вместе. В начале декабря присутствовал на защите дипломных работ тех художников, которых на полтора-два месяца удалось вызвать с фронта. Потом был блокадный Новый год. Он написал красивое стихотворение. До последней минуты работал. В ночь с 7-го на 8 февраля 1942года его не стало…

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848-го года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябово, где и прошли детские годы будущего художника.

«Я жил в селе среди мужиков и баб, — вспоминал впоследствии художник, — и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника, именно здесь у него проявился интерес к народному творчеству.

С 1858-го по 1862-й год мальчик учится в духовном училище в Вятке. После этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Учась в семинарии, Виктор одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора.

В 1866-м году он подготовил шестьдесят рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Трапицына. Васнецов не стал священником, как мечтал отец: в 1867-м году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса. Он решает ехать в столицу и поступать в Академию художеств.

С 1874-го года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках

23 ноября 1876-го года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным: у Васнецовых родились четыре сына. В том же году художник отправляется за границу в Париж. Результатом наблюдений в столице Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877-й год).

В 1878-м году Васнецов возвращается на родину. «Когда я приехал в Москву, — писал он, — то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».С этого времени он начинает писать картины на сказочные темы.

В 1882-м были завершены «Богатыри» — центральное, наиболее известное и прославленное произведение Васнецова.

В 1899-м году «Богатырями» Васнецов открывает в Москве свою первую персональную выставку.

С 1898-го по 1911-й год Васнецов работает над эскизами мозаик и росписей церквей городов Гусь Хрустальный, Петербург, Варшава, Дармштадт и других.

После революции 1917 года семья художника оказалась разрозненной, он тяжело это переживал. Однако саму революцию Виктор Михайлович воспринял просто и естественно, видя в ней, по его собственным словам, «проявление воли народа».

Народное искусство остается для Васнецова источником вдохновения. Он продолжает разрабатывать сюжеты народных сказок и в картинах, написанных уже после Октябрьской революции: «Царевна лягушка» и «Змей Горыныч» (1918-й — 1926-й), «Сказка о спящей царевне» (1900-й — 1926-й), «Кащей Бессмертный» и «Бой Ивана царевича со змием» (1917-й — 1926-й).

Художник продолжал неустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926-го года.

Вопросы для беседы после просмотра презентации и беседы:

1.Чем различаются картины И.Билибина и В. Васнецова.

2.Кто основные герои картин Васнецова (люди или сказочные герои)?

3.Работы какого художника вам больше понравились и почему?

Практическая работа:

Зарисовка любых сказочных героев, героев новых сказок…

Заключительно слово учителя:

Кем бы в жизни не был человек ,он никогда не забудет сказок. Ведь

Только там царит настоящее счастье. красота, добро и справедливость.

А этого человеку всегда не хватает в жизни.