клчас учимся общению

Классный час в 7- 8 классе на тему:

«УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ»

Задачи:

воспитывать коллективизм;

провести профилактику проблемы «изгой в классе»;

наладить позитивно окрашенные отношения между одноклассниками;

развивать навык выражения значимых мыслей и чувств;

воспитывать умение находить решения трудных ситуаций.

Класс разделить на 3 группы.

Заранее посмотреть фильм « Чучело»

Ход занятия:

У:  Легко ли общаться с людьми?

Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.

Человек должен уметь общаться с людьми.

Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. У: Почему? В чем состоит сложность?( Ответы детей) ( В том, что нет одинаковых людей).– Почему люди такие разные?

(ответы уч-ся)

У них разные темпераменты.

Они выполняют разные социальные роли.

У них разный характер.

Учитель:

Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…

А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… — Почему они такие разные? ( ответы детей)

Учитель: подумайте что является основой общения? ( ответы детей)

– Какая черта характера является фундаментом, основой общения? ( слайд2)

- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта) ( обсуждения в группах)

У : Что такое доброта? ( ответы) (

Ученик 1: ( слайд3)

Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.

Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.) работа в группе: Нарисовать лучики солнышка

Какой человек может быть добрым?( ответы детей)

Слайд 4

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский

У; вторая составляющая основы общения – терпимость. Что же это такое?

Ученик 2: слайд 5

Терпимость, (толерантность)– это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Учитель: давайте посмотрим что значит это слово в разных языках

Доска: (слайд6) читают дети

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Учитель:

Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Работа в группах (на листочках)

Слайд 7

У ;У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Это конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

– Из-за чего разгораются конфликты? (уч-ся)

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса. Рассмотрим на примере

Просмотр фильма «Чучело». (материалы прилагаются)

Учитель: рассмотрим на примере фильма « Чучело»

О чём этот фильм?

Назовите главных героев фильма.

Можно ли взаимоотношения в этом классе назвать нормальными? Почему?

Назовите проблемы, существующие в этом классе.

Существуют ли аналогичные проблемы в нашем классе? Какие?

Работа в группе.

1) Группа 1 – что бы вы посоветовали Лене.

Группа 2 – что бы вы посоветовали Железной Кнопке.

Группа 3- Что бы вы посоветовали остальным ребятам в классе

Учитель: Ответить на вопросы

Умеют ли ребята действовать самостоятельно?

В каких случаях они это делают?

Легко ли они поддаются влиянию других одноклассников? Приведите примеры из фильма.

Всегда ли они стремятся следовать правилам?

Это хорошо? Каким правилам нужно следовать?

Как нужно это делать? Почему?

Признают ли они свою ответственность за происходящее? (Чаще всего считают виноватыми других.) Докажите на примере конкретных ситуаций из фильма.

Они умеют ставить себя на место другого?

Они задумываются о последствиях своего поведения?

К чему это приводит?

Кто в результате страдает?

Умеют ли они дорожить дружбой, оказанным доверием со стороны лидеров класса?

Можно ли такое доверие назвать настоящей дружбой? Почему?

А как это называется?

Итоги:

Для чего Р. Быков создал такой фильм?

Что он хотел этим сказать?

Учитель. Найти своё место в коллективе — задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, — каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».

– Почему это место появляется?

Фигуры «изгоя», «отверженного «мальчика на побегушках» и т. п. появляются в тех классах, где некоторые ученики считают себя лучше других и хотят добиться признания и уважения одноклассников за счёт унижения достоинства своих товарищей.

Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.

( слайд)

Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

Работа в группе.

1) Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:

Запись на доске ( слайд5)

людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его.

(Красота мира людей – в его разнообразии.)

ты, завоюешь, познай, мир, и, себя.

(Познай себя и ты завоюешь мир.)

Итог. Учитель: чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными