конспект по обществознанию к разделу Общество

Подготовка к ЕГЭ.

(общий) Конспект по теме Общество

Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности.

Общественная жизнь началась с появлением человека на Земле

Общество существует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины.

Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (например, государство США).

Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (например, российское Страна – это территория, которая имеет определенные границы (например, Франция).

Существует несколько теорий происхождения человека. Естественно-научная теория заключается в том, что человек возник в ходе долгого эволюционного процесса (эволюционная теория

Человек – биологическое (природное) существо. У него много общего с животными: строение организма, биологические потребности: в пище, тепле, безопасности, потомстве и др.

Человек – социальное (общественное) существо. Его отличает от животных разум, речь, духовная жизнь, общение, труд (умение изготовлять и использовать орудия труда), невозможность жить вне общества и др.

Человек – биосоциальное существо.

Каждый народ прошел в своем развитии несколько этапов. Первый такой этап – общество охотников и собирателей. Его основные характерные особенности:

Люди всё необходимое для жизни брали у природы – присваивающий тип хозяйствования.

Люди вели кочевой образ жизни (когда запасы пищи заканчивались, люди перемещались на другие места).

Люди не только берут продукты у природы, но и производят их – производящий тип хозяйствования.

Земледелие привязало людей к одному месту и привело к переходу к оседлому образу жизни.

Развитие земледелия, скотоводства и разделение труда повлекло зарождение классов, городов, государства, письменности, переход к цивилизации.

возникали большие земледельческие поселки, которые затем превращались в города.

Аграрное общество (традиционное)

В аграрном обществе преобладает сельское хозяйство.

На селе проживает больше населения, чем в городах.

Для получения энергии используют физическую силу человека или скота, сжигают древесину.

Жизнь людей регулируют религия, обычаи и традиции (традиционное общество).

Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное).

Основной сферой производства является сельское хозяйство, аграрная сфера (поэтому этот тип еще называют аграрное общество). В аграрном производстве занято большая часть населения.

Господство экстенсивной технологии (направленной главным образом на овладение внешними природными процессами; адаптация (приспособление) к природным условиям (а не преобразование).

Главное богатство – земля, скот, вода (ирригационные системы), которые в основном были собственностью общины

Использование традиционных источников энергии – древесины, физической силы человека и скота.

Главные регуляторы общественной жизни – традиции и обычаи (поэтому этот тип и называют традиционное общество

Сельское население абсолютно преобладает над городским.

Основные социальные институты – религия и армия; религия руководит всеми сферами общественной и личной жизни человека.

На этой ступени развития се-годня находятся две трети обществ мира (большинство стран Африки, Латинской Америки и Азии).

На этой ступени развития сегодня находятся большинство стран Африки, Южной Америки и Азии.

Индустриальное общество.

Преобладает индустрия (промышленность).

Городских жителей больше, чем сельских.

Для получения энергии используют природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.

Жизнь людей регулируют законы, право.

Основной сферой производства является промышленность (индустрия), в которой занято большинство населения.

Крупная индустрия преобладает над мелким и кустарным производством.

Использование интенсивных технологий (основанных на повышении производительности труда, совершенствовании техники и технологий, получении максимального объема продукции при минимальных затратах энергии, сырья, труда, капиталовложений и других ресурсов).

Преобладание городских жителей над сельскими.

Урбанизация (рост городов, расширение доли городского населения, распространение городского образа жизни и ценностей на все слои населения).

Определяющий фактор развития – капитал (деньги, акции, предприятия и др.).

Массовое производство (использование конвейера, автоматизация производства, усовершенствование технологий на основе научных достижений позволяет наращивать объёмы выпускаемой продукции и удешевлять ее стоимость).

Массовое потребление (удешевление продукции, TV-реклама, мода, пропаганда ценностей городской культуры приводит к появлению общества массового потребления, для которого характерны: покупка людьми чрезмерно большого количества товаров, частая смена бытовой техники, автомобилей, одежды и др.).

Основные источники энергии – природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.

Главный социальный институт – производство.

Важнейшие ценности – независимая личность, её права и свободы, демократия, гражданское общество, правовое государство.

Главные регуляторы общественной жизни – право, законы.

Индустриальное общество родилось в XVIII в. и является результатом двух революций: экономической (промышленная революция) и политической (Великая французская революция).

На этой ступени развития сегодня находятся Россия, Китай, Польша, Венгрия, Бразилия, Финляндия, Швеция и др.

. Постиндустриальное общество.

Преобладает сфера услуг, информатика (информационное общество).

Использование в промышленности «высоких технологий».

В городах проживает абсолютное большинство населения.

Большую часть энергии дают атомные станции.

Главными ценностями являются образование, наука (знания, информация).

Постиндустриальное общество

Преобладание сферы услуг над производством (превращение производящей экономики в обслуживающую).

Большинство населения занято в сфере услуг.

Широкое использование в производстве «высоких технологий» (безотходные, ресурсо и энергосберегающие, экологичные, малолюдные (безлюдные); лазерная, мембранная, плазменная, био-, нано- технологии).

На смену массовому производству приходит мелкосерийное и по индивидуальным заказам (легче продать; не нужны склады; быстрое реагирование на изменение спроса).

Основной источник энергии – атомная, а также принципиально новые (альтернативные) источники.

Изменение социальной структуры: классовое деление общества уступает место профессиональному.

Абсолютное большинство населения живет в городах.

Главный социальный институт – наука и образование.

Определяющий фактор развития – знание, информация (поэтому этот тип общества еще называют информационным).

Расширение коммуникативных возможностей: спутниковые связь и TV, Интернет и др.

К постиндустриальному обществу переход осуществили пока лишь только США и Япония.

Этой стадии достигли США, Япония, Германия.

Научно-техническая революция – скачок в развитии производства на основе достижений науки (НТР).

Характерные черты современного этапа НТР:

Использование в производстве роботов и автоматизированных комплексов;

Создание «высоких технологий» (безлюдных, безотходных, ресурсо- и энергосберегающих и др.

Широкое применение компьютеров и инфор-мационных технологий во всех сферах жизни общества;

Массовое использование синтетического сырья;

Глубокие изменения в связи, транспорте, торговле, меди-цине, образовании, быту и других сферах жизни людей

Основные этапы НТР:

1 этап: автоматизация производства (внедрение в производ-ство роботов – станков и машин с про-граммным управлением (60-70 гг. ХХ в.);

2 этап: компьютеризация производства и др. сфер жизни общества (с конца 70-х гг. ХХ в.).

Направления развития НТР:

Широкое внедрение в производ-ство компьютеров, роботов, автоматизированных комплексов.

Принципиально новые способы производства – «высокие техно-логии» (безотходные, экологичные, ресурсо и энергосберегающие, малолюдные (безлюдные), лазерные, плазменные, био-, нанотехнологии и др.).

Получение и использование искусственных материалов.

Социальные последствия НТР.

Позитивные последствия:

Возрастание роли научных знаний, развитие образования.

Облегчение труда человека.

Удешевление продукции, повышение ее качества.

Создание более комфортного быта человека.

Появление новых форм общения и проведения досуга.

Приобретение человеком большей мобильности, свободы (сверхскоростной транспорт, сотовая связь, GPS-навигация, Интернет, ноутбуки).

Негативные последствия:

Экологические проблемы.

Ухудшение здоровья людей (гиподинамия и связанные с ней болезни; вредное влияние на здоровье синтетических и химических материалов, используемых в строительстве, быту, одежде, пище; экология).

Рост безработицы (замена рабочих рук автоматической техникой; усложнение производ ства увольнение рабочих низкой квалификации и устаревших профессий) и др.

Человек становится всё более зависим от техники.

Техногенные катастрофы.

Урбанизация – повышение роли городов в жизни общества.

В XXI веке большая часть населения живет в городах.

В развитых странах сельчане, которые составляют 10% населения, кормят всех жителей (благодаря новой технике и технологиям).

Рост числа мегаполисов – огромных городов с много-миллионным населением (Токио – более 33 млн. чел., Мехико и Нью-Йорк – по 22 млн., Москва – 15 млн., Лондон – 14 млн., Париж и Стамбул – по 11 млн.).

Особая городская культура и образ жизни.

Глобализация – превращение человечества в единый и взаимосвязанный организм.

Экономические, политические и культурные связи между странами и народами становятся всё более тесными.

Современные средства связи и транспорта, Интернет, теле-видение, туризм, учеба и работа за пределами своей страны способствуют знакомству людей с образом жизни и культурой других стран и народов.

Сегодня все народы и страны составляют мировое сообщество.

. Проблемы современного общества

Загрязнение окружающей среды (экологические проблемы).

Международный терроризм.

Проблема экономической отсталости стран.

Угроза войн и распространения ядерного оружия.

Бедность людей, голод, безработица, социальное неравенство.

Проблема охраны здоровья, неизлечимые болезни (рак, СПИД и др.)

Человечество – все ныне живущие на планете люди.

Нас сегодня более 6 млрд. чел.

Человечество – все люди, жившие на протяжении истории

Поколение – группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях.

Разница в возрасте людей одного поколения составляет примерно 15-20 лет.

Людей одного поколения объединяют схожие взгляды на жизнь и жизненный опыт. Они отличают себя от представите-лей других поколений.

Экологический кризис.

В конце ХХ в. наносимый людьми вред природе привел к экологическому кризису. Он носит общепланетарный характер.

Опасные последствия:

сокращение площади лесов;

истощение почвы;

уменьшение видов растений и животных;

загрязнение вредными выбросами воздуха и водоемов, бытовыми отходами земли;

изменение климата на планете;

ухудшение здоровья людей (появление новых болезней, мутация вирусов, ослабление иммунитета людей и др.).

Пути выхода из экологического кризиса.

очистка воды, воздуха и почвы;

создание безотходных технологий;

экологическое воспитание людей;

охрана природы.

Система – это целое, состоящее из взаимодействующих частей: подсистем и элементов.

. Общество- Динамичная система

Динамичная система – изменяющаяся и развивающаяся система.

