классный час Строим дом своего здоровья

Классный час: «Строим дом своего здоровья»

Цель: Формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

Задачи: Расширение представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье. Рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем. Моделирование собственной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью.

Форма проведения: Обучающий семинар с элементами тренинга.

Ход классного часа

Классный руководитель: Существует несколько трактовок понимания здоровья. Например, здоровье, как отсутствие заболеваний. А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

Возможные ответы:

«Это когда о нем не вспоминаешь»

« Здоровье – это хорошее самочувствие»

«Здоровье – это условие выживания»

«Здоровье – это то, что дается природой, и тут уж ничего не поделаешь»

«Это то, о чем начинаешь заботиться, когда оно наполовину утрачено»

Классный руководитель: Спасибо за интересные определении, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания.

Итак, мы начинаем наш разговор.

Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века.

Если мыслить образно, то ваше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из вас. Каким он будет – кривым, покосившимся или крепким и долговечным? Может ли сам человек повлиять на свое здоровье? Стоит ли строить «дом своего здоровья»?

Прошу вас включиться в спор

«Левые» против такого строительства. Их главный довод: «Не мешай природе, а там уж как повезет».

«Правые» наоборот уверены в том, что нужно прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.

1

«Левые»

«Правые»

Если человек родился болезненным, то тут

уж ничего не поделаешь.

Суворов: в раннем детстве был хилым и болезненным, но после упорной работы над со-

бой стал сильным и всеми уважаемым полководцем.

Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.

Но и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.

Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди живут бедно и едят то, что есть

Здоровая пища вовсе не дороже привычной. Просто в ней больше фруктов, овощей.

Все вокруг твердят, что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков!

У нас в школе есть спортсмены и учатся они не хуже других. Значит, находят время.

Можно увидеть маленького ребенка, а он уже в очках! Когда же он успел растерять зрение?

Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для

него, а что плохо.

На подготовку домашнего задания надо отводить 2,5-3 часа, иначе вредно для

здоровья

Часто дети не могут правильно заниматься: не умеют

Распределить время, часто параллельно смотрят телевизор, не делают во время работы пауз.

У меня два дедушки. Один курит, другой нет

Тот, кто не курил — давно умер, а курящий

Живет. Может курение полезно?

Просто второй дедушка генетически крепче. Но если бы он не курил, то прожил бы лет на 10 больше

Спорщики должны прийти к единому мнению, что здоровье надо «строить».

Классный руководитель: Итак, мы «расчистили место» и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте попытаемся перечислить, что же влияет на здоровье человека?

Наследственность.

Образ жизни.

Окружающая природа.

Качество медицинских услуг.

Что, на ваш взгляд, из перечисленного составляет фундамент здоровья? (наследственность)

Слово предоставляется группе учащихся, которая занималась поиском информации о влиянии наследственности на здоровье человека.

2

1 ученик:

Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (срок жизни не менее 80-85 лет) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

Полезно поинтересоваться здоровьем своих родственников старшего поколения, так как предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, онкологические заболевания. Другой пример, медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к нему может передаваться по наследству. Говоря бытовым языком, человек легко и быстро втягивается в пьянство и спивается. Однако, тягу к «спиртному» можно предупредить и скорректировать соответствующим образом жизни.

Итак, мы закладываем этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья.

Классный руководитель: Как вы думаете, что будет следующим строительным материалом? (образ жизни)

Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни?

Здоровое питание.

Двигательная активность.

Режим труда и отдыха.

Регуляция эмоционального состояния.

Второй ученик: Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт тоже увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки.

Длительный сон (свыше 10 часов) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения.

Доказано, агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют ее благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни составляет около 6 лет.

На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, избыточный вес. Положительно влияет образование: среднее удлиняет его на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

Учитель: давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку, и, используя «ключ», самим оценить результат. Обсуждать его ни с кем не надо, а надо просто подумать самому.

3

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет». Вопросы №11-15 предусматривают выбор ответа.

Вопросы:

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

8. Нередко читаю при плохом освещение лежа.

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?





а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

А) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) сосредоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое.

14.Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;

в) подают хороший пример; г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

15.Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов:

по вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Замечательным считается результат, составляющий менее 6 баллов. Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.

4

Учитель: Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу – состояние тревожности.

Учитель говорит о результатах теста.

А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.

Третий ученик:

О загрязнении окружающей среды мы уже неоднократно говорили на экологических уроках. И прекрасно понимаем и знаем, как это плохо сказывается на нашем здоровье.

Сегодня хочется обратить внимание на экологию дома. Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха являются древесно-стружечные плиты, из которых теперь обычно делается мебель. Ее изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала используют пено- или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающее аллергию. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.

Не менее опасно электромагнитное загрязнение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ-печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями.

Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему и приводящие к нарушению сна. Когда включаете громкую музыку, думайте о людях, которым это может нанести вред.

Экология дома – это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это – мысли и душевное состояние каждого человека.

Учитель:

Итак, мы прикрепляем к нашему дому «крышу», которая символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к окружающей природы.

Не в нашей с вами компетенции обсуждать качество медицинских услуг как компонент здоровья.

В сфере медицины достаточно много проблем (это не всегда бесплатное медицинское обслуживание, а, если оно бесплатное, то не всегда качественное, и дорогие лекарства, и не всегда доброжелательное отношение медицинского персонала…) Но мы будем надеяться на лучшее. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание обозначим окном, потому что оно открывает человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.

Итак, мы построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным.

5

1 ученик:

Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (срок жизни не менее 80-85 лет) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

Полезно поинтересоваться здоровьем своих родственников старшего поколения, так как предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, онкологические заболевания. Другой пример, медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к нему может передаваться по наследству. Говоря бытовым языком, человек легко и быстро втягивается в пьянство и спивается. Однако, тягу к «спиртному» можно предупредить и скорректировать соответствующим образом жизни.

Второй ученик:

Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт тоже увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки.

Длительный сон (свыше 10 часов) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения.

Доказано, агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют ее благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни составляет около 6 лет.

На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, избыточный вес. Положительно влияет образование: среднее удлиняет его на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

Учитель: давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку, и, используя «ключ», самим оценить результат. Обсуждать его ни с кем не надо, а надо просто подумать самому.

Третий ученик:

О загрязнении окружающей среды мы уже неоднократно говорили на экологических уроках. И прекрасно понимаем и знаем, как это плохо сказывается на нашем здоровье.

Сегодня хочется обратить внимание на экологию дома. Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха являются древесно-стружечные плиты, из которых теперь обычно делается мебель. Ее изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала используют пено- или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающее аллергию. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.

Не менее опасно электромагнитное загрязнение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ-печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями.

Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему и приводящие к нарушению сна. Когда включаете громкую музыку, думайте о людях, которым это может нанести вред.

Экология дома – это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это – мысли и душевное состояние каждого человека.

Здоровое питание

наследственность

двигательная активность

режим труда и отдыха

эмоциональное состояние

окружающая природа

медицинские услуги