классный час Трагедия не должна повториться

МКОУ ОС(С) СО Школа № 92

Сценарий классного часа
«Расстрелянное детство или трагедия может повториться»,
посвященный жертвам террористического акта в Беслане.
Северная Осетия.

Разработка: воспитатель,

учитель русского языка и литературы

Зирка Наталья Иосифовна

г. Железногорск-2013г.

Классный час

«Расстрелянное детство или трагедия может повториться»

Для меня не важно, на чьей стороне сила;

важно то, на чьей стороне право.

В.Гюго

Великий французский поэт, романист,

драматург, общественный деятель

Тот, кто не помнит своего прошлого,

осужден то, чтобы пережить его вновь.

Д. Сантаяна

 Американский философ-идеалист, писатель, поэт. 

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.

Задачи:

Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».

Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их.

Развивать потребность в сострадание и соучастие к жертвам терроризма.

Развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происходящих в государстве и обществе, умении защищать свое достоинство.

Воспитывать неприятие насилия и жестокости, отрицание терроризма как явления.

Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.

Учить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.

Форма: беседа.

Оборудование: доска меловая; доска интерактивная; презентация (фильм) к классному часу; бутылки с водой, цветы; стенгазета о событиях в Северной Осетии 2004 г с вырезками из газет того времени; листочки на столах учащихся; записанные слова на доске «террор», «терроризм», «террорист». На протяжении всего классного часа идет фильм (презентация), смонтированный силами учащихся

Структура мероприятия:

Подготовительный этап

Проведение мероприятия

Рефлексия

Подведение итогов

Ход мероприятия:

Подготовительный этап

Деятельность воспитателя (В) и учащихся: изучение методической литературы, подготовка материалов, написание сценария.

Проведение мероприятия

В — Наша страна мирно живет более 60 лет. Выросло поколение, не знающее, что такое война. Но XXI век принес Земле новые беды, символом которых стало слово «терроризм». Вот только некоторые цифры.

Звучит отрывок из произведения В.А.Моцарта «Реквием по мечте» (2 мин) Самые крупные теракты в мире в XXI века.

Историческую справку читают учащиеся 9 класса «в».

1 ученик.

2001 год 11 сентября США. Два пассажирских самолета, угнанные террористами, врезались в здания-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, полностью разрушив их. По официальным данным, в Нью-Йорке погибло 2749 человек.

2 ученик

2002 год 12 октября  Хельсинки. В здании торгового центра Мюрманни на детской площадке 20-летний студент взорвал бомбу. Погибли 7 человек, 2 из них дети.

3 ученик

В ночь на 13 октября  Индонезия, Бали . В результате серии взрывов, осуществленных террористами-смертниками, погибли около 190 человек…

1 ученик.

27 ноября Кения. Теракт против израильских туристов. Погибли 17 человек.

2 ученик.

2003 год. В ночь с 12 на 13 мая Саудовская Аравия. В результате серии взрывов погибли 34 человека.

3 ученик.25 августа Индия, порт Мумбай. Приведены в действие бомбы, заложенные в такси. В результате теракта 52 человека погибли, 150 получили ранения.

1 ученик.В ночь на 9 ноября Саудовская Аравия. В жилом комплексе Эр-Рияда прогремело несколько взрывов. Полностью уничтожено 10 вилл, повреждено 100 зданий. В результате теракта погибли 18 человек, более 120 получили ранения. Среди пострадавших граждане более 10 стран.

2 ученик.15 ноября  Стамбул (Турция) Были взорваны самодельные бомбы. В результате терактов погибли 24 человека, около 300 получили ранения.

3 ученик.20 ноября  в Стамбуле прогремело пять взрывов. В результате терактов погибли 28 человек, 450 человек получили ранения.

1 ученик.

2004 год. 6 февраля  Россия. В поезде московского метро следовавшем по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» террорист-смертник привел в действие закрепленное на собственном теле взрывное устройство. В результате теракта погиб 41 человек, около 250 получили ранения.

2 ученик. 11 марта Мадрид. В результате серии взрывов,  прогремевших на мадридском вокзале Аточе, погиб 191 человек, 1800 получили ранения. По оценкам экспертов, это был самый смертоносный теракт на европейском континенте после окончания Второй мировой войны.

3 ученик.

С 1 сентября по 3 сентября. Россия. Северная Осетия.1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников, захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа.

1 ученик.

Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.

2 ученик.

Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Она потрясла весь мир своей жестокостью и не имеет аналогов в истории человечества.  Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей.

3 ученик.

Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней.

Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

Звучит отрывок из произведения В.А.Моцарта «Реквием по мечте» (1 мин)

В. Наш классный час мы посвящаем маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни.

