конспект интегрированного урока в 5 классе по теме Музыка и математика

План - конспект урока

Город: Верещагино МАОУ «СОШ №1»

Учитель: Пинаева Елена Алексеевна

Класс: 5 А

Программа: «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой

Тема: Музыка и математика

Тип урока: интегрированный

Уровень интеграции: узловая

Цель: Установление связи между музыкой и математикой

Задачи:

Образовательная: Выявить общие элементы музыки и математики, получить знания о длительностях нот

Развивающая: Способствовать развитию творческих способностей учащихся, ассоциативного мышления, воображения и фантазии

Воспитательная: Содействовать воспитанию открытой, свободной личности, способной к познанию, активному действию

Музыкальный репертуар: И.С.Бах – Ария из оркестровой сюиты №3, «Дважды два- четыре» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, Чайковский «Старинная французская песенка»

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, синтезатор, фортепиано, доска, магниты.

Дидактические материалы к уроку: карточки с терминами, карточки с заданиями.

Этапы урока

Время

Цель этапа

Метод, приём

Форма организации деятельности

Наглядность,

демонстраци-онные материалы

Деятельность

учителя

учащихся

1.Организаци-

онный

2 мин.

Создание эмоционального настроя и заинтересованности учащихся

Словесный

Фронтальная

Звучит музыка

И.С. Баха

Приветствие

Слушают музыку

2. Актуализация

субъектного

опыта.

Постановка целей урока.

3.Изучение нового материала.

7 мин.

13мин

Обсуждение проблемной ситуации, побуждающей к самостоятельной формулировке учебной задачи.

Выведение темы занятия.

Нахождение информации через

субъективный музыкальный опыт.

Организация поиска информации об объекте.

Обеспечение первичного запоминания нового материала. Закрепление правила в музыке-

такт.

Организация поиска информации об объекте

Повторение правила натуральных чисел.

Включение уча-ся в певческую деятельность

Словесный (беседа)

Словесный,

Наглядный.

Практический.

Словесный,

наглядный.

Фронтальная

Фронтальная.

Фронтальная

Групповая.

Фронтальная

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 2(продолжение- анимация,

цель)

Слайд 3

Фортепиано

Слайд 4

Слайд 5(эталон)-

Слайд 6

Читает «Сказку

о царстве наук»

-В чём смысл сказки?

-Почему здесь нет музыки? Она может обойтись без математики?

О чём у нас сегодня пойдёт речь?

Читает слова математика Гаусса «Математика – царица наук..»

-Назовите тему урока.

А может быть что-то общее у музыки и математики?

-Назовите цель урока?

-Вспомните, какие

математические понятия можно встретить в музыке?

Где можно услышать ритм в природе?

-Определите ритм в музыке.





-Так что-же такое ритм?

-А можно услышать ритм в математике? Где?

-А в музыке можно найти такую последовательность?

Слушают и отвечают на вопросы

- Ни одна наука не может жить без математики.

- Нет.

- О музыке и математике.

-Музыка и математика.

-Можно спеть песни , где есть цифры, узнать когда написано произведение, какая часть пр-ния звучит и т.д

-Найти общее между музыкой и математикой.

-Ритм, дробь, доли, часть, отрезок…

- В пении птиц, в шуме дождя…

Дети слушают и узнают 2-х,3-х и 4-х дольную музыку(марш, вальс и польку)

Читают определение на слайде. Учащиеся соотносят понятие отрезок в математике и в музыке.

Учащиеся делят на такты текст песни «Во поле берёза стояла».

Проверяют свою групповую работу.

-Можно, когда считаем ряд натуральных чисел.

Дети вспоминают правило о ряде нат. чисел.

-Можно звукоряде.

(учащиеся поют звукоряд,желаю-

щие аккомпаниру

ют классу).

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Учитель обращает внимание детей на понятие дроби в музыке и место на нотной записи-размер ставится после скрипичного ключа.

-Можно назвать эту музыку единым целым?

- А в математике это соответствует какому числу?

Учитель направляет деятельность уч-ся на проверку знаний мат. понятий – дробь и доля.

Учитель объясняет на примере яблока, что такое дробь в музыке и знакомит с длительностями нот.

Учащиеся знакомятся с муз.понятиями

(размер, доли, длительности).

Исполнение уч-ся ДМШ пьесы Чайковского «Старинная французская песенка»

- Конечно, это законченное муз.пр-ние.

- Целому, без дроби.

Закрепляют полученные ранее знания о дроби и доли в математике, дают определения.

Учащиеся исследуют учебную задачу,

Запоминают названия длительностей нот.

4.Валеологический компонент

3 мин.

Смена деятельности, снятие напряжения.

Фронтальная

Слайд 10

Учитель обращает внимание на другую схему длительностей

- На что похожа эта запись?( на шагающих человечков, на муравьёв…) Аккомпаниру

ет детям

Учащиеся исполняют в характере песню Шаинского «Дважды два четыре»

5. Первичная проверка знаний.

Корректировка

8 мин.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по закреплению новых знаний.

Словесный, наглядный, практический

Групповая

Слайд 10

Учитель объясняет задание, акцентируя внимание на работу в группах.

- А теперь проверим, как вы справились с заданиями.

Учащиеся читают текст, и выполняют работу. Выбирают выступающего и готовят ответ.

После работы в группах, представители знакомят класс с результатом своей деятель-

ности.

6. Подведение итогов занятия, рефлексия.

7 мин.

Создание ситуации для осмысленного обобщения данной темы

Словесный,

наглядный

Фронтальная и

индивидуальная.

Учитель подводит итог урока, организует рефлексивную деятельность учащихся.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

.

Слайд 11

- Вы согласны с высказыва-

нием матема-тика Гаусса?

С ним был согласен и величайший нем. комп-р

И.Бах

-А что ещё, кроме математических понятий, нужно вложить композитору в сочинение, чтобы появилась прекрасная, изумительная музыка?

Звучит Ария из оркестровой сюиты № 3 И.С.Баха.

- Всем большое спасибо за работу, до свидания.

Участвуют в диалоге.

-Любовь и душу.