классный час Нет вредным привычкам

МОУ Лизиновская СОШ

Классный час

«Алкоголь и будущее нации …»

Кобзарева Елена Анатольевна

2010г

Классный час

«Алкоголь и будущее нации …»

Цели:

Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.

Расширение кругозора учащихся.

Профилактика вредных привычек в школе.

Дать учащимся представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия.

Возраст 10 класс ( группа от 15до 25 человек).

Оборудование: компьютер с проектором, презентация.

Материал: два стакана с водой, акварельные краски, хлеб, медицинский спирт, две пробирки , сырое яйцо.

План .

Вводное слово учителя.

Статистические данные.

Формирование проблемы.

Демонстрация опытов.

Почему люди употребляют алкоголь?

Сравнительный анализ таблицы

Алкоголь и пищеварение.

Воздействие воды и алкоголя на головной мозг

Последствие алкоголя.

Тренинг в форме практического занятия.

Подведение итогов.

Вводное слово учителя.

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Тема нашего классного часа «Алкоголь и будущее нации …» .

В конце занятия вы должны закончить тему классного часа. (слайд 1)

Статистические данные

В современной России ежегодное потребление алкоголя на душу населения – 18 литров, тогда как по расчетам Всемирной организации здравоохранения уже при употреблении боле 8 литров начинается процесс вырождения нации. 30% населения России – бытовые пьяницы. Не менее 10% населения страны больны алкоголизмом. Алкоголизм, как вы знаете, это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его потребления, в результате человек как личность деградирует духовно и физически. (слайд 2)

Даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативное воздействие. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека собирает все свои силы и через какое-то время способен восстановиться.

Формирование проблемы

А что произойдет, если алкоголь буде попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять спиртные напитки? Чтобы ответить на этот вопрос давайте проведем эксперимент. (слайды 3-4)

Демонстрация опыта.

(работу выполняет один или два ученика)

Необходимо взять 2 неполных стакана с подкрашенной акварельной краской водой – синей и желтой. Стакан с желтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. Начнем в стакан с желтой жидкостью добавлять синюю. Что будет происходить? Сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет все больше принимать зеленый оттенок (ведь смешение желтого и синего цветов дает зеленый цвет), и наконец наступит такой момент, когда вся жидкость в стакане окрасится в зеленый цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдет все большее болезненное перерождение органов и систем.

Вывод: Недаром народная мудрость гласит: «Не пей, а то дети зелеными будут» (слайд 5)

Почему люди употребляют алкоголь?

Какие причины побуждают человека принимать алкоголь ? (ответы учеников)

- Алкоголь поднимает настроение, помогает развеселиться. На самом деле возникающая веселость – не здоровая, т.к. она вызвана расстройством нервной системы. Поэтому пьяные всегда развязны, болтливы, неосторожны, не контролируют свое поведение. В результате – ссоры, драки, не обдуманные поступки.

- Алкоголь помогает снят стресс, усталость. Это не правда, т.к. алкоголь сильный депрессант (он притупляет способность ясно мыслить, снижает самоконтроль) и может у человека вызвать еще больший стресс, депрессию, и мысли о самоубийстве.

- Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с близкими людьми. Но сколько не выпей – проблемы все равно останутся, а из-за пьянства к ним добавятся новые.

- Алкоголь полезен, особенно вино. (слайд 6)

Сравнительный анализ таблицы.

Многие подростки считают, что пиво не является алкогольным продуктом и его можно употреблять в неограниченных количествах, что оно абсолютно безвредно для вашего организма. Давайте проанализирует, какой состав входит в пиво и в молоко.

Для этого мы обратимся к схеме (слайд 7)

«Сравнительный состав одного литра пива и одного литра молока»

1 литр пива

1 литр молока

Воды – 915 грамм

870 грамм

Углеводов – 43 грамма





47 грамм

Азотистых веществ – 5 грамм

Белков – 34 грамма

Алкоголя — 37 грамм

Жиров 38 грамм

+ кобальт, медь.

