конспект урока литературы в 7 классе по теме Пушкин и калмыки

Урок литературы в 7 классе по теме «Пушкин и калмыки»

Цели урока:

Обучающие:

- расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

-продолжить формирование умения выразительного чтения, развить у учащихся внимание к художественному слову;

- формировать читательскую компетенцию у учащихся;

Развивающие:

- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина;

- развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков.

Воспитательные:

- воспитать у учащихся любовь к истории своего народа;

- продолжить работу по формированию этнокультурной компетенции на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;

- формирование толерантного отношения к людям.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, презентации «Пушкин и калмыки», «О Пушкин над его строкой», «Вечно тот же, вечно новый», аудиозапись стихотворения «Калмычке», портрет А.С. Пушкина, раздаточный материал «Калмык увековеченный поэтом».

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- В наш 21 век страшно слышать «узкоглазый, чурка, лицо кавказской национальности». Как жестоко люди относятся друг к другу. Во многом из-за этого проливается кровь, начинаются войны, погибают люди, страдают дети, рушится жизнь…. Великий Пушкин дает пример бережного отношения ко всем народам. Любить человека в независимости от его расовой принадлежности – главный лейтмотив творчества Пушкина.

Предлагаю вам сегодня поговорить сегодня о Пушкине, о его поэзии, о том, что значит для калмыцкого народа великий Пушкин.

Солнцем русской поэзии назвали А.С. Пушкина современники. И горячее тепло этого огромного солнца, пронизанного чувства патриотизма и интернационализма, согрело многие народы России и оказало самое благотворное влияние на развитие их культур и духовной жизни, вовлекая в большой светлый мир общечеловеческой культуры. И особой яркой нитью проходит через всё творчество великого поэта. Калмыцкая тема, история и быт, культура и фольклор калмыков нашли отражение в его произведениях.

Работа с эпиграфом.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова самого Александра Сергеевича Пушкина

Я русский – и все народы – мои братья.

— Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказал поэт?

— Так какая задача стоит сегодня перед нами? Правильно. Сделать свои маленькие открытия, узнать тайны пушкинских произведений и узнать тайну открытия для российского читателя калмыцкого народа – задача нашего урока. В конце урока мы вернемся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.

3. У портрета А.С. Пушкина

- Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.

У калмыцкого поэта Давида Никитича Кугультинова есть стихотворение «Есть у каждого свой Пушкин». Прослушайте это стихотворение (читает заранее подготовленный ученик):

Есть у каждого свой Пушкин.

В самого себя взгляни:

Есть и у тебя свой Пушкин,

Он твоей душе сродни.

Если б из сердец влюбленных

Пушкиных извлечь на свет,

То предстал бы в миллионах

Разных обликов поэт.

Но творит законы гений.

Тем-то гений и хорош,

Что хоть несколько мгновений,

Даже самый скромный, схож.

С тем, который по заслугам

Почитаем и любим…

Все мы связаны друг с другом

Этим образом одним.

— Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина? (чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина» сопровождается показом презентации «Живу, пишу не для похвал».)

4. Дорогами Пушкина

— Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества, связанного с калмыками. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность. Желание работать в одиночку и вместе со всеми.

- Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения помогут нам совершить путешествия по дорогам творчества поэта.

Дороги Пушкина…. Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле. Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника. И вот на пути этого путника встречаются кочующие калмыки.

Учитель читает отрывок из поэмы «братья-разбойники» А.С. Пушкина

…. Смесь одежд и лиц…

Племен, наречий, состояний!

Из хат, из келий, из темниц

Они стекались для стяжаний:

Здесь цель одна для всех сердец-

Живу без власти, без закона.

Меж ними зрится и беглец



С брегов воинственного Дона,

И в черных локонах еврей,

И дикие сыны степей,

Калмык, башкирец безобразный

И рыжий финн, и с лень праздный

Везде кочующий цыган.



- Как красивы пушкинские строки! О чём заставляет задуматься этот отрывок из поэмы?

5. Калмыцкие тропинки к Пушкину.

- Бескрайняя калмыцкая степь – наша малая родина, поэтому каждому из нас интересно знать, что муза Пушкина побывала и здесь.

(Показ презентации «Калмыцкая тема в творчестве Пушкина».)

Особой гордостью и чувством патриотизма переполняет нас сознание того, что наша земля причастна к истокам пушкинского творчества.

6. Работа над стихотворением «Калмычке».

Слово учителя: Нельзя без волнения читать строки о посещении Пушкиным калмыцкой кибитки и знакомстве с прекрасной калмычкой.

(аудиозапись стихотворения «Калмычке» читает Заслуженный артист Республики Калмыкия А. Сасыков.)

На слайде картина Г. Рокчинского «Прощай, любезная калмычка».

Исследовательская работа на тему: «История создания стихотворения А.С. Пушкина «Калмычке»» (группа заранее подготовленных учеников).

Вопросы:

а) как Пушкин описывает быт и жизнь калмыков в «Путешествии в Арзрум»?

б) Какие чувства поэт выразил в этом стихотворении?

в) Найдите средства выразительности, которые автор использовал в стихотворении.



7. Работа над калмыцкой сказкой из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

- Отрадно отметить, что своеобразную сердцевину повести «Капитанская дочка» составила калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву.

Подготовленный ученик читает сказку «Ворон и орёл».

- В словах автора чувствуется, что автор романа симпатизирует символическому образу орла, олицетворяющего в себе свободолюбие, героизм и трагизм борьбы.

- А теперь ответь на вопрос, заданный Пугачёвым Гриневу: «Какова калмыцкая сказка?»

Работа над стихотворением «Памятник».

- Для начала прочитаем бессмертные строки знаменитого «Памятника», где пророчески предсказывается понятие многонародности и многоязычия, величие могущественного объединения населяющих Русь «языков».

Ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Памятник».

Самостоятельная работа учащихся по раздаточному материалу «Калмык, увековеченный поэтом».

- Приведите примеры работы Пушкина над последней строчкой третьей строфы.

б) Почему в окончательной редакции Пушкин сохраняет выражение «друг», а не «сын степей», как было первоначально?

9. Возврат к началу.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. (эпиграф)

- Какие открытия вы сделали?

- Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

- Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

- И ответьте на главный вопрос, почему все народы братья великого поэта.

10. Заключение.

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в книгах, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, что Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей истории нашего народа. Он углубленно изучал быт, социальные отношения и историю калмыков. В сочинениях на исторические темы «История Пугачева», «История Петра I» поэт исследует прошлое калмыков. В первой главе «История Пугачева» он пишет: «Между Волгой и Яиком, по необозримым степям астраханским и саратовским, кочевали мирные калмыки, в начале осьмнадцатого столетия, ушедшие от границ Китая под покровительство белого царя. С тех пор они верно служили России, охраняя южные её границы. Русские приставы, пользуясь их простотою и отдаленностью от средоточия правления, начали их угнетать. Жалобы сего мирного и доброго народа не доходили до высшего начальства. Выведенные из терпения, они решились оставить Россию…». В характеристике «мирные калмыки» звучит доброжелательное и дружелюбное внимание великого поэта к небольшому степному народу. Итак, почти безвестные до того калмыки впервые оказались приобщены к общемировой и общенациональной русской культуре. И не последнюю роль в этом приобщении суждено было сохранить дивной пушкинской лире, пробуждавшей в сердцах человечность, гуманность, отзывчивость, любовь к людям разных племен и разных наций. (показ презентации «Наш Пушкин, он вовеки жив»).

11. Домашнее задание.

По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к изученным пушкинским произведениям, кто-то составит литературную викторину или тестовое задание по творчеству Пушкина.

Использованные материалы:

А.С. Пушкин Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1., Фора, Иваново, 1995 г. ;

«Русская классика – связующая нить народов России» (изучение русской классики с использованием регионального компонента на примере творчества А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, В. Хлебникова) [Электронный ресурс]/ БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана».