конспект урока литературы для учащихся 10-11 классов Тема становления личности в повест

Тема становления личности в повести В. Н. Крупина «И вот приходит мне повестка…»

Оформление к уроку: словари литературоведческих терминов, книжная выставка произведений автора; на стенде вопросы:

Чем герои повести В. Крупина близки вам, чем не похожи на вас?

Что объединяет Саньку, Ваську и Володю? Почему нет дружбы с Вилоркой и его компанией?

Пойдёт ли в армию Вилорка?

Почему способный организатор Володя не остался в райкоме?

Согласны ли вы с утверждением, что Родина и государство не одно и то же?

Что скрывается за названием главы «Свободы нет, но воля есть»?

Как звучат в повести пушкинские мотивы?

Цели урока:

образовательные: знакомство с особенностями оценки текста — рецензией; выявить особенности раскрытия писателем темы становления личности на примере повести В.Н. Крупина «И вот приходит мне повестка…»; организовать работу учащихся по самостоятельному определению тематики и проблематики произведения.

воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции и гражданского сознания старшеклассников; способствовать формированию нравственных и жизненных идеалов.

Ход урока.

Вступительное слово о писателе.

Задание 1.

Вам, вероятно, хорошо знакомо слово «повестка». Пусть каждый запишет, какие значения этого слова вам знакомы, ассоциации, связанные с этим словом. Затем обсудите между собой и определите ряд слов от группы.

Выступление групп со своим ассоциативным рядом.

Работа по осмыслению произведения Крупина.

Расскажите сюжет повести, назовите героев; определите тематику и проблематику произведения. По ходу обсуждения группа заполняет таблицу (представлена ниже).

(социализация – предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов; по мере выступлений заполняется общая таблица)

Подберите и запишите различные литературоведческие термины, слова, словосочетания, клише, которые можно использовать при анализе текста.

Перечислите возможные пункты плана характеристики произведения.

(Выступление групп. Выбор важнейших пунктов характеристики произведения).

Составление плана рецензии, исходя из предложенных учащимися пунктов.

Используя разработанный материал, разработать в группе один из пунктов плана рецензии.

(презентация своих работ, результаты можно разместить на доске).

Домашнее задание: закончить рецензию на повесть Крупина или дать развёрнутую аннотацию.

Материал к заданию 2: сюжет, повествование, реминисценция, ассоциации, конфликт, проблемы, кульминация, аспект, фабула, композиционные приёмы, система образов, пафос…

В продолжение повести, в данном произведении, рецензируемая работа, актуальность темы, оценивая произведение в целом, вместе с тем надо отметить следующее, наиболее интересным представляется, необходимо рассматривать, расширение временного пространства.

Таблица к заданию 1.

Смысл названия, варианты заголовка

Сюжет произведения

Тематика произведения

Проблематика

Система образов

Задание 3 (III)

План рецензии.

Обоснование повода для рецензии (новое, «возвращённое» имя, новое произведение, творчество автора – заметное явление в литературе, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора)

Тезис – предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.

Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения

А) анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциации)

Б) способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе», др.), другие композиционные приёмы и их художественная роль.

В) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета.



Г) авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров.

Д) другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж) и их оценка.

Е) другие особенности авторского стиля и метода.

3. Выводы о художественных достоинствах произведения и его значимости для литературного процесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.

Основные положения рецензии.

Тема нравственного выбора – одна из ведущих в произведении В. Крупина. Важное место в повести отводится дружбе. Дружба Володи, Саньки и Васи – истинный образец взаимопонимания, уважения и преданности: «Нас ещё с детства прозвали: три друга – буран, метель и вьюга. Говорили: да из них одного пальцем тронь – сразу три кулака увидишь». Автор подчёркивает искренность в их отношениях, абсолютное доверие.



Обращаясь к теме связи поколений, герой сожалеет об отсутствии этой связи: «Они-то своих стариков слушали. О, а Яков Иванович был говорок. Любил поговорить. Так мне всё некогда: то статью бегом строчу, то к Валентине бегу».

Лейтмотивом звучит в повести любовь к родине, восхищение её красотой: «Много мне предстояло дорог, но я чувствовал, что нигде и никогда не увижу места более красивого, чем наше село». В пейзажных зарисовках, в лирических отступлениях передал автор своё лирическое отношение к русской природе и негодование по поводу расхищения её богатств: «Боже ж ты мой – одно из самых страшных зрелищ в моей жизни – это штабеля гниющего, чернеющего леса по берегам рек, не сплавленного, не вывезенного, но уже погубленного…»

В основе сюжета повести конфликт между Володей и его друзьями, стремившимися жить в мире со своей совестью, и персонажами, ставившими во главу угла достижение материальных ценностей, стремление к власти.

Система персонажей повести построена на противопоставлении героев. Она в полной мере отражает авторскую позицию. В образе главного героя и его друзей раскрываются такие черты характера, как благородство, честность, верность своим принципам, способность любить, ответственность за судьбу своей Родины. Важную роль в создании образов играет речевая характеристика персонажей. Речь Володи, Саньки и Васи наполнена фольклорными элементами, цитатами из полюбившихся песен, переделанными строчками, которые вносят оживление в речь ребят. Реминисценции, связанные с именами Пушкина, Грибоедова, Карамзина, сообщение об участии в постановке пьес, стремление к творчеству подчёркивают их высокий интеллектуальный уровень. На таком фоне особенно убого и пошло выделяется речь Вилорки и его свиты: приветствие «О, бляба-пуба», «затыкай – нанюхались» и т.д.



Приём противопоставления автор использует не только на уровне образной системы, но и на тематическом уровне: государство и Родина, человек и государство, город и деревня.

Для выражения авторской оценки автор использует лирические отступления.

Среди других особенностей повести нельзя не отметить параллель с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эта параллель задаётся словами отца Володи. Он даёт напутствие своему сыну: «Береги, сын, платье снову, честь смолоду. От службы не бегай, на службу не напрашивайся. Вперёд не суйся, сзади не оставайся». В «Капитанской дочке напутствие звучит так: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Общим для повестей становится не только это напутствие, но и тема становления личности.

В финале повести мы расстаёмся с Володей в начале его взрослой жизни с надеждой на лучшее. Вероятно, поэтому на лице героя улыбка.

В заключение следует отметить, что в этой повести, как и в некоторых других, автор ставит героев перед выбором в решении вечных вопросов. Повесть «И вот приходит мне повестка…» будоражит сознание, ставит пред читателем вопросы нравственности, поднимает проблемы современности, продолжает традиции русской литературы. Именно поэтому, я думаю, произведение актуально и в XXI веке.