Витаминов – 7 грамм + микроэлементы

Вывод. Из данной схемы видно, что алкоголь вовсе не полезен. Это докажут нам и опыты, которые мы проведем:

Алкоголь и пищеварение.

Опыт № 1. Действительно ли алкоголь способствует пищеварению?

Возьмем две пробирки, куда поместим – в одну, с водой – хлеб, в другую – хлеб и спирт. Видно, что в пробирке с водой хлеб растворился без остатка, а в пробирке со спиртом хлеб стал черным и не растворился.

Вывод: спирт не способствует пищеварению.

Воздействие воды и алкоголя на головной мозг

Опыт № 2. «Как вода и спирт действуют на мозг?»

Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В пробирку с яичным белком добавим воду.

Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с яичным белком добавим спирт. Белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”.

Вывод. То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.

Последствие алкоголя.

Часто задают вопрос: “Можно ли пить умеренно?” Многие считают, что умеренное потребление спиртных напитков не вредно, но алкоголь- это тот же наркотик и, принимая его, человек начинает приобретать зависимость. Никто не может дать 100% гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.

Примеры последствия действия алкоголя:

№1. Из 100 возможных очков снайпер до приема алкоголя выбил 96 очков, а после того как выпил 50 гр. алкоголя – 26 очков. (слайд 10)

№2. В одном из домов инвалидов обследовали детей. Из 137 умственно отсталых детей, только у 9-ти были психически больные родители, у остальных 128 родители были алкоголиками.

Для пьянства есть любые поводы:

Поминки, праздник, встречи, проводы,Крестины, свадьба и развод,Мороз, охота, Новый Год,Выздоровленье, новоселье,Печаль, раскаяние, веселье,Успех, награда, новый чинИ просто пьянство без причин!

Согласно исследованиям, у подростка, начавшего регулярно употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет, психологическая зависимость развивается за один год, в 15-17 лет в течение двух — трех лет, с 22-25 лет в пять-семь лет. (слайд 11)

Алкоголь пагубно влияет на все органы и системы подростка. При концентрации 0,5-0,6% алкоголя в крови (0,5 литра водки соответственно) у подростка может наступить смерть.(слайд 12)

Принятый внутрь алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь. Особенно быстро всасывается из напитков, содержащих углекислый газ (пиво, шампанское).

Максимальная концентрация алкоголя в крови устанавливается обычно уже через 30 минут (если он был принят натощак) и через 1-1,5 часа при основательной закуске.

Тренинг.

Однако в жизни у многих людей бывает ситуация, когда им предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться. Умение отказываться разными способами от чего-то ненужного и нежелательного, крайне важно для человека.

Сейчас мы разыграем практическую ситуацию

Ход практического занятия.

Группа разбивается на тройки (путем расчета на “первый-второй-третий”). В каждой тройке первый номер получает задание уговорить второго отдать ему какую-то личную вещь. Задача второго номера – отказать в этом. Третий номер является наблюдателем и определяет, какие формы отказа использовал второй номер.

Когда работа будет проделана наблюдатели выписывают возможные формы отказа на доске. При этом следует отметить, что в зависимости от ситуации выбирается та форма отказа, которая является более или менее категоричной.

Примерно подобный список можно представить следующим образом (формы отказа здесь представлены, начиная наиболее мягкой и заканчивая наиболее жесткой):

Объяснить причины отказа

Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое)

Сделать вид, что не слышал

Просто сказать “нет” (не споря и не объясняя причины отказа)

Сказать “нет” и уйти

Уйти или убежать, ничего не говоря

Вывод. Чем опаснее является идущее от кого-то предложение, тем более категоричнее должен быть отказ.

Подведение итогов.

Алкоголь ослабляет организм;

тормозит формирование и созревание его органов и систем;

в некоторых случаях вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы.

Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.

Ребята, как мы завершим тему нашего классного часа: «Алкоголь и будущее нации …» (ребята завершают фразу) (слайд 13)

Всем спасибо, до новых встреч.