конспект Уголовная ответственность несовершеннолетних

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Дербетовка

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ В 10 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

РОЛЕВАЯ ИГРА

Великорост Сергей Иванович преподаватель – организатор ОБЖ

356705 Ставропольский край, Апанасенковский район, село Дербетовка

ул. ЖДС 1\1, тел:71-3-49

с. Дербетовка

2011 г.

Тема : «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Цели:

образовательная — ознакомление учащихся с понятиями «преступление» и «уголовная ответственность», с особенностями уголовной ответственности несовершеннолетних;

развивающая — совершенствование навыков работы с юридическими документами, анализа и оценки фактов, умения делать выводы.

воспитательная — формирование негативного отношения к правонарушениям, воспитание активной гражданской позиции.

Учебно-методическое обеспечение:

♦ Уголовный кодекс РФ (УК РФ) или извлечения из него — статьи 14, 15, 20, 24-26, 28, 61, 63, 87-89,90,91,214;

♦ карточки с описанием учебной ситуации;

♦ карточки с заданиями;

♦ образцы для выполнения заданий.

Форма: сюжетно-ролевая игра.

Методы:

работа с текстом кодекса;

♦ групповое решение юридической задачи;

♦ ответы на вопросы;

♦ составление заключения;

♦ разыгрывание сцены суда.

Время: 1 ч.

Ход классного часа

I. Организационный момент

Учитель объявляет тему, цели классного часа и задает вопрос: какие чувства вызывает у людей поломанный лифт?

Понятно, что это создает жильцам неудобства, вызывает их упреки в адрес обслуживающего персонала. Но лишь в четверти случаев лифты останавливаются по техническим причинам. Остальные три четверти поломок связаны с вандализмом. По некоторым оценкам в жилищно-коммунальной сфере 30% затрат на ремонт приходится на ликвидацию последствий вандализма. И оплачивают его ни в чем не повинные жильцы.

Нам предстоит разобраться с понятием «вандализм» и оценить это явление с точки зрения закона.

Ученик 1: Происхождение термина связано с названием древнегерманских племен — вандалов. Они осели на севере Африки, основали свое королевство со столицей Карфаген и разбойничали на просторах Средиземноморья. Наиболее известное их деяние, сопровождавшееся бессмысленным уничтожением памятников античной культуры, — разграбление Рима в 455 г. Оно стало символичным и породило нарицательное название — «вандализм».

Ученик 2: Действия вандалов, квалифицируемые как «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах» (ст. 214 УК РФ); «уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов…» (ст. 243 УК РФ), послужили основой для характеристики соответствующего преступления. Проявления вандализма разнообразны. Среди них циничные надписи на стенах домов, памятниках, загрязнение граффити стен, салонов общественного транспорта, надругательства над телами умерших и местами захоронений (ст. 244 УК РФ). Наряду с материальным ущербом вандализм причиняет психологические травмы, невосполнимые разрушения памятников культуры и архитектуры.

Ученик 3: До 1996 г. проявления вандализма уголовное право рассматривало как хулиганство. Ныне вандализм выделен как самостоятельный состав преступления. Это обусловлено тем, что в последнее время случаи вандализма в нашей стране участились и приобрели угрожающий характер. Кроме того, есть существенные различия в проявлениях вандализма и хулиганства.

Хулиганство - это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам или уничтожением чужого имущества. Такие действия носят демонстративный, вызывающий характер.

Вандализм, как правило, совершается скрытно, в расчете на то, что окружающие не заметят виновного и не пресекут такие действия. Их цель -причинение вреда, оцениваемого по степени общественной опасности, разрушительным имущественным последствиям. Вандалы, как правило, рассчитывают на безнаказанность.

Учитель: Следует помнить, что оставленные безнаказанными случаи проявления детского вандализма приводят к более серьезным преступлениям. Приведите примеры вандализма в нашем селе, районе, крае.

II. Ознакомление учащихся с сюжетом

Учитель. Сегодня мы будем «судить» гражданина, обвиняемого в вандализме. Одним из вас предстоит сыграть роль прокурора-обвинителя, другим — адвоката-защитника, третьим -беспристрастных судей, а четвертым — экспертов.

В основе игры — сюжет из жизни (пересказывает содержание приведенной ниже карточки с описанием учебной ситуации).

Учебная ситуация

15-летний ученик 10-го класса (назовем его вымышленным именем — Иван Сидоров) вечером, когда на улице стемнело, используя аэрозольный баллончик с краской, вывел на стене школьного здания метровыми буквами надпись: «Вы все дураки».

По этому факту было возбуждено уголовное дело по статье 214 УК РФ «Вандализм».

