классный час_13350

Классный час «Святыни человеческой души, или Спешите делать добро»

Цель: Становление нравственно-зрелой личности, воспитание нравственных качеств.

Задачи:

1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание ,святыни человеческой души.

2. Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору

3. Воспитывать нравственные чувства, социально-активную личность.

4. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки, добрые дела.

Оборудование: мультимедиапроектор, видеоролики, аудиозапись

НА ДОСКЕ

Душа человека — святыня, которую никто не имеет права втаптывать в грязь. Самая страшная мука на свете — бессилие, сжирающее тело после того как над душой надругались…

Харуки Мураками

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Умерсон У.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

2. Мотивация. (5 минут: 3 минуты ролик + 2 минуты обсуждение)

Просмотр ролика «Жизнь за 2 минуты»

— Какие чувства и мысли вызвал у вас ролик?

— О чем заставил задуматься?

— Что надо сделать, чтобы рассказ о вашей жизни не уложился в 2 минуты?

Человек, как звезда рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда рождается –

Чтоб светлее стала Вселенная.

(Д.Голубков)

Человек, как звезда рождается, чтоб светлее стала Вселенная…

- Какими нравственными качествами он должен обладать, “чтоб светлее стала Вселенная”?

Тема нашей встречи – «Святыни человеческой души, или Спешите делать добро»

Что значит «Святыня»?

Святыня - Предмет или место религиозного поклонения

Святыня То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым

Что в вашем понимании значит выражение «святыни человеческой души»? Какие нравственные качества можно отнести к святыням?

При подготовке к классному часу мы с вами проводили небольшое исследование, вы ранжировали нравственные качества, святыни, которыми на ваш взгляд должен обладать современный человек. При диагностике частоты выбора нравственных качеств вы отдали первенство честности – 70%, совесть на 2 месте -60%, поставив доброту на 3 место -50%. Далее в рейтинговом ранжировании следуют: милосердие, ответственность, мужество и т.д.

Мужество

Уступчивость

Ответственность

Доброта

Совесть

Милосердие

Честность

Порядочность

Благородство

Правдивость

Скромность

Терпение

Честность — 70%

Совесть -60%

Доброта - 50%.

Милосердие – 50 %

Ответственность – 40 %

Мужество – 40% Порядочность 40% Терпение – 40 % Благородство – 40% Уступчивость – 20% Правдивость – 20% Скромность – 10%

Л.Н.Толстой сказал: «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». Поэтому сегодня мы снова будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях, о святынях души, о добрых делах,

3. Этап актуализации знаний. (2 минуты)

А как вы понимаете, что это значит – быть добрым?

Быть добрым в мыслях — это …………

Быть добрым в словах – это……………..

Быть добрым в делах – это……………….

(Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне)

Ведь как сказал Л.Н.Толстой: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».

4. Основной этап

1. (этап размышления). (2 минуты)

Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.

Попробуем написать на солнечных лучах, на кого нам хотелось бы свои добрые мысли, слова, поступки направить?

Я

Родители. Близкие.

Друзья. Одноклассники.

Знакомые.

Незнакомые.

Окружающие.

- Почему стрелки направлены в обе стороны?

Вывод: Добро порождает добро.

И опять на память приходят слова Л.Н.Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».

2. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?

Работа в группах. (5 минут: 3 минуты обсуждение + 2 минуты ответ)

Прежде, чем вы начнете работу в группах, хочу напомнить вам правила общения:

Правила общения:

1. Искренность и честность в ответах.

2. Запрещение критики. Каждый говорит все о себе, а другие в это время не

высказывают своей точки зрения.

3. Не разрешается перебивать товарища при ответе.

4. Стараться быть точным и кратким в ответе.

Ситуация 1.

Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.

Как вы поступите?

Ситуация 2.

Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.

Как вы поступите?

Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.И если когда-то кому-тоПоможет твоя доброта,Улыбка твоя поможет,Ты счастлив, что деньНе напрасно был прожит,Что годы живешь ты не зря!

3. «Волонтерство»

Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем. В настоящее время в нашем государстве большое внимание уделяется добровольческому движению, волонтерству. Ставка делается на молодежь. А кто такие волонтеры, чем они занимаются, на что направлена их деятельность вы знаете

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой. Л.Н.Толстой

Волонтерское движение есть и в нашей школе. И некоторые из наших лицеистов являются официальными участниками волонтерского движения . А остальные , сами того не подозревая, являются неофициальными участниками волонтерского движения. Достаточно вспомнить все акции и мероприятия, в которых мы участвовали на протяжении последних лет. И даже буквально недавно прошла в нашей школе «Неделя добрых дел», в которой вы участвовали.

(просмотр фото). Узнаете себя?

Но это были мероприятия общешкольные, в которых вы были где-то организаторами, а в большей степени активными участниками.

Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. ^ Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. 

Пословицы недаром молвятся…

Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро»«доброта»«добродеяние»«От добра – добра не ищут» или «Не делай добра – не получишь зла». Ваши мнения по – поводу этих высказываний.По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не знала, что делает правая. Хотя иногда очень хочется, чтоб твой добрый поступок по отношению к кому-нибудь заметили и оценили. 

А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным». Нужно делать добро из-за того, что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано ничего не должен, вы этого сами захотели.Существует еще одно высказывание «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Такие разные трактовки выражают один общий смысл: «От добра – добра не ищут, от овса кони не рыщут». В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого мужчину подвергают торжественному посвящению – обряду. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждению балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его были добрыми. Пусть он будет мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они также будут детьми человека, а не зверя, добрыми людьми.ПРИТЧАВспомним ещё одну древнюю притчу. Однажды Бог встретил Человека и сказал ему: «Проси у меня все что хочешь, только помни, что твоему соседу я дам вдвое больше». Человек надолго задумался, а потом сказал: «Господи, выколи мне один глаз». 