Ролик о захвате школы заложниками(10мин)

Выстрелы. Крики. Ругательства террористов. Все вместе: учителя, родители, дети. Прижавшись, друг к другу. Молясь и проклиная, страдая и негодуя, все вместе и по разную сторону: заложники и захватчики.

1 ученик.

Мне не забыть тех страшных дней:Потоком кровь с телеэкрана,Меж пуль свистящих и огнейМельканье лиц детей Беслана.

Мне не забыть плач матерейВ объятьях траурного одеянья.Их лица выглядят старейС печатью горя и страданья.

2 ученик.

Мне не забыть тех нелюдейПод маской дьявольского ухмыленья.Прикрывшись мерзостью идейСвои творивших преступленья.

Без слов – одна лишь боль,Убитых горем матерей рыданье.О, Господи, скажи докольНазначил людям ты страданья?

3 ученик.

3 ученик.

От рук бездушных палачейДетей загубленных, безгрешныхТеперь заменит свет свечей,Но не излечит безутешных.

Не раздается детский смех,Один лишь плач и боли стонОстанется нам, как на грех – На память погребальный звон.

Рефлексия.

В





Бесланская трагедия. Так и хочется крикнуть: не спешите, остановитесь!

Сейчас, совсем скоро все кончится! Черным цветом окрасятся деревья цветы, небо, солнце, люди и дети…. и сегодня смотреть хронику тех лет невозможно без слез. Больно, невыносимо больно….

Какие ассоциации вызывают у вас слова «террор», «терроризм», «террорист»

Тероризм — это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети

(обсуждение 10мин).

Дети, которых родители никогда больше не дождутся в отчий дом. В течение трех дней без еды и питья их держали в начиненном взрывчаткой спортзале.

В разрушенном спортзале бесланской школы №1 не стали делать ремонт. Здесь открыт мемориальный комплекс и проходят панихиды по погибшим. Вместе с цветами погибшим приносят бутылки с водой. В последние дни жизни в душном спортзале дети испытывали муки от жажды

Ролик — Беслан. Поет М. Михайлов, памяти жертв трагедии 2004 г.

В результате теракта погибло свыше 1% населения города) из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих. Половина погибших — несовершеннолетние лица. Свыше 500 человек было ранено.

1 ученик.

Почему я так близко к сердцу все принимаю?Почему равнодушной никогда не бываю?

Тяжело мне смотреть на израненных болью.Тяжело понимать, что причастны невольно. (Ек. Шанина)

2 ученик.

Годы пройдут, не забудется горе

Все будут помнить плач матерей

И навсегда вы останетесь в сердце

Те, кто погиб, спасая детей…

3 ученик.

Давайте сегодня вспомним тех, кто с первой до последней минуты были вместе со школьниками, тех, кто не жалея своей жизни спасал детей в школе…

В Учителя, как капитаны, уходили последними

В невыносимые, мученические дни и ночи учителя школы, как могли, изо всех сил поддерживали ребят из своих классов. Среди стонов, криков, боли и бессилия, которыми была буквально перенасыщена атмосфера спортивного зала, учителя держались чрезвычайно стойко и достойно: поддерживали взрослых, утешали детей, побуждали верить, что кошмар закончится и эту надежду вселяли в пленников. Из 64 человек педколлектива злой участи заложников счастливо избежали только 10 преподавателей: они попросту опоздали на торжественную линейку, решив, что она, как обычно, состоится в 10 часов утра. Но торжественное мероприятие решили провести в 9.30 утра — «по холодку» разгоравшегося знойного дня. А через несколько минут начался безумный водоворот кошмарных событий. 54 педагога, среди которых были и четыре юные учительницы (для них это был первый рабочий день), вместе со своими классами оказались в кромешном аду.

Кадр фильма. Список погибших педагогов беслановской школы N 1:

1. Ханаева Ирина Захаровна, учитель начальных классов.

2. Черджиева Роза Тимофеевна, учитель начальных классов.

3. Бекмурзова Зарема Гавриловна, учитель математики.

4. Назарова Надежда Иванова, учитель биологии.

5. Каряеева Эмма Хасановна, учительница начальных классов.

6. Тебиева Альбина Владимировна, преподаватель осетинского языка и литературы.

7. Хетагурова Таисия Каурбековна, учитель осетинского языка и литературы.

8. Руденок Наталья Александровна, учитель изобразительного искусства.

9. Михайлов Александр Михайлович, учитель по труду.

10. Каниди Иван Константинович, учитель физкультуры.

К огромному несчастью, этот список погибших наверняка неполный. До сих пор одиннадцать учителей и сотрудников школы числятся в списке без вести пропавших. Вот имена, которые удалось узнать:

1. Аликова Альбина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.

2. Аликова Дарина Батуевна, учитель истории.

3. Азиева Злата Сергеевна, учитель информатики.

4. Соскиева Ольга Николаевна, учитель начальных классов.

5. Бадикоева Светлана Ахметовна, завхоз школы.

Некоторых близкие и родные, друзья и коллеги не смогли найти их ни среди живых, ни среди мертвых, не нашли даже их тела, т.к. после обвала крыши и сильного пожара в спортивном зале остались сотни обезображенных до неузнаваемости трупов.

Спасенные с благодарностью вспоминают, как бойцы спецназа бросались на гранаты, принимая их взрывную волну на себя. Один из военных, стоя во весь рост на столе посреди столовой, гасил сопротивление террористов в то время, когда заложники проползали между его ногами к окну, где их принимали другие спецназовцы.  Офицеры действовали не по своим жестким инструкциям, а по-людски. Они просто спасали детей, не думая о себе, подставляя грудь, заслоняя собой ребятишек

Во время штурма здания погибли 10 бойцов ЦСН ФСБ — самое большое количество потерь в ходе одной операции за всю историю российского спецназа. В числе погибших все командиры трёх штурмовых групп:

подполковник Олег Ильин, прикрыл бегущих детей и сотрудника МЧС отвлек внимание террористов на себя. Получил осколочное ранение. Ценой собственной жизни спас сотрудников штурмовой группы и обеспечил уничтожение остальных бандитов.

подполковник Дмитрий Разумовский (оба — «Вымпел») выявил новую огневую точку и, отвлекая внимания на себя, ворвался в помещение, из которого бандиты вели огонь по беззащитным школьникам. Получил смертельное ранение, спасая заложников.

и майор Александр Перов («Альфа»).Упреждая разрыв гранаты, закрыл собой 3 заложников. Получив смертельное ранение. Продолжал, пока билось сердце, руководить действиями своей группы.

Все трое были посмертно представлены к званию «Героя России».

Год спустя после этих страшных событиях в Беслане открылся мемориал, посвященный безвинно погибшим детям.

Теракт в Северной Осетии никого не оставил равнодушным: во всех уголках мира появились памятники и монументы, чтобы люди никогда не забывали о той страшной трагедии, и когда ее не повторили.

Кадры. Памятники о трагедии в Беслане.

1 ученик.

Наш день оставит в жизни след.А может быть, и нет.Какой же след оставишь ты?Падешь во тьму из пустоты?В потемках нам не разобрать,Куда идти, за кем шагать.Но мрак не вечен — виден свет.Свет — это след чужих побед.Его зажгли в кромешной тьме,

Те, кто желал добра тебе.Быть может даже, что ониОтдали жизнь за те огни,Чтоб в жизни ты искал побед!Какой же ты оставишь след?..След, чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет?

Рефлексия.

В.

Человек стал агрессивным от того, что им руководят, от того что всегда чего -то ему не хватает .Деньги это не главное на земле , но без них на данный момент ни как не прожить на земле .Подумай если бы у каждого человека было достаточно денег …Что бы тогда было .. (обсуждение)За этим всем стоит огромная сила, придумана система, чтобы люди стали злее , нуждались постоянно в чём — то. Ей выгодно, чтобы мир стал таким, как сейчас: непонимание, зависть, злоба, война, кровь, смерть безвинных детей и стариков. Но есть и другая система, которая пытается сделать мир намного добрее, чтобы человек стал добрее. Каждый человек может изменить всё плохое, что есть в этом мире…Меняя свои мысли, мы учимся принимать правильные решения. Мы меняем Мир в лучшую сторону.

10 минут на игру.

Игра «Цветик-семицветик». Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, прикрепив лепесток, высказывает свои добрые пожелания, какими должны быть люди, чтобы вновь на Земле не повторилась трагедия Беслана.

В. — Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

1 ученик. Сегодня мы вспомнили детей, которые так и остались в своем детстве. Они никогда не станут взрослыми, а наш мир оскудел талантами тех детей, которые так и не смогли его раскрыть. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на Земле.

2 ученик. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Только тогда Зло будет повержено, а дети смогут вырасти и стать взрослыми.

В.- В нашей книге осталось еще много непрочитанных страниц, но все они отделены от нас пространством времени.

3 ученик. А вот сколько их появится впереди—это зависит только от нас с вами, от того, какими делами наполним мы нашу с вами жизнь.

Мы все хотим, чтобы маленькая страна детства была счастливой! (все вместе)