конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида Тема работа над содержан

Тема: Работа над чтением и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Цель: формировать умение пересказывать текст по опорным картинкам

Задачи:

1. Раскрыть содержании рассказа В. Осеевой «Хорошее». Формировать навыки осознанного выразительного чтения. Обучать умению выделять главную мысль произведения, составлять план пересказа по опорным картинкам, использовать его при пересказе.

2. коррекция недостатков развития мышления на уровне обобщения, систематизации.

3. воспитывать желание помогать окружающим, быть внимательными, отзывчивыми.

Обоснование и особенности используемых приемов обучения

Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение ребёнка к персонажам произведения, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор ребёнка; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.

На уроке используются следующие приемы обучения пересказу близкому к тексту:

Постепенное усложнение заданий по пересказу. (от пересказа предложений, части, до театрализованного рассказа).

Использование картинного плана.

Пересказ по собственным рисункам детей.

Ожидаемые результаты: умение делить рассказ на логические смысловые части, строить пересказ, используя опорные картинки. Данное произведение способствует накоплению положительного опыта социальных контактов (проявление внимательного отношения к окружающим людям).

Оборудование

- Карточки с фрагментами текста, словами, буквами;

- Предметные иллюстрации;

- сюжетные иллюстрации к рассказу Л.Толстого

- иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Хорошее».

- смайлики;

- карандаши, листочки в форме «облачков»

Тип урока: комбинированный

Структура урока

1. Организация класса для работы

2. Речевая гимнастика

3. Проверка домашнего задания

4. Пятиминутка чтения

5. Установка для восприятия текста

6. Первичное восприятие текста

7. Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения.

8. Эмоционально-оценочная беседа

9. Многократное чтение текста и работа над пониманием содержания прочитанного

10 Подготовка к пересказу

11. Обобщающая беседа

12. Заключительная беседа

13. Домашнее задание

14. Оценка работы учащихся на уроке

Содержание этапов урока

Этапы урока

Виды деятельности

наглядность

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организация класса для работы

Сегодня мы продолжаем говорить и читать рассказы о внимательном, добром отношении к окружающим нас людям. У вас на партах солнечные лучики с добрыми пожеланиями вашим одноклассникам. Прочитайте их и прикрепите к солнышку

внимательность

Учащиеся читают слова – лучики и крепят их к солнышку на доске.

(дифференциация работы по уровню сложности читаемых слов)

забота

понимание

доброта

нежность

любовь

Речевая гимнастика

Прочитайте пословицу о добре с различной интонацией, темпом

и силой голоса (тихо-громко, быстро-медленно, ласково — строго).

Чтение по цепочке, хоровое чтение.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Проверка домашнего задания

Какое стихотворение мы читали на прошлом уроке? Что не понравилось вам в поведении хозяйки? Прочитайте.

Ответы, чтение эпизодов.

Пятиминутка чтения

Прочитайте 2 отрывка из рассказа Л. Толстого и подберите к ним иллюстрации.

Почему выла собака?

Хотели ребята причинить зло собаке?

Работа с карточкам. «Жужжащее» чтение эпизодов, подбор иллюстраций.

Ответы детей.

У Розки были щенки на дворе, на сене.

 Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла.

После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, а Розка снесла щенка во рту на место.

Установка для восприятия текста

Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, который очень сильно хотел сделать доброе дело. Послушайте и скажите, получилось ли это у него.

Первичное восприятие текста

Чтение рассказа учителем

Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения.

Эмоционально-оценочная беседа

Понравился ли вам рассказ? Какие добрые дела хотел сделать Юрик? Что посоветовала ему мама?

Ответы детей

Многократное чтение текста и работа над пониманием содержания прочитанного

1. прочитайте рассказ про себя;

2. чтение по цепочке и вопросы, направленные на раскрытие содержания прочитанного:

- прочитайте первую часть, скажите, почему Юре захотелось сделать что-то

хорошее?

-Подберите иллюстрацию к этой части.

- прочитайте вторую часть. О чём мечтал мальчик? Нарисуйте это.

-Кто подошёл к нему? С какой просьбой обратилась сестрёнка? Что ответил ей брат? Прочитайте.

-Подберите иллюстрацию к этой части.

(аналогичная работа с третьей и четвертой частью)

- прочитайте, что посоветовала мама Юре.

— чтение рассказа про себя;

— чтение по частям;

— ответы на вопросы;

— подбор иллюстрации к прочитанной части;

- в листочках-облачках дети рисуют мечты Юры

Подготовка к пересказу

3. работа над пересказом текста.

4. «театрализация»

- дети 3-ей группы составляют предложения к отдельным иллюстрациям, рисункам, учащиеся 1 — 2 группы пересказывают по частям и целиком.

- обыгрывание рассказа по ролям (в роли автора и Юры выступают наиболее сильные обучающиеся).

Обобщающая беседа

Правильно ли поступал мальчик, когда к нему обращались с просьбой? Почему?

- ответы детей

Заключитель-ная беседа

Расскажите, какие добрые дела совершаете вы? Что вы чувствовали при этом? А что чувствовали люди, которым вы помогали?

- рассказы детей

Домашнее задание

Подготовьте пересказ понравившегося эпизода.

Задания по уровню трудности (пересказ рассказа 1 – 2 группы, рассказ по иллюстрации, рисунку одного эпизода для обучающихся 3 гр.)

Оценка работы учащихся на уроке

Оценивание работы учителем и оценка работы учащихся друг друга с помощью смайликов.

- дети оценивают работу одноклассников аргументируя.

Учебно – методический комплекс

Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Г.М. Гусева Е.Н. Моргачева Москва «Просвещение» 2007г.

school-collection.edu.ru/about/

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

http://www.openclass.ru/

http://www.zavuch.info/