Как вы оцениваете моральную позицию этого человека?У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Объясните это высказывание с точки зрения морали.

В сценке участвуют 4 героя: Автор, Человек, Положительное «Я», Отрицательное «Я». В центре стоит Человек, позади по обе стороны от него стоят Положительное «Я» и Отрицательное «Я».Положительное «Я» – в белом брючном костюме, в белой шляпе, с белой тростью в руках.Отрицательное «Я» – в черном брючном костюме, в черной шляпе, с черной тростью в руках.Человек – в чернобелой одежде без шляпы и без трости.Автор стоит в стороне и держит две шляпы: белую и черную.Автор:Как странно все ж устроен человек:Нам кажется, что все в нем симметрично.Невидимая нить из века в векСоединяет части идентичны.На это глядя, можем мы решить,Что так же и с симметрией души.Сущность человека непонятна,Нам не узнать, что у него внутри,И в светлых душах возникают пятна,А в черством сердце проблески зари.Человек:Я хочу рассказать, как боролись во мнеДва начала: добро и злосчастье.Они спорили так, что, казалось, в огнеПогибала я ежечасно.Положительное «Я»:Человек обязан добрым быть,Людям радость и тепло дарить,Быть отзывчивым и верным,Всем всегда служить примером.Отрицательное «Я»:Фу, зачем мне быть примером,Ведь гораздо веселейБеспощадным быть и сквернымИ обманывать людей.Положительное «Я»:Нет, забудем разногласья,Ведь мир важней всего на свете,И каждый должен жить в согласии,Коль все живем мы на планете.Отрицательное «Я»:Зачем нам эти все сомнения,Раз можно жить, как хочешь сам.Не важно всем знать твое мнение,Не буду верить я словам.Положительное «Я»:Совесть, искренность, доброта–Вот к согласью и миру дорога,А где верность, любовь и души красота,Там и счастья окажется много.Произнося слова Положительное «Я» и Отрицательное «Я» все ближе подходят к Человеку и наконец обнимают его с обеих сторон. Каждое «Я» тянет Человека к себе.Человек освобождается от Положительного «Я» и Отрицательного «Я». Они возвращаются на свои места.Человек:Остановитесь!Я выбираю мир, я приняла решенье,Ведь ничего главней на свете нет,Чем удержать его в согласии, в примиренье,Ведь за него боролись много лет.Память о погибших,Любовь к земле родной–Вот цель нашей жизни,Стремитесь к ней со мной!Я говорю, что жизньпрекрасна,Хоть иногда бывают ссоры,Но мы должны стремитьсяк счастью,Преодолевая все раздоры.Запомнить надо нам слова,В них важное значенье есть:Единство, равенство и братство,Патриотизм, и долг, и честь.Доброе братство милее богатства,Доброе братство – мир и покой.Если всем вместе за руки взяться,Станет светлее над нашей землей.Доброе братство многое значит–Это уверенность в завтрашнем дне.Верю я, может доброе братствоСделать, чтоб не было войн на земле.Автор подходит к Человеку, надевает на него белую шляпу и произносит заключительную речь.Автор:Мы обращаемся к людям планеты!Хватит ругаться, давайте дружить,Вместе давайте: вы, он, я, ты–Жизнью на этой земле дорожить.

Обсуждение и вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.

Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым — трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Смотрите друг на друга по – доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость.

А я сегодня благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей.

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

  Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело,

Тем живём на земле.

Относись к людям так, как хотел, чтобы они относились к тебе.

Все наши действия и поступки возвращаются нам бумерангом, и не важно какие они — плохие или хорошие. А если вы хотите жить в мире любви и добра, то дарите это людям. Как дарят добро по цепочке герои этого ролика. Достаточно позитивного и приятного. И дарит добро строитель, который всего лишь помог подняться упавшему мальчику. Потом добро возвращается к нему . Именно на такой позитивной ноте мне хочется закончить нашу встречу, так как ДОБРО,МИЛОСЕРДИЕ, на мой взгляд, самые главные СВЯТЫНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ.

Просмотр ролика «Делай добро, и оно к тебе вернется»…

Хотелось бы , чтобы вы высказались о том, что узнали сегодня, в каких мыслях и решениях стали более уверенными.

Проведем рефлЕксию с помощью «Я» — высказываний (у каждого ученика)

Дополните фразу:

-Я сегодня узнал, что…

-Я подумал о…

-Я стал более уверен в том, что…

-Я понял, что…

-Я испытывал чувства, настроение…

ПЕСНЯ

Шура — Твори добро

Руки твои сильныеТы защити слабогоМысли твои верныеТы научи глупогоГлаза твои, твоя душаДобрая и чистаяДари ее томуКому больно одномуТвори добро на всей землеТвори добро другим во благоНе за красивое спасибоУслышавшего тебя рядомТвори добро на всей землеТвори добро другим во благоНе за красивое спасибоУслышавшего тебя рядомЯ долечу до небаЯ накричусь досытаЯ расскажу все тайны дняДосветлаЯ долечу до небаЯ накричусь досытаЯ расскажу все тайны дняДосветлаТвори добро на всей землеТвори добро другим во благоНе за красивое спасибоУслышавшего тебя рядомТвори добро на всей землеТвори добро другим во благоНе за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом