классный час по профориентации

Урок по окружающему миру.

Тема: « Улицы нашего города».

Цели урока: Закрепить знания детей о Мордовии. Познакомить с улицами г.Саранска. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока:

1.Оргомент.

2.Постановка цели урока:

Учитель: На прошлых уроках окружающего мира мы с вами говорили об истории образования городов. К сожалению, в нашем учебнике ничего не сказано о нашей малой родине, республике, где мы живём. Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о нашем крае, нашем родном городе, потому что каждый человек должен знать историю своей малой родины.

Был, говорят где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Я рассказала вам это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живёшь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы знаете свою республику, свой город. На партах лежат маршрутные листы. Первое задание, которое предстоит выполнить – это тест. В каждом задании подчёркивай правильный ответ.

3. Проверка домашнего задания. Выполнения теста.

Проверка. Заполнение листа рейтинга.

4. Работа над новой темой.

Учитель: Ребята, сегодня мы совершим заочное путешествие по улицам нашего города, узнаем, почему улицы получили такие названия.

А как вы думаете, что такое «улица»? (Высказывания детей)

Посмотрим значения слова «улица» в толковых словарях. (Словари Ожегова и Даля)

Для чего в городе нужны улицы? (Предположения детей)

Чтобы в городе можно было ориентироваться, улицам дают названия, домам и квартирам – номера. Названия города и улицы, номера дома и квартиры составляют адрес. Зная адрес, легко можно найти человека в чужом городе. В Саранске много различных улиц – больше 250. И у каждой своё название. Начнём своё путешествие с улицы, на которой расположена наша гимназия. Расшифруйте её название.

Анаграмма.

Сообщение об улице Комарова.

Дети, а какие улицы в нашем городе названы в честь известных космонавтов? (сообщения детей об улицах В.Терешковой, Титова, Гагарина.)

Другие улицы носят названия знаменитых людей, поэтов. Отгадайте название такой улицы.

Анаграмма.

Сообщение детей об улицах Пушкина, Полежаева.

5. Музыкальная пауза.

6.Продолжение.

Учитель: Иные улицы названы в честь больших и малых российских городов. Отгадайте название такой улицы.

Анаграмма.

Сообщение об улице Московской.

Учитель: Есть в нашем городе улицы, которые получили свои названия от городов-побратимов Саранска. Попробуйте отгадать названия такой улицы.

Шифровки.

Сообщения детей об улицах Гожувская, Ботевградская.

Учитель: У многих улиц есть старинные названия, которые теперь забылись. А между тем в этих названиях отражена история нашего города. Расшифруйте название такой улицы.

Шифровки.

Сообщения детей об улицах Красная, Рабочая, Большевистская.

Шифровки.

Учитель: Есть в нашем городе самая главная улица. Расшифруйте название такой улицы.

Сообщение об улице Советской.

Учитель: Наш город с каждым годом становится всё лучше и красивей. В будущем все мы хотим, чтобы он стал ещё лучше. Для этого нужно, чтобы дети хорошо учились, а взрослые – работали, чтобы каждый вносил посильный вклад в общее дело – поддержание порядка и благоустройство родного города.

7. Итог урока.

О чем узнали на уроке?

Что было самым интересным?

Какое задание оказалось самым трудным?



Классный час по профориентации

Классный час по профориентации

«КЕМ БЫТЬ? или ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

В рамках декады формирования оценочной компетенции.

Учитель: Филиппова Ирина Александровна

Саранск 2010 год

Цель:

- формирование оценочной компетенции;

- оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:- формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;- активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;- вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;- формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Оборудование:

Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, рекомендации в выборе учебного заведения.

План мероприятия:

Вступительное слово

Теоретический материал:

Кто я?

Профессиональный план

Многообразие мира профессий

Пути получения профессионального образования

Просмотр видеосюжета «Кем быть», обсуждение, оценка ситуации.

Оценка выбранных учащимися профессий по различным признакам

Выбор группы в зависимости от выбранной профессии, формирование групп по методике Климова.

Викторина «Угадай профессию»

Работа с рекомендациями по выбору учебного заведения.

Ход мероприятия:

Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».

Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».

Профессиональный план. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.

Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие.

Многообразие мира профессий.

Разделение труда. Общее разделение: промышленность, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение, просвещение, культура и др. Частное разделение: промышленность на добывающую и обрабатывающую. Единичное: цехи, участки, бригады и т.д.

Функциональное разделение труда. В рамках единичного происходит функциональное разделение труда: основные и вспомогательные группы работников. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. А профессии, в свою очередь, делятся на специальности и т.д.

Классификация профессий по Климову. Ориентировать в мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей.

Профессиограмма и псхограмма профессий. Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д.

Пути получения проф образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие проф образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (нач. общее, осн полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет эта таблица.

