конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой

Интегрированное занятие по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

(Разработали Елена Владимировна Ребрик – учитель – логопед,

Светлана Геннадьевна Ермоленко- учитель — олигофренопедагог)

Тема. Наш город.

Цель: расширение кругозора детей о родной городе.

Задачи.

Коррекционные:

-развитие у детей слухового внимания;

-развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие мелкой ручной моторики;

-развитие фонематических процессов;

- развитие правильной воздушной струи при вдохе и выдохе;

-развитие чувства ритма и темпа;

-развитие пространственной ориентации;

-развитие координации движения;

-развитие речевых и мимических движений;

-обогащение словарного запаса по теме;

-развитие эстетических чувств детей.

Обучающие:

-познакомить детей с малой родиной;

-формировать у учащихся общее представление о городе;

-формировать умение соблюдать правила поведения в обществе;

-стимулировать желание общаться, быть активными.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к знаниям о своем городе;

-воспитывать умение любить свой город.

Звуковой ряд: потешки, шум прибоя.

Технические средства: магнитофон.

Дидактические средства:

Демонстрационные таблицы с изображением слов; фотографии детей; рисунки; картинки: автомобиль, автомобиль и колёса, дома, магнитная доска; индивидуальные зеркала; набор букв; слоговые таблицы; геометрические фигуры; карточки с изображением кастрюли по количеству детей; бумажные силуэты рыбок.

Ход урока .

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите, что это у нас на доске? (Дети отвечают: «Домики».) А кто нарисовал эти домики? ( Дети отвечают: «Мы». Затем находят каждый свой домик на доске.)

- В этом домике живет (перечисляются имена всех детей.) Все люди живут в разных домах. А место где много домов называется город. Мы с вами живем в городе.

Назвать одним словом дома? (Дети отвечают: «Город».)

Нашему городу более 2ооо лет. Город наш находится на берегу моря, он молодеет и хорошеет с каждым днем.

- Дети, а как называется город, в котором мы живем? (Дети отвечают:

« Анапа».)

(выставляется табличка- Анапа)

-Какая первая буква в этом слове? ( дети отвечают: «буква А»).

Дети по образцу выкладывают слово из разрезных букв слово Анапа.

- сколько букв «А» в слове?

(дети отвечают: «Три».)

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: В нашем городе всегда светит солнышко и поэтому все дети улыбаются. Вот и мы с вами давайте улыбнемся друг другу.

Все дети любят ходить на море и загорать, играть с песком.

« Язычок загорает» ( рот широко открыт, язык спокойно лежит на нижней губе.)

-А еще они любят прыгать (упр. «Лошадка» улыбнуться, рот открыт. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки).

и кататься с горки (упр. «Горка» — открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх).

-А ещё всем нравится, когда дует ласковый ветерок. (упр. «Ветерок» — язык положить на нижнюю губу и плавно со звуком «Ф» дуть на кончик языка.)

Но иногда бывает и сильный ветер и на море поднимается шторм.

Дыхательная гимнастика:

(упражнение на выдох – дуть в воду из трубочки.)

-Вот и автобус подъехал.

Выставляется картинка и слово «автобус».

-С какой буквы начинается слово? (дети произносят букву «А»).

-Мы с вами поедем на автобусе кататься по городу, занимайте свои места.

(на парте фотография каждого ребенка, она прикрепляется к окошку автобуса).

Фонетико – ритмическая гимнастика:

-Заводим мотор автобуса, длительное произношение звука Ж –ж (руки перед грудью, вращательные движения руками, одновременно длительное произношение звука Ж –ж – ж- ж. вначале тихо, потом громче.)

Логоритмическая разминка. Звучит музыка.

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Веселые соседи

Надежные друзья.

-Посмотрите направо, посмотрите налево. Какие высокие дома, но есть и низкие.

(дети поднимают и опускают руки).

В нашем городе очень красиво, потому что в нем очень много цветов.

Пальчиковая гимнастика:

Наши алые цветки Наши алые цветки

Распускают лепестки. Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит Головой качают

Лепестки колышет. Тихо засыпают.





(дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо – влево;

Медленно сжимают пальцы в кулачки. Покачивают кулачки вперед – назад.

Вот мы и подъехали к берегу моря. Посмотрите, какое ласковое, спокойное сегодня море.

-Дети, давайте построим лодочку. (дети вместе с учителем из геометрических фигур делают лодочку по образцу.)

Садимся в нашу лодочку и поплыли.

Две ладошки я прижму и по морю поплыву. (имитация движений по тексту).

Две ладошки друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму

Синим морем поплыву,

А по бурным, волнам

Плывут рыбки тут и там.

Один, два, три.

-А сколько рыбок в воде? (Дети считают вместе с учителем и говорят: «Три — много».)

( Соединяют лодочкой две ладони, и выполняют волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднимают выпрямленные ладони вверх. Затем имитация движения волн и рыб.)

На доске выставляются рисунки с изображением моря. (Звучит шум прибоя).

-Ребята, посмотрите, что за чудо – рыбки плавают в нашем Черном море!

- Давайте подойдем к воде и закинем удочку. ( имитация движений ).

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой светленькой воде.

То сойдутся – разойдутся, то зароются в песке.

( движения по тексту)

Фоноритмическая гимнастика.

Учитель: -Давайте с вами прочитаем, как их зовут рыбку, которая попалась на наш крючок, и послушаем о чём говорят рыбки. Рыбки говорят очень тихо, поэтому слушать нужно внимательно. (Дети читают слоги на рыбках и повторяют за учителем чистоговорки).

-А теперь посчитаем, сколько их в нашей корзинке. ( Дети считают вместе с учителем и затем повторяют).

Логопед: Ребята, вот и автобус наш подъехал. Садимся и поехали.

Посмотрите, дом стоит, Мы ворота открываем

Но, а к дому путь закрыт. Всех войти, мы приглашаем.

( Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу, затем большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони развести в стороны.)

-Посмотрите, дом закрыт, а на дверях замок.

На дверях висит замок, Мы замочек повертели,

Кто его открыть бы мог? Мы замочек покрутили

Чик и открыли!

(Пальцы собрать в «замочек», затем покрутить « замочком» в воздухе, показать ладошки.)

Заходим в дом.

Ритмические движения: топ –топ ногами.

Рыбы наловили. Давайте приготовим суп. (детям раздаются нарисованные кастрюли).

-Дети, а что нам для этого нужно?

-Дети показывают и отвечают: кастрюлю, лук, картошку рыбу.

Учитель: Посмотрите на крышку кастрюли и давайте соберем правильное название супа из рыбы.

(дети вместе с учителем ищут буквы в «кастрюле», и закрашивают их соответствующим цветом. Гласные – красным, согласные – синим).

Дети читают слово: «Уха». ( Затем проговаривают вместе с учителем.)

Стоит стульчик у окошка.

Детки за столом сидят,

Кашку вкусную едят.

(Ладонь одной руки расположена вверх. К ее нижней части приставляется кулачок другой руки. Одна рука сжата в кулак. Сверху на кулачок опускается распрямленная ладошка другой руки.)

-Читают слово – УХА (Затем дети проговаривают вместе с учителем).

Вот уха и готова! А теперь давайте попробуем (имитация движений).

Пробуем «уху». Горячая! Подуйте!

Дыхательная гимнастика.

Логопед: («Ветерок» — язык положить на нижнюю губу и плавно со звуком «Ф» дуть на кончик языка.)

Чистоговорка: ХА – ХА –Ха – очень вкусная уха!

- Ребята, давайте скажем спасибо за вкусную уху!

Учитель: Вот и пришло к концу наше путешествие по любимому городу. Пора ехать домой.

Но в автобусе спустило колесо!

Покатилось колесо, Колесо, вернись назад!

Отвалилось, вот и всё… Пожалей наших ребят.

Дети подбирают колесо нужного размера.

(на доске прикреплен рисунок автобуса без колёс и колеса разного размера. Нужно подобрать колесо нужного размера)

-Садимся в автобус и заводим мотор. (Руки перед грудью, вращательные движения руками, одновременно длительное произношение звука Ж).

Итог занятия:

И так мы совершили путешествие по нашему городу. А как называется наш город?

( Дети отвечают: «Анапа!»)

Какие мы молодцы! Сколько нового и интересного мы сегодня узнали. Давайте улыбнемся друг другу и будем дружить.

Логопед: Скажем всем: «Спасибо» и пожмем друг другу руки!

Ритмическая гимнастика:

Вот рука, и вот рука.

Хлоп – хлоп – хлоп!

Вот нога, и вот нога.

Топ – топ – топ!