конспект урока по феерии АГрина Алые паруса

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе

учителя русского языка и литературы Полежаевой Натальи Викторовны

ГБОУ гимназия №105

Выборгского района Санкт-Петербурга

Дата урока: 15.11.2013 года

Тема урока: «В алом отблеске парусов…» по феерии «Алые паруса» А. Грина

Место урока в системе уроков: объяснение нового материала

Цель урока:

углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, повышение интереса к чтению;

использование клипового и ассоциативного мышления для установления связей: автор-герой-сюжет;

знакомство с краткой биографией Грина;

феерия как особый литературный жанр

Задачи урока:

продолжить знакомство с теоретическим материалом по теме урока;

актуализировать имеющиеся речевые знания и умения, полученные на уроках русского языка и литературы;

совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию

Тип урока: аналитическая беседа

Методы урока:

рассказ учителя;

аналитическая беседа;

художественное чтение;

комплексный анализ текста

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Ход урока

Оформление доски: « … те, кто исполнен музыкой, услышат вздох

всеобщей души, если не сегодня, то завтра»!

(А. Блок «Душа писателя»)

«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

(А. Грин)

«Нет ничего хуже на свете, чем быть обыкновенным».

(Из фильма «Красота по-американски»)

Ход урока:

Слово учителя. Биография писателя.

Александр Степанович Гриневский (1880 — 1932 гг.)

- Уже в юности А. Гриневский понял, что он не может и не умеет жить как все . Рано выучившись читать, он познакомился с «Путешествием Гулливера в страну Лилипутов» . Купер, Майн Рид,

- Эдгар По – книги этих авторов целиком захватили его.

- Летом 1896 г. в неполных 16 лет, с трудом окончив городское земское училище, Грин уходит из дому.

- Началась нелегкая жизнь, много скитался, как и Горький, познал босячество. Рано открылась ему не внешняя сторона жизни, а е` изнанка.

- По совету отца, поступает в 215 Орловский пехотный полк. Прослужил недолго, жестокость, унижения, издевательства старших чинов над младшими, а Грин был рядовым, не выдержал и бежал из армии.

- 1903 г. Включается в революционную борьбу, распространяет нелегальную литературу.

- 1907г. Впервые свои рассказы подписывает псевдонимом Грин (по аналогии с детской кличкой Грин- блин )

- 1910 г. Известен в литературных кругах , его замечают Короленко, Горький, Брюсов, Блок, Куприн , с которым его связывает тесная дружба.

- 1920 г. Расцвет творчества А. Грина. В 1921 была написана феерия « Алые паруса», а затем такие взлеты, как «Блистающий мир», « Золотая цепь», «Бегущая по волнам».

Содержание его произведений не основано на той жизни, что его окружала, поэтому хватало сомневающихся в актуальности и востребованности его работ:

Анализ эпиграфов к уроку

На доске.

«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

(А. Грин)

- Что же А. Грин имел в виду?

III.Составление и заполнение таблицы

Составим таблицу, которая поможет понять, что думает о писателе здравомыслящий читатель.

Здравомыслящий читатель

Позиция автора

1. Критически настроенный, читает Грина

и выносит суровый приговор: «Выдумки и условность!»

2. Условный мир, условные города, странно звучащие имена

3. Зачем выдумывать запредельный мир?

Это ведет к отрыву от реальности.

1. Сквозная гриновская идея: прорыв за рамки, за оболочку практически устоявшегося наглядного, познанного

IV.Жанровые особенности произведения

- Почему феерия?

(От слова фея — волшебное, сказочное зрелище , как и в сказках, всегда побеждает добро, любовь, красота)

- Значит, автор противоречит себе? Это не действительность , а сказка. ( см. на доску)

- Нет, здесь иной смысл. Сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» благодаря летящей душе и доброму сердцу ее создателя.

V. Характеристика героини

Портрет героини

- Какой оригинальный ход использует писатель, чтобы его нарисовать?

Грин рисует свою героиню отраженной в зеркале не случайно. Далее идёт размышление о двух Ассоль: Одна — живет в реальном мире (шьёт, мастерит игрушки, носит их в Лисс, заботится об отце)

Другаяживёт в мире ожидания чуда, сказки, где каштаны её старшие братья, где расцветают корзины с углем и где готовится к встрече с ней корабль с алыми парусами.

VI. Заполнение таблицы

Ассоль реальная

Ассоль во власти мечты

VII. Работа с текстом

- Портрет неточен. Писателем отмечены две главные черты – оригинальность и очарование. Ассоль не похожа ни на кого, ее очарование от « крылатой» души, богатого воображения.

- Кому принадлежат слова одного из героев, приведённые ниже?

(«Вы видите, как тесно сплетены здесь…», «Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?»)

- Согласны ли вы с мнением героя? Могут ли эти слова стать идеей всего произведения?

(Идея произведения. Надо верить в чудеса, надо делать их своими руками: ведь чудо – это доброе, красивое, неожиданное в жизни, отличающееся от обыденной приземленности)

- Когда? В какой момент Грей понял, что Ассоль создана именно для него. (В трактире. Из опошленного рассказа приземленного Менерса Грей понял самое главное. Что понял Грей?)

VIII. Осмысление главной идеи феерии

- Мечта Ассоль еще более усиливает разрыв между высоким и низким, возвышенным и приземленным:

Мечта озаряет серые будни (по тексту) I Реальность (городок, жители, нравы)

— Последняя сцена — Торжествуют Алые паруса над пошлостью, приземленностью, торжествует мечта над серостью, обыденностью, торжествует любовь над ненавистью, страхом.

IX. Вариативное домашнее задание:

Вар.1: Составить сравнительную таблицу «Феерия А. Грина «Алые паруса» и феерия Метерлинка «Синяя птица»)

Вар.2. Написать синквейн на тему мечта.