классный час Всё начинается со сказок

Всё
начинается
со сказок

Конспект открытого

классного часа

составила

классный руководитель

Родина О.В.

Конспект открытого классного часа, посвящённого дню воспитателя

“Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит”.Саади

Цель: Воспитание культурно просвещенного, всесторонне развитого человека, воспитание уважительного отношения к профессии воспитатель, способствование развитию мышления и познавательной активности.

Задачи:

1.Познакомить ребят с историей воспитания

2.Познакомить с понятиями воспитание и воспитатель

3.Способствовать развитию творчества, духа соперничества через викторину сказок.

Ход классного часа

1.Презентация «День воспитателя»

Текст к презентации:

(слайд 1) По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Ну а соответственно воспитатель — в общем смысле человек, осуществляющий воспитание.

Давайте заглянем немножко в прошлое и посмотрим, с чего же начиналось воспитание у наших предков и, какое событие послужило тому, чтобы в России мы стали официально отмечать день воспитателя.

(слайд 2 и 3) Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

(слайд 4 и 5) Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира Мономаха детям” Он (1053—1125) призывает детей прежде всего:

-Иметь страх Божий в сердце и творить добро,

-Не забывать о молитве,

-Не пренебрегать учением и приобретением знаний

Князь старается внушить правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает чисто практические советы:

всегда почитать старших;

на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения;

в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием;

не позволять своим слугам причинять вред крестьянам;

любить жену, но не давать ей власти над собой.

(слайд 6) Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться. Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Ими были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия.

(слайд 7) О характере и направлении семейного воспитания на Руси в периодXVI века дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, — “Домострой”.В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы — сыновей.

(слайд8) Указом Петра 1725 года «поведено было учить в академии геометрии и тригонометрии, всякаго звания людей, кто пожелает, во всякия потребы — в церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство». Однако с учреждением академии запрещалось учиться дома. Виновные в нарушении этого приказа подвергались конфискации имущества.

(слайд 9) Постепенно отношение к домашним воспитателям меняется и в правление Екатерины II Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей. «Первым правилом воспитатель должен поставить себе то, что-бы заблаговременно исследовать способности воспитанника… Внутренняя наклонность всегда готова раскрыться в нас; надобно токмо удачно тронуть ее»

(слайд 10 и 11)В то же время был выпущен Указ, наказывающий гувернёрам и учителям-иностранцам иметь аттестаты Академии наук или Московского университета (с 1804 года аттестаты выдавали также гимназии). Не имеющим аттестатов грозила высылка из страны. Специально для подготовки гувернанток был основан институт благородных девиц, более известный нынешнему поколению как Смольный. Женская семинария (Смольный институт) содержалась на средства императрицы. Девушек обучали истории, географии, русскому, французскому, английскому, итальянскому, немецкому языкам, а также музыке и рисованию. Девушки из средних слоев учились также кулинарному искусству (печь пироги, сбивать масло и т.д.).

(слайд 12 и 13) История российского дошкольного образования начинается с имени Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада. Аделаида Семеновна , закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Затем Симонович поехала учиться в Швейцарию. Вернувшись в Петербург в 1866 году, Аделаида Семеновна при поддержке своего мужа открыла первый в истории России детский сад. В это время ей было 22 года. Одновременно супруги Симоновичи стали издавать первый российский журнал «Детский сад», посвященный вопросам дошкольного воспитания.

(слайд 14) Благодаря этой замечательной женщине и талантливому педагогу с 2004 года принято решение отмечать день воспитателя в России.

Есть ли у вас вопросы по нашей презентации? (ответы на вопросы)

Переход к викторине

Воспитание ребёнка начинается с самого раннего детства, и мы подобно нашим предкам древним славянам начинаем со сказок. Вот как об этом говорил Константин Дмитриевич Ушинский (слайд 15): “сказки — это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.

Я предлагаю сейчас всем и ребятам и нашим гостям прикоснуться ещё раз к «…педагогическому гению нашего народа». Я представляю наше независимое жюри (воспитатели класса) и прошу его внимательно считать количество правильных ответов. Мы начинаем викторину по сказкам.

Задание 1.Разминка первой команды. Вам надо ответить на 10 вопросов, если вы не знаете ответа , говорите дальше и мы переходим к следующему вопросу.

1.Петушок на дворе нашел бобовое зернышко. Хотел проглотить и … проглотил подавился (+) потерял его

2.Сколько животных встретилось Колобку? Трое Четверо (+) Пятеро

3.Почему медведь, лиса, заяц и волк не смогли съесть бычка? (сказка «Бычок — смоляной бочок».) Они уже наелись. Прилипли (+) Бычок сумел убежать

4.Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? Волка Зайца (+) Медведя

5.Первой поселилась в Теремке Мышка-норушка. А кто поселился в Теремке третьим? Лягушка-квакушка Зайчик-побегайчик (+) Волчок-серый бочок

6.Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? Поросячье Коровье (+) Лошадиное

7.Кого первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди», отправившаяся на поиски брата? Яблонька Печь (+) Речка

8.Какой сестры не было у Ивана — царевича в сказке «Марья Моревна»? Елена – царевна (+) Ольга-царевна Анна-царевна.

9.Куда ездили Иван и его братья биться с чудом-юдом в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»? на Чудское озеро в Киев-град на реку Смородину (+)

10.Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке? из березы из сосны (+) из липы

Разминка второй команды

1. Каков излюбленный прием русских народных сказок?

двукратное повторение троекратное повторение (+) четырехкратное повторение пятикратное повторение

2. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?

летом осенью зимой (+) весной

3. Куда упала стрела старшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?

на царский двор на боярский двор (+) на купеческий двор в болото

4. Василиса Прекрасная в трудную минуту обращалась за советом…

к куколке (+) к волшебной книге к коту ученому к Бабе-Яге

5. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути…

яблоньку печку (+) дом Бабы-Яги молочную реку — кисельные берега

6. Кто во всем помогал Крошечке-Хаврошечке?

овечка козочка лошадка коровушка (+)

7. «Битый небитого везет…». Из какой сказки эти слова?

«Кот и лиса» «Маша и медведь» «Волк и семеро козлят» «Лисичка-сестричка и серый волк» (+)

8. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?

петух (+) волк медведь заяц

9. В какой из этих сказок высмеивается жадность?

«Каша из топора» (+) «Хорошо, да худо» «У страха глаза велики» «Как мужик гусей делил»

10. Какое вознаграждение за работу обещалось девушке в сказке «Как поп работницу нанимал»?

1 рубль в день 1 рубль в неделю 1 рубль в месяц 1 рубль в год (+)

Задание 2 . Сказочная география. Вопросы задаю поочерёдно командам, если команда затрудняется дать ответ , а команда соперников знает ответ, то команда соперников может ответить

Как называется одно из стихотворений Бориса Заходера?«География всмятку» +«География вкрутую»«Жареная география»«Сырая география»

2. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»?ВеликаяСтудёнаяСмородина +Девичьи слёзы3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»?на северна западна югна восток +4. На берегу какого моря жил столяр Джузеппе из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?Средиземного +ЧерногоКрасногоЭгейского5. Где жил Чебурашка (сказка Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья») до встречи с людьми?в зоопаркев Антарктидев тропическом лесу +на фабрике игрушек6. Кратеры каких вулканов Снежная королева в сказке Г. Х. Андерсена называла чёрными котлами?Кракатау и ГеклаВезувий и Этна +Тоба и ТамбораТаупо и Лаки7. Планету, на которой жил географ, Маленький принц в одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери посетил…первойтретьейчетвёртойшестой +8. На какой железнодорожной станции была обнаружена потеря собаки в стихотворении С. Я. Маршака «Багаж»?Дно +ДибуныБологоеПоповка9. Страна Веселия, повелителем которой был король Эфроим I Длинныйчулок в сказке А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», — это…планетаостров +корабльвоздушный шар10. «Как я рад, как я рад, что поеду в Ленинград!» Из какого произведения эта фраза?«Дядя Стёпа» (С. В. Михалков)«Бармалей» (К. И. Чуковский) +«Вредные советы» (Г. Б. Остер)«На горизонтских островах» (Б. В. Заходер)

Задание 3. Современная интерпретация . Я называю сказку в современной интерпретации, а вы её оригинальное название. Вопросы командам звучат поочерёдно, последний вопрос для всех – кто быстрее ответит.

1.Сказка об ограничении права квартирантов в жилых кооперативах. Три медведя Зимовье зверей Теремок (+)

2.Сказка об экологической роли волков как санитаров по уничтожению парнокопытных. Волк и семеро козлят (+) Волк и теленок Волк и лиса

3.Сказка о недостатке материальных средств жителей российской деревни. Снегурочка Курочка Ряба (+) Кузьма Скоробогатый

4.Сказка об избыточном употреблении нитратов при выращивании овощей. Вершки и корешки Репка (+) Бобовое зернышко

5.Сказка о несовершенном методе выпечки хлеба. Колобок (+) Царевна-Лягушка Марья-Моревна

Задание4. Надо подумать. Вопросы сложные, но я верю, что вы справитесь.

1. Льюис Кэрролл, автор книги о приключениях Алисы в стране чудес, свои научные труды печатал под настоящим именем. Каким?

Альфред Нобель Чарльз Доджсон *Чарльз Дарвин

2. Всему миру известно, что автор книг о Томе Сойере и Гекльберри Финне — Марк Твен. Это псевдоним, а какое настоящее имя?

Самюэль Клеменс *Эмиль Герцог Нефтали Рейес

3. Великий русский писатель лишь одну книгу выпустил под псевдонимом В.Алов. Кто это?

А.П. Чехов Л.Н.Толстой Н.В. Гоголь * (выпустил Ганца Кюхельгартена)

4. Из какой фамилии образовал свой псевдоним Александр Грин?

Гринев Гриневский *Гринченко

5. Кто скрывается под псевдонимом Г.Л.Олди?

Сергей Лукьяненко Ник Перумов Олег Ладыженский и Дмитрий Громов *

6. Назовите настоящую фамилию Б.Акунина.

Григорий Чхартишвили *Анджапаридзе Кургинян

Я попрошу независимое жюри огласить результаты нашей викторины (оглашаются результаты, вручаются маленькие шоколадки)

Я начинала нашу встречу словами Саади, а закончить хочу словами Р. Эмерсона:

«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.» Я желаю всем нам уважения, давайте уважать друг друга и тогда мы сможем сделать мир чуточку прекраснее. На этом наш классный час завершён, всем спасибо все свободны.