Общество состоит из элементов и подсистем, которые обновляются и изменяются. Важнейшими элементами общества являются люди и общественные отношения. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни и социальные институты. Это деление достаточно условно. Все элементы и подсистемы общества тесно взаимосвязаны друг с другом

Сферы общественной жизни.

Экономическая сфера включает отношения в процессе материального производства, добывания средств к существованию. (строительство дома рабочими, выращивание крестьянами овощей, выдача банком кредита и др.)

Политическая сфера включает отношения в процессе управления обществом, борьбы за власть, влияния людей на государство. (принятие закона парламентом, проведение гражданами митинга, участие избирателей в выборах и др

Социальная сфера включает отношения в процессе взаимодействия классов, социальных групп, наций, поддержки семьи, незащищенных слоев населения. (создание бизнесменом фонда помощи сиротам, формирование межнационального согласия в обществе, выплата пенсий инвалидам и др.)

Духовная сфера включает отношения в процессе деятельности научных, образовательных, религиозных организаций, деятелей искусства. (работа учителей по нравственному воспитанию учащихся, проповеди священников в церкви, организация выставки местных художников и др

Социальные институты – устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение основных потребностей общества.

Основные социальные институты (и фундаментальные общественные потребности, которые они удовлетворяют):

Семья – потребность в воспроизводстве людей.

Государство – потребности в безопасности и социальном порядке.

Производство – потребность в добывании средств существования.

Духовные институты (образование, наука, религия, искусство) – потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения.

Общественные отношения – устойчивые связи, возникающие между индивидами, социальными группами (а также внутри их).

Виды общественных отношений:

материальные (складываются в ходе практической материальной деятельности: производственные, финансовые, торговые, экологические и т.п.);

духовные (взаимодействие людей в процессе духовной и культурной жизнедеятельности: политические, юридические, нравственные, в области искусства, образования, религии, спорта и т.п.).

Общественные науки.

Жизнь общества изучают многие науки, получившие название общественных:

Политология изучает политическую организацию общества (устройство государства, деятельность политических партий, парламента, правительства).

Экономика изучает экономическую деятельность людей (организация производства, торговля, финансы и др.).

Социология изучает устройство общества, взаимодействие групп людей.

Два взгляда на исторический процесс.

Первый взгляд: исторический процесс – это восхождение общества по лестнице, каждая ступень которой – этап развития. В марксистском учении ступени исторического развития получили название общественно-экономические формации. Общества, объединенные схожим способом производства, составляют одну формацию. Все народы с разной скоростью проходят 4 формации:

первобытную;

рабовладельческую;

феодальную;

капиталистическую.

Пятой объявлялась коммунистическая – формация будущего (первая ее стадия – социализм).

Второй взгляд: социальные явления, происходящие у разных народов, уникальны. С этой точки зрения исторический процесс – смена цивилизаций.

Что такое цивилизация

Ф.Энгельс трактовал понятие цивилизации, как высший этап в развитии общества, пришедший на смену периодам дикости и варварства. Но сегодня ученые считают это определение слишком узким.

В современной науке нет единого взгляда на сущность цивилизации, насчитывается более ста её определений.

Одни ученые относят это понятие к историческим эпохам (античная, средневековая, современная цивилизации);

Культурно-исторические типы (цивилизации) – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития.

Признаки цивилизации

географическая среда;

система ведения хозяйства (экономика);

социальная организация (тип общества, социальная структура);

религия (или идеология, возведенная в ранг религии);

духовные ценности;

политико-правовая система;

менталитет – образ мышления, мировосприятия индивида или группы. Он обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов; например, черты русского менталитета: духовность, коллективизм, гостеприимство, широта души и др

Каждая цивилизация проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. По мнению русского ученого Л.Гумилева, средняя продолжительность существования цивилизации – 1500 лет (древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайско-конфуцианская и индо-буддийская существуют более 4 тыс. лет, российская – 1 тыс. лет, арабская – 1,4 тыс. лет, западная – 1,6 тыс. лет).



Все цивилизации возникли после возникновения земледелия и письменности, которые вместе с появлением городов, частной собственности, денег, религии, являются необходимыми признаками цивилизации. Т.о., общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.

. Теория модернизации

Модернизация усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям.

Прогресс и регресс.

Прогресс – переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; перевес позитивных сдвигов над негативными.

Например, использование новых технологий и техники, улучшение жизни людей, повышение грамотности населения, расширение избирательных прав граждан и др.

Регресс – движение от высшего к низшему, к деградации, воз-врат к изжившим себя формам и структурам; перевес негативных сдвигов над позитивными.

Например, рост безработицы, снижение доходов людей, ограничение прав граждан и др.

Прогрессглобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени. Регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени.

Социальный прогресс – это глобальный процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Социальный прогресс включает в себя:

технический прогресс (является фундаментом);

экономический прогресс;

Критерии прогресса.

культурный прогресс.

Развитие производительных сил (техника + работники).

Прогрессивными признаются лишь те общественные отношения, которые открывают наибольший простор для развития производительных сил, для роста производительности труда, для развития человека (как работника, профессионала).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст