классный час Семья — это то что с тобою всегда

Классный час

«Семья-это то,

что с тобою всегда»

Пояснительная записка

«…В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ — родительский дом». 

В настоящее время вопросы семьи находятся в центре внимания , и школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения..

Семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. На селе широко распространяются вредные привычки среди детей и среди их родителей, нет взаимопонимания между детьми и родителями. Большая часть населения малоимущие и безработные семьи.

Школа многому учит человека в жизни: физике, математике, искусству варить сталь и варить борщ. А вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Поэтому необходим единый учебно-воспитательный процесс, единая образовательная среда, включающая школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью.

В нашей школе реализуется воспитательная программа «Ученик и семья». Ежегодно проходят совместные классные часы с родителями, проводим праздники, которые требуют присутствия родителей «День Матери» ,игра «Устами младенца», в начальных классах- спортивные соревнования совместно с родителями и т.д. Родителям интереснее посещать мероприятия, чем родительские собрания. Поэтому , чтобы привлечь родителей к школьной жизни мы организуем различные внешкольные мероприятия, на которых происходит общение, решение каких-то проблем и одновременно мы доводим в интересной форме до учащихся и их родителей значение семьи, о необходимости организации семейных досугов, семейных традиций.

Проводя такие мероприятия, между детьми и родителями устанавливается тесная связь. Они узнают факторы ,укрепляющие и разрушающие семью. Дети убеждаются , что совместная работа спорится , что вместе веселее и лучше действовать сообща.

Актуальность.

В настоящих условиях становление системы семейного и гражданско-патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия администрации школы, детской организации и родительской общественности, как основу семейного и гражданско-патриотического воспитания школьников.

Необходимо наполнить гражданско-патриотическим содержанием все основные школьные мероприятия, активизировать работу родительской общественности в школьной жизни и каждого родителя в собственной семье. Широкое применение воспитательных технологий — классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ, семинаров, круглых столов, проектной деятельности, бесед, праздников помогают в реализации задач по семейному и гражданско-патриотическому воспитанию.

Главная задача сотрудничества школы и семьи заключается не в насильственном исправлении «неудобных» родителей, а именно в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей. Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Поэтому осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.

Цель всех мероприятий – привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, школы и в воспитательном процессе.

Классный час одна из традиционных форм проведения внеклассных мероприятий ,но в то же время это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Поэтому классные часы в нашей школе являются неотъемлемой частью школьной воспитательной программы «Ученик и его семья», главная идея которой- осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Ход классного часа

Цель:

воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.

Формирование понятия «счастливая семья»;

Осознание ценности семейных отношений.

Воспитание чувства любви к своей семье и гордости  за  нее. Чувства уважения к родителям.

Задачи:

Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья»;

Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности в совместной работе с родителями.

Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Форма проведения: встреча «отцов» и «детей»

Помещение: классная комната

Оборудование: два стола, бумажные листы, авторучки, солнышки.

Учитель: Здравствуйте, дорогие гости и ребята! Большое спасибо папам и мамам, что вы нашли время для нашего разговора..Прежде чем начать наш разговор мне бы хотелось рассказать вам одну притчу, которая называется «Полная ли банка».





Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он ещё вытащил два стакана воды и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся. — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для нескольких стаканов воды — стремление к истине.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о самом важном в жизни каждого человека — о «камнях». Правильно поняли , ведь как говорится в притче камни- это самые главные вещи в нашей жизни- семья, здоровье, дети.

А чтобы нам общалось легче, давайте сядем по кругу. В кругу проще вести открытый разговор. Но нам необходимо будет выполнять следующие правила в процессе нашего общения:

- в кругу все равны;

- говорит один, все слушают, не перебивая;

-можно не отвечать на вопрос , если не хотите или не можете.

Учитель: Попрошу вас разбиться на две команды — это будет 2 семьи. Теперь вы должны выбрать главу семьи, который будет принимать решения.(дети с родителями образуют две семьи).

