конкурс эрудитов

Конкурс Эрудитов (1 этап)

Конкурс эрудитов предполагает проводить в течение года в 2 этапа

Первый этап посвящен естественным дисциплинам, второй — предметам гуманитарного цикла.

При подготовке данного мероприятия учитель должен предупредить детей, что эрудиция — это постоянное накопление знаний.

Знания хранятся в книгах, а значит, нужно пойти в библиотеку, порыться в толковом словаре; нужно внимательно почитать и школьныеучебники по естественным дисциплинам, чтобы придумать вопросдля соперников. Детям нужно сказать, что информация, найденнаяэнциклопедиях, может и не понадобиться им во время конкурса, но она все равно будет полезна для развития памяти, речи, логического мышления.

Цели: учить детей работе в команде, развивать познаватель-ные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира;способствовать выработке положительной оценки таких качеств, какэрудиция, широта кругозора, любознательность; побуждать детейк накоплению знаний, к поиску информации, к работе с книгой.

форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа с детьми:

а) за 1–2 недели до классного часа предупредить детей о кон-курсе, тематике заданий (в основном — это география, расти-тельный, животный мир); предложить поработать в библиотекес соответствующими томами детских энциклопедий;

б) предложить детям объединиться в 2 команды, выбрать капитана, придумать название команды (название должно быть связано с поиском знаний, с любознательностью, с учебой), объяснить смысл названия. При этом детям нужно сказать, что, объясняя смысл названия, следует обращаться к толковому словарю.

в) каждая команда должна подготовить по 3 вопроса для соперников. Условие: вопросы нужно взять из школьных учебников для 5 класса (география, математика, природоведение);

г) распределить игровые роли: ведущие (2 ученика), судьи (3 ученика) — двое судей следят за текущими соревнованиями, третий суммирует количество баллов и объявляет конечный результат.

Оборудование:

а)2 платка, чтобы завязать глаза капитанам;

б)медаль «Эрудит 5-А» (можно сделать из картона, прикрепить на ленточку).

Ход классного часа

I.Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята, сегодня наклассном часе мы проведем конкурс эрудитов. Эрудиты — это люди,которые знают все и обо всем, это знатоки. Таких людей еще называютэнциклопедически образованными. Есть ли в нашем классе эрудиты?Об этом мы сегодня узнаем.

Во время подготовки к соревнованиям вы побывали в библио-теках, перелистали много книг, энциклопедий, узнали много нового,интересного. И пусть в нашем сегодняшнем конкурсе вам потребуетсялишь маленькая частичка этих знаний, вы все равно уже стали богаче,потому что знания — это то, чего нельзя ни украсть, ни отобрать, нипотерять.

Я передаю слово ведущим (имена 2учеников).

Судить наш конкурс будут 3 судьи (имена и фамилии детей).

Итак, ни пуха, ни пера, желаю вам всем стать эрудитами!

II.Конкурс эрудитов

К доске выходят 2 ведущих

Представление команд

Ведущий 1. Сегодня в Конкурсе эрудитов участвуют 2 команды.Каждая команда должна была выбрать название, которое связанос поиском знаний, с любознательностью, с учебой.

Ведущий 2. И каждая команда должна объяснить, почему быловыбрано именно такое название.

Ведущий 1: Итак, знакомьтесь – команда мальчиков (название) Слушаем капитана (имя, фамилия).

Капитан команды объясняет, почему выбрано именно такое название, |

Ведущий 2: И команда девочек (название) Слушаем капитана (имя, фамилия)

Конкурс «Небо и земля»

Ведущий 2. Каждая команда должна быстро, без обсуждения,ответить на 5 вопросов, которые имеют отношение к Земле и космосу.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Ведущий 2. Внимание — вопросы для команды (название):

Плавучая ледяная гора. (Айсберг.)

Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера.)

Белое, Черное, Красное, Желтое — что это? (Море.)

Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр.)

Самая большая планета. (Юпитер.)

Ведущий 1.А теперь вопросы для команды (название):

1.Участок пустыни с древесной и травяной растительностью.(Оазис).

Затишье, безветрие. (Штиль.)

Ветер силой 9-11 баллов. (Шторм.)

Прибор для наблюдения за планетами и звездами. (Телескоп.) ,

Планета с кольцом. (Сатурн.)

Ведущий 2. Просим наших арбитров подвести итоги первогоконкурса.

Судья 1. Счет в первом конкурсе (называет счет) в пользу команды (название).

Конкурс «Самый-самый»

Ведущий 1. Начинаем второй конкурс. Этот конкурс называется «Самый-самый».

Ведущий 2. Вам предстоит дать ответы на 5 вопросов, которыекасаются различных рекордсменов в природе. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но если ответ был дан без обсуждения, он оценивается в 2 балла.

Ведущий 2. Команда (название), слушайте вопросы:

Самый маленький материк. (Австралия.)

Самое глубокое озеро на земле. (Байкал.)

Самая большая река Европы. (Волга.)



Самое жаркое место на Земле. (Долина смерти, Калифорния.)

Самый большой остров на Земле. (Гренландия.) Ведущий 1.А теперь вопросы для команды (название):

Самое большое озеро в Европе. (Ладожское озеро.)

Самая высокая гора на планете. (Эверест.)

Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

Самый большой цветок в мире. (Раффлезия Арнольди.)

Самая маленькая птичка. (Колибри.)

Ведущий 2. Слушаем оценки жюри.

Судья 2. В этом конкурсе победила команда (название) со счетом (называет счет).

Конкурс капитанов «Рыбы и птицы»

Ведущий 1. Вот и пришел черед для конкурса капитанов. Этот конкурс мы назвали «Рыбы и птицы». Он оценивается в 3 балла.

Ведущий 2. Эти предметы наши капитаны знают так хорошо, что смогут нарисовать их с закрытыми глазами.

Ведущий 1. Просим участников завязать глаза своим капитанам.

Ведущие дают капитанам платки. Члены команд завязывают капитанам глаза.

Ведущий 2. А теперь — задание: капитан команды (название) рисует рыбку.

Ведущий 1.А капитан команды (название) рисует птичку.

Ведущий 2. На выполнение задания дается 1 минута. Внимание — время пошло!

Капитаны рисуют каждый на своей половине доски рыбу или птицу.

Ведущий 1. Минута истекла. Что скажут судьи?

Судья 1. Мы считаем, что капитан команды (название) лучше справился с заданием. И в этом конкурсе его команда победила со счетом (называет счет).

Или: Мы считаем, что силы капитанов были приблизительно равными. Счет в этом конкурсе (называет счет).

Конкурс «Загадки с подсказами»

Ведущий 1. Четвертый конкурс — это «Загадки с подсказками»

Ведущий 2. Но если вы уверены в правильном ответе, вы можете и не использовать все подсказки, а дать ответ досрочно.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Ведущий 2. Итак, загадка первая. Это-очень распространенное в природе вещество. Какое?

Ведущий 1. Послушайте подсказки:

Из этого вещества на 2/3 состоит организм человека.

Оно может быть в 3 состояниях.

Его называют «соком жизни» на земле.

Оно может на нас падать прямо с неба.

5.Многословие и пустословие мы тоже связываем с этим веществом. (Вода.)

Ведущий 2. Теперь загадка для соперников. Она — об одном путешественнике. Кто он?

Ведущий 1. Послушайте подсказки.

1.3000 смельчаков хотели поехать в это путешествие, но выбор пал на него.

Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

Он с детства мечтал быть летчиком.

Его имя известно каждому человеку на земле, потому что он был первым.

Это он сказал историческую фразу перед началом дороги: «Поехали!» (Ю.А. Гагарин.)

Ведущий 2. Ответы получены. Ждем оценки судей.

Судья 2. Результат этого конкурса (называет счет) в пользу (называет команду).

Конкурс «Факты из учебника»

Ведущий 1. Вот и подошло время для домашних заготовок.

Ведущий 2. А значит, для конкурса «Факты из учебника».

Ведущий 1. Напоминаю, что вы должны были подготовить3 вопроса для команды соперников.



Ведущий 2. По условиям этого конкурса, для вопросов нужно было использовать факты из школьных учебников для 5 класса.

Ведущий 1. Время на обсуждение ответов — 1 минута. Оценка за каждый правильный ответ — 1 балл.

Ведущий 2. Итак, слово команде (называет команду). Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 1. Теперь свои вопросы задает команда (называет команду).

Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 2. Судьи скажут нам, кто победил в этом конкурсе. Судья объявляет результат.

Конкурс «Хитрые вопросы»

Ведущий 1.И наконец самый трудный наш конкурс. Это конкурс «Хитрые вопросы». В нем проверяются не только знания, но и сообразительность, умение логически мыслить. Ведущий 2. На каждый вопрос — 10 секунд размышлений.

Ведущий 1. Каждый ответ — 1 балл.

Ведущий 2. Вопросы команде (называет команду):1. В какой стране одновременно бывает и день и ночь? (В России)

Может ли арбуз назвать себя ягодой? (Нет: он не умеет гово-рить.)

Если лечь спать в 8 часов вечера, а будильник завести на 9 часовутра, сколько ты будешь спать? (1 час.)

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (50.)

Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич.)

Ведущий 1.А теперь на хитрые вопросы отвечает команда (называет команду).

Как называется маленькое количество жидкости? (Капля.)

Кто говорит на всех языках? (Эхо.)

На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (На 1/2.)

Как называется самое распространенное вещество в природе?(Вода.)

Одна картофелина варится 10 минут, сколько нужно будет ва-рить 10 картофелин? (10 минут.)

Ведущий 2. С нетерпением ждем судейских оценок этого кон-курса и результатов всего состязания.



Судья 2. В последнем конкурсе победила команда (называеткоманду).-’

Судья 3. А звание «Эрудиты 5-А» завоевала команда (называеткоманду), она победила с общим счетом (называет счет). Просимклассного руководителя вручить медали победителям.

Дети аплодируют. Классный руководитель вручает медаль.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Ребята, наш конкурс закончен.Как вы считаете, нужны ли такие конкурсы в 5 классе? Что они вамдают?