конспект урока по грамматике и развитию речи в 7 классе Имя существительноеурок-обобщен

ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида ст. Платнировской

Тема урока: «Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное». С.1

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Пащенко Наталья Викторовна

Тема урока: «Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное». С.1

Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, о его роли в нашей речи. С.2

Задачи:

обучающие : Повторить орфографические правила, изученные по данной теме. Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально — выразительной роли имен существительных в речи.

развивающие: Закрепить навык работы с текстом, уметь самостоятельно выполнять тестовые задания, развивать орфографическую зоркость.

Коррекционные: корригировать процессы памяти, мышления, грамматический строй речи

воспитательные : прививать любовь к русскому языкуТип урока: Обобщение и закрепление знаний.Формы работы учащихся: индивидуальные, коллективная, самостоятельнаяНеобходимое техническое оборудование: ИД, карточки с заданиями, презентация к уроку.Ход урока1. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок.Начинается урок.Он пойдёт, ребята, впрок,Постарайтесь всё понять,На вопросы чётко отвечать!

Постановка целей и задач урока.

- Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное». Сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения по данной теме. Мы должны повторить род, число, падеж, склонение существительных, правописание суффиксов существительных, закрепить умения и навыки работы с текстом.

Прочитаем эпиграф к уроку — «Имя существительное – это хлеб языка» ( Лев Успенский).

- Читаем хором. Как вы понимаете данные слова? Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? (имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем общаться)

- А я добавлю, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, что имен собственных в русском языке больше, чем нарицательных.

Оформление рабочих тетрадей. (Число, классная работа, тема урока)2. Актуализация знаний учащихся по изученной теме.- Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по теме «Имя

существительное».

- Что такое имя существительное? Слайд.3

— Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос: «Какие бывают имена существительные?» Слайд 4

- Какими бывают имена существительные?Слайд 5. Слайд 6.

— Назовите грамматические признаки имени существительного Слайд 7.

- Какого рода бывают имена существительные? Слайд 8

— Как определить род имени существительного?



— Какого числа бывают имена существительные? Слайд 9

— Как определить число имени существительного?

— Дидактическая игра «Магический квадрат». Слайд 10, Слайд 11

- Расскажите о трёх склонениях имён существительных. Слайд 12

- Как определить склонение имён существительных?

- Что такое начальная форма имени существительного?Слайд 13

— Сколько падежей в русском языке? Слайд 14

— Назовите падежи с вопросами.

— Как определить падеж имени существительного?

— Как не ошибиться при написании безударных окончаний имён существительных? Слайд 15

3. Обобщение и систематизация. (30-35 мин.) (Тренажёр)

1). Работа с тренажёром.

2). Работа с учебником.

Упражнение № 114, страница 87. (Работа у доски)

Индивидуальная работа.

(Списать абзац, выделить все орфограммы).

3).Физкультминутка. (Презентация физминутка)



4). Гимнастика для глаз. (Презентация гимнастика для глаз)

5). Комментированное письмо.

Упражнение № 115, страница 87. (Устно).

Работа по карточкам. (презентация АЗ)

Карточка № 1. (слайд 16)

Продолжите ряд:живые существа: девочка:неживые существа: камень:явления природы: гроза:признак как предмет: белизна:действие как предмет: бег, ходьба:(Если возникают затруднения, то подсказываю…)- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные (абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).

Карточка № 2. (слайд 17)А. А. ФетШепот, робкое дыханье,Трели соловья.Серебро и колыханьеСонного ручья.Свет ночной. Ночные тени,Тени без конца.Ряд волшебных измененийМилого лица. — Что в этом стихотворении особенного?- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина». Из 22 -ух слов стихотворения — 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

4. Домашнее задание. (Слайд 18)

Упражнение № 115, страница 87.

Индивидуальные задания

Упражнение № 115, страница 87. (списать один абзац, подчеркнуть имена существительные, определить род и число).

5. Итог. (Слайд 19)- Какие основные теоретические сведения об имени существительном мы сегодня повторили? — Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).- Оценивание ответов учащихся.Слайд 20

Магический квадрат



Магический квадрат