То, что надпись на стене школы была сделана Сидоровым, подтверждено показаниями свидетелей и записью камер видеонаблюдения.

Сидоров признался и раскаялся в содеянном. Он пояснил, что совершил его с целью — отомстить классному руководителю за его требование носить в школу дневник.

Судебно-медицинская экспертиза признала Сидорова вменяемым. Ранее он к уголовной ответственности не привлекался.

В ходе игры предстоит установить: должен ли Иван Сидоров понести уголовную ответственность и, если должен, какое наказание ему может быть назначено.

III. Распределение ролей и формирование групп

Учитель распределяет роли и формирует группы экспертов, обвинителей, защитников несовершеннолетнего правонарушителя, судей. Если учеников в классе много, допустимо сформировать по две однотипных группы, например, защитников и обвинителей.

Учащиеся рассаживаются группами, получают Уголовный кодекс РФ или извлечения из него, карточки с описанием учебной ситуации и заданием для каждой группы, образцы выполнения заданий.

Учитель разъясняет каждой группе ее задачу и порядок работы.

IV. Работа в группах

Учитель организует взаимодействие в группах и между ними, консультирует учащихся по возникающим вопросам.

Учащиеся по группам изучают статьи УК РФ, указанные в карточках с заданиями, отвечают на вопросы, выполняют полученные задания.

Задание группе экспертов

Обоснуйте, что действия Сидорова можно квалифицировать как вандализм, и определите основания для привлечения его к уголовной ответственности. Для этого:

1. Ознакомьтесь с положениями статей УК РФ: ст. 14 «Понятие преступления», ст. 20 «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», ст. 214 «Вандализм», ст. 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры».

2. Ответьте на следующие вопросы:

а) Являются ли действия Сидорова общественно опасными? То есть:

♦ причинен ли вред защищаемым законом общественным отношениям?

♦ каков характер причиненного вреда — экономический, политический, материальный, физический или моральный?

♦ в чем конкретно выразился причиненный вред?

б) Являются ли действия Сидорова противоправными? То есть:

♦ запрещены ли такие действия законом?

♦ предусмотрено ли за них наказание?

в) Является ли Сидоров деликтоспособным? (Деликтоспособность — предусмотренная законом способность лица нести юридическую ответственность за совершенное преступление, административное или гражданское правонарушение.) То есть:

♦ достиг ли возраста, с которого наступает уголовная ответственность за данное преступление?

♦ вменяем ли он?

3. Составьте заключение, пользуясь приведенным образцом.

Заключение экспертной группы

Экспертная группа пришла к следующим заключениям:

1. Действия ученика Сидорова являются общественно опасными, поскольку причинили вред (укажите, какого именно) характера. Причиненный вред выразился в том, что (опишите).

2. Такие действия запрещены статьей (№, название статьи) Уголовного кодекса РФ.

3. Данная статья предусматривает, что (процитируйте характеристику состава преступления, приведенную в первом абзаце статьи) наказывается (процитируйте предусмотренные статьей УК РФ наказания за данное преступление).

4. Статья 20 УК РФ предусматривает, что за совершение данного преступления уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее____лет.

На основании вышеизложенного экспертная группа считает, что Сидоров Иван, которому исполнилось 15 лет, подлежит (не подлежит) привлечению к уголовной ответственности по статье___УК РФ

«_________________________________________»■

4. Выберите из состава группы одного представителя, который будет зачитывать заключение и отвечать на вопросы судей.

Задание группе обвинителей

Обоснуйте, что Сидоров виновен в совершении преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ «Вандализм», и должен понести уголовное наказание по всей строгости закона. Для этого:

1. Ознакомьтесь с положениями статей УК РФ: ст. 24 «Формы вины», ст. 25 «Преступление, совершенное умышленно», ст. 26 «Преступление, совершенное по неосторожности», ст. 28 «Невиновное причинение вреда», ст. 214 «Вандализм».

2. Ответьте на вопросы:

- Сознавал ли Сидоров общественную опасность своих действий, т.е. то, что причиняет вред?

- Предвидел ли Сидоров, что, сделав на стене крупную надпись оскорбительного характера, осквернит это здание и вызовет моральные страдания, переживания других людей?

- Желал ли Сидоров, чтобы на здании появилась оскорбительная надпись?

- Можно ли считать Сидорова невиновным в причинении вреда?

- В какой форме выражена вина Сидорова: умысел (прямой или косвенный) либо неосторожность (легкомыслие или небрежность)?

3. Ознакомьтесь с положениями ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» и определите: можно ли в отношении Сидорова применить пункт «е» этой статьи?

4. Ознакомьтесь со ст. 88 УК РФ «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним». Определите: какое из наказаний, предусмотренных ст. 214 УК РФ «Вандализм», может быть назначено Сидорову с учетом его возраста?

5. Определите: какое из этих наказаний вы бы назначили Сидорову?

6. Составьте заключение, пользуясь приведенным образцом.

Обвинительное заключение

Сторона обвинения пришла к следующим заключениям:

Показаниями свидетелей и самого Сидорова, а также записью камер видеонаблюдения доказано, что оскорбительная надпись на здании школы сделана учеником 10-го класса Иваном Сидоровым.

2. Группа экспертов квалифицировала данные действия как вандализм — преступление, наказание за которое предусмотрено ст. 214 УК РФ.

3. Иван Сидоров виновен (не виновен) в совершении преступления, поскольку понимал (не понимал), что причиняет вред, предвидел (не предвидел) наступление общественно опасных последствий и желал (не желал) их наступления. В его действиях усматривается (не усматривается) вина в форме (укажите, какого) умысла.

4. Поскольку Сидоров достиг 14-летнего возраста, он в соответствии со ст. 20 УК РФ подлежит привлечению к уголовной ответственности за данное преступление. При этом, определяя наказание, следует учитывать наличие (отсутствие) отягчающих обстоятельств (укажите, каких именно).

На сновании изложенного сторона обвинения считает, что к Ивану Сидорову должно быть применено наказание в виде (укажите, какое конкретное наказание вы считаете справедливым), предусмотренное ст. 214 УК РФ.

7. Выберите из состава группы одного представителя, который будет зачитывать заключение и отвечать на вопросы судей.

Задание группе защитников

Докажите суду возможность не применять уголовное наказание в силу того, что Сидоров — несовершеннолетний, совершил преступление впервые и оно небольшой тяжести. Для этого:

1. Ознакомьтесь со статьями УК РФ: ст. 15 «Категории преступлений», ст. 214 «Вандализм» и определите: можно ли отнести вандализм к преступлениям небольшой тяжести?

2. Ознакомьтесь со статьями УК РФ: ст. 61 «Обстоятельства, смягчающие наказание», ст. 87 «Уголовная ответственность несовершеннолетних», ст. 89 «Назначение наказания несовершеннолетнему» и определите: должен ли возраст Сидорова рассматриваться как смягчающее обстоятельство? Есть ли другие обстоятельства, смягчающие наказание?

3. Ознакомьтесь со ст. 90 УК РФ «Применение принудительных мер воспитательного воздействия» и определите: может ли суд освободить Сидорова от уголовной ответственности?

4. Ознакомьтесь со ст. 91 УК РФ «Содержание принудительных мер воспитательного воздействия» и определите: какие меры воспитательного воздействия, указанные в этой статье, вы предложите суду применить к Сидорову?

5. Изложите свои доводы в пользу Сидорова, пользуясь приведенным образцом.

Доводы защиты

Сторона защиты обращает внимание суда на следующие обстоятельства:

1. Сторона защиты согласна, что Сидоров совершил преступление, предусмотренное ст. 214 УК РФ «Вандализм».

2. Сидоров Иван еще не достиг совершеннолетия и к нему должны применяться положения статей 61, 87, 89 Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних (кратко процитируйте, какие именно положения вы требуете применить).

3. Поскольку наказание за инкриминируемое преступление не превышает двух лет лишения свободы, его следует отнести к преступлениям (укажите, какой) тяжести.

4. Преступление Сидоров совершил впервые, ранее он к уголовной ответственности не привлекался.

5. Пункт 1 ст. 90 УК РФ гласит (процитируйте содержание этого пункта).

6. В пользу Сидорова нужно учесть также то, что он (придумайте доводы, характеризующие Сидорова с положительной стороны, в том числе его отношение к учебе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, родителями).

На основании изложенного сторона защиты просит суд освободить Сидорова Ивана от уголовной ответственности и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия в виде (укажите, какие конкретные меры вы считаете справедливыми), предусмотренные ст. 90 УК РФ.

6. Выберите из состава группы одного представителя, который будет зачитывать заключение и отвечать на вопросы судей.

Группа судей готовит вопросы для участников судебного разбирательства, выбирает из своего состава председателя суда, который будет вести заседание, распределяет, кто будет вести опрос каждого из участников разбирательства.

Задание группе судей

В ходе судебного разбирательства на основании положений Уголовного кодекса РФ вынесите приговор, в котором определите: виновен ли Сидоров в совершении преступления и, если виновен, какого наказания он заслуживает? Для этого:

1. Ознакомьтесь со статьями УК РФ: ст. 14 «Понятие преступления», ст. 20 «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», ст. 214 «Вандализм» и определите: можно ли привлечь Сидорова к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 214 УК РФ?

2. Вандализм — преступление, совершаемое умышленно. Ознакомьтесь со ст. 25 УК РФ «Преступление, совершенное умышленно» и определите: есть ли в действиях Сидорова умысел и какой именно — прямой или косвенный?

3. Выясните по ст. 88 УК РФ «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним»: какие из наказаний, предусмотренных ст. 214 УК РФ «Вандализм», суд может применить к Сидорову?

4. Вероятно, сторона обвинения будет настаивать на назначении строгого наказания и в качестве отягчающего обстоятельства ссылаться на совершение преступления из мести (п. «е» ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание»). Определите: следует ли учитывать это обстоятельство в качестве отягчающего? Если да, то Сидоров не может быть освобожден от уголовной ответственности.

5. Вероятно, сторона защиты будет доказывать, что несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством, преступление совершено Сидоровым впервые, при этом оно небольшой тяжести. Ознакомьтесь со статьями УК РФ: ст. 89 «Назначение наказания несовершеннолетнему», ст. 90 «Применение принудительных мер воспитательного воздействия» и определите: считаете ли вы возможным освободить Сидорова от уголовной ответственности, применив принудительные меры воспитательного характера?

6. Если вы считаете, что возможно применение воспитательных мер, то, познакомившись со ст. 91 УК РФ «Содержание принудительных мер воспитательного воздействия», определите: какие из них следует применить к Сидорову?

7. Подготовьте не более двух вопросов каждой из групп (экспертов, обвинителей, защитников), причем только по фактической стороне дела. Их ответы должны помочь вам составить полное представление о деянии Сидорова.

8. Выберите из состава группы председателя суда, который будет вести заседание.

9. Изучите приведенный ниже алгоритм проведения судебного заседания.

10. Ознакомьтесь с вариантами судебного постановления и предварительно определите: какие обстоятельства дела могут служить основанием для привлечения Сидорова к уголовной ответственности или освобождения от нее?

11. Приступите к проведению судебного заседания.

Алгоритм проведения судебного заседания

1. Председатель суда объявляет: «Открывается судебное заседание по обвинению гражданина Сидорова в совершении преступления. Фактическая сторона рассматриваемого дела состоит в следующем…» — зачитывает описание учебной ситуации.

2. Секретарь суда (роль исполняет учитель) приглашает к трибуне представителя группы экспертов, который зачитывает заключение. Один из судей проводит опрос эксперта.

3. На трибуну приглашается представитель обвинения. Он зачитывает обвинительное заключение. Один из судей проводит его опрос.

4. На трибуну приглашается представитель защиты. Он оглашает свои доводы. Один из судей проводит его опрос.

5. Судьи совещаются и выносят приговор.

6. Председатель суда зачитывает приговор и объявляет об окончании судебного процесса.

Приговор суда

Суд в составе председателя суда (назовите фамилию, имя), судей (назовите фамилии, имена), рассмотрев дело по обвинению гр. Сидорова Ивана в совершении преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ, постановил:

Вариант 1

1. В судебном заседании был доказан факт совершения преступления гр. Сидоровым.

2. Признать гр. Сидорова виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ «Вандализм».

3. Назначить гр. Сидорову уголовное наказание в виде (назовите вид наказания и его размер).

4. Возложить на гр. Сидорова обязанность возместить причиненный ущерб путем закрашивания оскорбительной надписи на здании школы.

Вариант 2

1. В судебном заседании был доказан факт совершения преступления гр. Сидоровым.

2. Признать гр. Сидорова виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ «Вандализм».

3. Учитывая несовершеннолетний возраст обвиняемого и то, что он совершил преступление впервые, вред, причиненный преступлением небольшой тяжести, а также положительную характеристику обвиняемого, суд считает возможным освободить гр. Сидорова от уголовной ответственности.

4. Применить к гр. Сидорову принудительные меры воспитательного воздействия (назовите, какие конкретно меры вы решили применить).

V. Разыгрывание сцены суда

Учащиеся рассаживаются так, чтобы имитировать размещение действующих лиц в зале суда.

Учитель в роли секретаря суда организует ход заседания (описан в приведенном выше алгоритме его проведения).

VI. Подведение итогов

Вопрос: Назовите преступления за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Учитель оценивает деятельность учащихся в ходе игры, отмечает отличившихся и в заключение напоминает, что права, свободы человека и его ответственность перед обществом и государством -две стороны одной медали. Законопослушание -одно из важнейших личностных качеств гражданина и патриота нашей страны, каждого честного, порядочного человека. Необходимо понимать, что без законопослушания невозможна достойная, благополучная жизнь, и в любых обстоятельствах следует неукоснительно выполнять требования законов государства.