конспект урока химии

Урок по теме «Химические свойства органических и неорганических кислот»

Цели урока

Обучающие: на основе сравнения свойств органических и неорганических кислот дать понятие о свойствах кислот, их сходстве и отличиях; продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций.

Воспитывающие: способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи.

Развивающие: создать условия для коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами, используемыми в быту

Оборудование и реактивы: растворы кислот (соляной, серной, уксусной), индикаторная бумага, фенолфталеин (раствор), оксид меди, гидроксид натрия, сульфат меди, железо, свинец, медь, карбонат кальция.

Ход урока

Организационный момент (1-2 мин).

Приветствие, организация внимания учащихся

Актуализация знаний (5-7 мин).

Фронтальная беседа о понятии кислот, их классификации и свойствах.

По мере ответов учащихся на доске фиксируется схема диссоциации кислот, их классификация и схемы реакций.

Кислоты – это сложные вещества, электролиты, состоящие из катионов водорода и анионов кислотного остатка.

Классификация кислот

наличие или отсутствие кислорода (бескислородные и кислородсодержащие)

основность (одноосновные, двухосновные, трехосновные)

растворимость в воде (растворимые, нерастворимые)

летучесть (летучие, нелетучие)

степень электролитической диссоциации (слабые, сильные)

стабильность (стабильные, нестабильные)

Схемы реакций

Кислота + щелочь = соль + вода

Кислота + гидроксид = соль + вода

Кислота + основный оксид = соль + вода

Кислота + металл = соль + водород

Кислота + соль = соль* + кислота*

Овладение содержанием учебного материала (20 мин)

На данном этапе урока формулируется проблема ( результат взаимодействия органических кислот ), выдвигается гипотеза (органические и неорганические кислоты обладают или не обладают общими свойствами) определяется цель (изучить химические свойства органических и неорганических кислот).

Изучаются основные свойства кислот на примере соляной (неорганическая бескислородная), серной (неорганическая кислородсодержащая) и уксусной (органическая предельная одноосновная карбоновая кислота)(Учащиеся разбиваются на три группы (соответственно кислотам) и проводят исследование, согласно инструктивной карте).

Состав групп:

Фасилитатор (посредник – организатор деятельности группы)

Регистратор (записывает результаты работы)

Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу)

Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания)

Экспериментатор (проводит эксперимент, осуществляет химические реакции)

Инструктивная карта

Перед выполнением экспериментальной части задания ознакомьтесь с инструктажем по технике безопасности.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы необходимо изучить порядок ее проведения.

2. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.

3. Проверьте наличие оборудования и реактивов, необходимых для работы.

Требования безопасности при работе

Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по инструкции, выполнять требования охраны труда при проведении практических работ. Работайте только над столом.

Будьте особенно осторожны в обращении с растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.

Берите вещества для опыта в минимально необходимых количествах и только в чистую посуду.

Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.

Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом.

Не оставляйте без присмотра горящие спиртовки.

Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества

Требования безопасности по окончанию работы

Погасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место.

Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости.

По окончанию работы приведите в порядок рабочее место и вымойте руки с мылом.

Правила работы в группе



Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.

Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказывают.

Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.

Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.

Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.

Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.

Порядок выполнения работы

Опишите физические свойства кислоты

2. Изучите химические свойства и проведите химические реакции согласно схеме:

изменение цвета индикатора (запишите уравнение диссоциации)

кислота + щелочь = соль + вода



кислота + нерастворимое основание = соль + вода

кислота + основный оксид (оксид металла) = соль + вода



кислота + металл = соль + водород

кислота + соль = кислота׀ соль + ׀

Отметьте происходящие изменения и запишите уравнения химических реакций после проведения каждого опыта. Результаты оформите в таблице.

Выполнение практической части задания

Реакция индикатора

Налейте в пробирку 2-3 мл кислоты. Возьмите полоску индикаторной бумаги (лакмус синий). Поместите ее в отверстие пробирки(не отпускать), слегка наклоняйте пробирку до момента соприкосновения кислоты с индикатором. Выньте полоску бумаги из пробирки и положите ее на ровную поверхность. Отметьте наблюдаемые изменения и запишите соответствующее уравнение.

Взаимодействие с щелочами

Налейте в пробирку 2 мл гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина. Отметьте произошедшие изменения (о чем они говорят?). Добавьте в эту же пробирку 2-3 мл кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение произошедшей реакции.

Взаимодействие с нерастворимыми основаниями

Приготовьте свежеосажденный гидроксид меди. Для этого возьмите сухую чистую пробирку налейте в нее 2 мл гидроксида натрия и раствор сульфата меди до образования осадка (отметьте его характер и цвет).В эту же пробирку добавьте кислоту. Что произошло? Запишите уравнение химической реакции. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с растворимыми и нерастворимыми основаниями. Как называются такие реакции.

Взаимодействие с основными оксидами

Сухой ложечкой (на кончике) возьмите из склянки порошок оксида меди (отметьте его окраску). Высыпьте его в сухую чистую пробирку и прилейте в нее раствор кислоты.

Подогрейте смесь (Осторожно! Соблюдайте правила ТБ). Что наблюдаете? Отметьте наблюдения. Запишите уравнения химической реакции.

Взаимодействие с металлами

Налейте в две пробирки 2-3 мл раствора кислоты. Поместите в каждую пробирку по образцу металлов: железо, медь. Отметьте наблюдаемые изменения по истечению 2-3 минут. Запишите уравнения соответствующих химических реакций.

Взаимодействие с солями

Положите в пробирку небольшой кусочек мела (карбоната кальция). Прилейте в пробирку столько раствора кислоты, чтобы ею покрылись кусочки мела. Отметьте наблюдаемые изменения. Запишите уравнение химической реакции.

После завершения заполнения «своего» столбца таблицы перенесите результат в сводную таблицу.

Свойство

HCl

H2SO4

CH3COOH

Изменение цвета индикатора

Взаимодействие с щелочами

Взаимодействие с нерастворимыми основаниями

Взаимодействие с основными оксидами

Взаимодействие с активными металлами

Взаимодействие с пассивными металлами

Взаимодействие с солями

Презентация полученных результатов. (10 мин).

На данном этапе учащиеся представляют результаты исследования, делается сравнительный анализ изученных свойств, отмечаются сходства и отличия изученных кислот. Делается общий вывод (подтверждение или опровержение гипотезы).

Информирование о домашнем задании (3 мин.)

Подготовить сообщения о применении изученных кислот

В случае свободного времени выполнение задания на закрепление

Дайте краткую характеристику исследуемой кислоты по следующим критериям: название, состав, наличие или отсутствие кислорода, основность, растворимость в воде, летучесть, степень электролитической диссоциации, стабильность (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Завершение урока (1-2 мин).Оценивание деятельности учащихся .