Л.Толстой сказал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте , пожалуйста на вопросИз чего складывается семейное счастье?

Дается время на обсуждение, затем глава семьи выбирает того, кто будет отвечать.

Учитель: Ваш дом- ваша крепость. Вы приходите домой и отдыхаете душой. Ваш дом теплый , уютный, а чьими стараниями это будет достигаться в вашей семье?

Вопрос- Как распределите вы обязанности в вашей семье?

Командам раздаются листы бумаги с заданиями:

мама

папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Вывод: Есть такая пословица: «Счастье — не птица- само не прилетит».

Если каждый член семьи имеет свои обязанности, свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.

Учитель: В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так-то просто поддерживать тепло в семейном очаге.

Учитель: Вспомните как можно больше пословиц и поговорок о семье.

Вот некоторые из них, которые назвали дети и родители.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Где мир и лад, не нужен и клад.

Лучший клад, когда в семье лад.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своём доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

Доброе братство лучше богатства.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони – недалеко падает.

Своя хатка – родная матка.

Твой дом – твоя воля.

В гостях хорошо ,а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Мой дом – моя крепость.

Семья в куче – не страшна и туча.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

На что и клад, — коли в семье лад.

Дружная семья и землю превращает в клад.

Учитель: Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Вспомните случай, когда вы помогли кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость.

Дети и родители вспоминают случаи из жизни и рассказывают, как это произошло.

Вывод: Когда делаешь кому-то приятно, то и самому приятно, а в сердце расцветают цветы.

Учитель: И сейчас следующий вопрос — Когда в последний раз вы слышали комплимент в свой адрес? А ,вы, кому – нибудь говорили хорошие , приятные слова? Не льстивую похвалу, а самые обычные, доброжелательные слова?

Дети вместе с родителями вспоминают и высказываются.

Нам всем катастрофически не хватает этих слов в общении друг с другом, а в семье тем более. Мы знаем, что такое обиды, горечь, разочарования. А доб-ро-же-ла-тель-ность? Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга? Давайте сейчас мы с вами скажем комплименты друг другу т.е. каждый член семьи говорит комплимент.

Вывод: Есть прекрасные слова из знаменитой песни «…Давайте говорить друг другу комплименты …» Наши любимые домочадцы нуждаются в ласке, доброте и понимании.

Учитель: А всегда ли в доме «хорошая погода»?

Давайте подумаем ,из-за чего чаще всего могут возникать конфликты в семье.( ответы детей).

Учитель: Существует древняя легенда, которую я вам сейчас хочу рассказать.

Давным –давно жила в Древнем Китае удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь , уважение. Слава о семье дошла до императора, и он посетил эту семью.. Убедившись, что молва ничего не преувеличила император спросил у старейшины семьи : « Как вам удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь ,и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?

Ребятам и родителям предлагается отгадать это слово (ТЕРПЕНИЕ)

Вывод: Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными. ВЫ тоже станете родителями. Какими вы будете мамами, папами?

Давайте напишем мудрые советы родителям. Что вы не будете делать? Какие слова вы будете говорить своим детям?

Условия семейного счастья:

Сходство привычек и интересов

Умение уступать в споре, особенно если ты не прав

Равное выполнение всех семейных обязанностей

Совместная забота о детях и совместное воспитание их

Взаимопомощь в любых обстоятельствах

Жить по средствам, довольствуясь малым

Не ставить перед супругом невыполнимых условий

Принимать решения совместно

Учитель: Что на свете всего дороже? — Семья.

А что значит семья? Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Учитель: Закончить наш классный час я хочу чтением сказки.

«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»

Рефлексия:

Круг «От сердца к сердцу» Вы сегодня нашли на занятии пусть маленькое, но солнце своей семьи. Выяснили , что «погода в доме» зависит во многом от нас самих. Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье.

(Дети встают в круг и зачитывают пожелания)