Просмотр видеосюжета «Кем быть», обсуждение, оценка ситуации.

Оценка выбранных учащимися профессий по различным признакам

Выбор группы в зависимости от выбранной профессии, формирование групп по методике Климова.

Викторина «Угадай профессию»:

игровая разминка «Придумай профессию» на буквы: _________

игра «Угадай профессию». Изобразить следующие профессии:

повар, врач, швея, плотник, пилот, художник, учитель, пожарный, фотомодель

игра «Самая-самая».

Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе;

Самая денежная – банкир, проф теннисисты, боксеры, модели;

Самая волосатая – парикмахер;

Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель;

Самая смешная – клоун, пародист;

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;

Самая опасная – сапер, каскадер;

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь

Тест для начинающего миллионера

При растущих темпах внедрения рынка не исключено появление новых миллионеров. Попробуйте узнать, есть ли у вас способность делать миллионы.

Вопросы 1. Каким способом легче всего делать деньги:

а) много работать, быть хорошо информированным, рисковать и, конечно же, вкладывать имеющиеся деньги в дело;

б) надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее;

в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководящей, или же заняться политикой?

2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас самую большую улыбку?

а) Дональд Дак;

б) Густав Ганс;

в) Догоберт Дак.

3. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побудить богатейших людей мира заключить сделку?

а) от 0,5 млн. до 1 млн.;

б) до 10 млн.;

в) десятки миллионов и выше.

4. С каким из этих высказываний вы согласны?

а) чем больше денег, тем больше удовольствия;

б) деньги означают власть;

в) деньги вызывают много зависти.

5. Известна ли вам так называемая игра «по письму»? Вы кладете в конверт небольшую сумму, ищите жертву, которая также платит, и в конечном счете ваше капиталовложение возвращается к вам в многократном размере. Какую роль вы готовы при этом играть?

а) не участвовать;

б) участвовать и зарабатывать при этом;

в) быть инициатором игры.

6. Придаете ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в разделе «Светская жизнь» в различных газетах?

а) я был бы очень этому рад;

б) нет;

в) обо мне и так часто пишут.

7. Каким способом можно выигрывать на скачках?

а) рисковать высокими ставками;

б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;

в) купить лошадь-победитель.

8. Кто, на ваш Взгляд, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богачом?

а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен; •

б) адвокат, врач, маклер, политик;

в) глава фирмы, издатель.

9. Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?

а) я готов ссудить своих приятелей деньгами. Когда-нибудь и они дадут мне взаймы; :

б) деньги и дружба несовместимы;

в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.

10. Будьте откровенны. Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением?

а) разумеется, я бы наслаждался этим;

б) я бы продемонстрировал свое наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока;

в) нет.

11. Куда вложили бы вы свои миллионы?

а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;

б) в акции и другие ценные бумаги;

в) я сделаю так, как решит моя жена (муж).

12. Если у вас уже есть 2 млн., будете ли вы стремиться заработать дополнительно?

а) не обязательно мелкую сумму, но от крупной не откажусь;

б) конечно;

в) нет, поскольку мне хватает.

Подсчитайте очки, исходя из следующих данных:

1. а) 6, б) 0, в) 3

2. а) 3, б) 0, в) 6

3. а) 0, б) 3, в) 6

4. а) 6, б) 3, в) О

5. а) 3, б) 0, в) 6

6. а) 0, б) 6, в) 3

7. а) 0, б) 3, в) 6

8. а) 0, б) 3, в) 6

9. а) 3, б) 6, в) О

10. а) 0, б) 3, в) 6

11. а) 3, б) 6, в) О

12. а) 3, б) 6, в) О

Сложите все набранные очки.

Если вы набрали от 0 до 23 очков, то это означает, что лучший способ разбогатеть лично для вас — либо удачно жениться, получить наследство, либо, наконец, играть в лотерею.

От 24 до 48 очков — богатство связано для вас с трудом. Избегайте финансовых спекуляций. Лучше всего делайте карьеру и займите кресло шефа. Даже если это не принесет вам желаемых миллионов, ваша жизнь все равно будет обеспечена в материальном аспекте.

От 49 до 72 очков — у вас самые лучшие шансы когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, вы разделяете деньги и дружбу. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо умножать свое богатство.

Использованная литература

1.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

2.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред.Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

3.Михайлевская, Е.А. Использование краеведческого материала для развития познавательного интереса учащихся / Е.А.Михайлевская // Ценностно-ориентированый подход как фактор развития творческой личности школьника (Педагогический опыт в современной школе): Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ф.И.Собянина, Э.В.Левченко. – Белгород: Издательство «Логия», 2005. – С. 69-76.

4.Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

5.Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов: Пер. с англ.- М.: ПРИН-ДИ, 1995. – 240 с.

6.Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

7.Уроки нравственности: Книга для учителя. – М.: ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2004. – 256 с.