классный час Мой народ моя гордость

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Боханская средняя общеобразовательная школа №2

Классный час:

«Мой народ, моя гордость»

Выполнила: Павлова Алена Витальевна

Учитель технологии

МБОУ Боханская СОШ №2

Бохан 2012г

Тема классного часа: « Мой народ, моя гордость.» Народные традиции и обычаи бурятского народа. Праздник Белого месяца – Сагаалган.

Цели урока: 1. познакомить учащихся с традициями и обычаями бурятского народа в праздновании Сагаалгана, донести до учащихся мысль о необходимости сохранять не только народные традиции, но и природные богатства, показать взаимосвязь: экология души – экология природы;

2. развивать умение сопоставлять и сравнивать факты, делать выводы;

3. воспитывать уважение и понимание к народным обычаям и традициям, воспитывать в душах учащихся любовь и заботу к родному краю, к земле, на которой они живут.

Ход урока.

Организационный момент, объяснение целей и задач урока.

(Слово учителя) Здравствуйте, ребята .Мы живем с вами в Усть – Ордынском бурятском округе, где проживают по большей части русские, буряты, а также и другие национальности. Мы вместе встречаем Новый год, Рождество, на Масленицу печем блины, на Пасху красим яйца и готовим куличи. А еще мы встречаем «Сагаалган» или праздник Белого месяца.

Сегодня на нашем уроке мы узнаем что это за праздник и как его празднует бурятский народ.

II. Литературный настрой, поэтическая «минутка».

(Выразительное чтение учащимся стихотворения А. Бадаева «Белый месяц»)

В гости к нам приходит месяц,

К нам приходит месяц белый,

В нашу праздничную юрту

Как седой улигершин:

Мудрый, старый, долгожданный,

С бородой заиндевелой из безмолвия седого

Он себе одежды сшил.

Новый год идет с ним вместе,

Входит в юрту скотовода,

Где олбон расстелен белый,

Где довольство и покой.

Здесь ему ужасно рады:

Ждали все его прихода.

Раздает он всем подарки

Доброй белою рукою.

Дому – дарит он ребенка,

Стаду – милого ягненка,

Ну, а главное – год жизни

Щедро дарить всем подряд.

Мы его отведать просим

Молоко, тараг, сметану —

Пищу белую бурят.

И чиста душа у гостя-

Чище снега, чище мела.

И белее белой пищи

Новогодний лунный свет,

Потому, что здесь собрались –

В юрте праздничной

И белой, те, чьи мысли и поступки

Чисты были с детских лет.

Переход к теме урока:

Обитатели нашей планеты по движению Луны и Солнца в самом начале своей жизни заметили, что через известный промежуток наступает период времени, являющийся буквально повторением предыдущего.

Эти периоды были: сутки, месяцы, годы. Ознаменование наступления нового периода могло быть только в конце года, так как этим как бы завершается один целостный период. В течение года совершается известный оборот и в хозяйственной жизни. Поэтому у всех народов рано появился обычай ознаменовывать наступление нового периода празднованием «нового года»

С давних времён народы Центральной Азии стали пользоваться лунным календарём. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современным общепринятым календарём, рассчитанным на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится большей частью на разные числа февраля месяца по солнечному календарю. Этот период года у скотоводов связан с завершением годового хозяйственного цикла, когда минует суровое зимнее время, начинается потепление и вместе с ним пробуждение природы от зимней спячки. Это время связано с массовым приёмом приплода у скота, началом изобилия молочной пищи.

Сагаалган – это новый год по восточному календарю, традиционный праздник , который широко отмечают на территории Бурятии. Отмечают его все от мала до велика.

Одна из версий названия праздника – «творожный месяц», то есть месяц, когда на столах кочевников скотоводов появлялся творог(цага). Эта версия относит нас к традиции осеннего нового года, когда скотина уже не дает много молока,»саган» можно переводить как «творожный месяц». Но есть и другие версии происхождения названия. Конец зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первым со словами – «сагаалагты».

Возможно, отсюда и происходит название Сагаалган, как праздник молочной пищи. Месяц же в котором происходит Сагаалган , называется – белый месяц.

Гостеприимен мой народ бурятский

И гостю – он знаком иль не знаком,

Повсюду, где горит огонь очажный

Он преподносит чашу с молоком.

Праздник Белого месяца имеет древние корни. Но было время, когда на него был наложен запрет. В послереволюционные десятилетия, в годы социалистического строительства и культурной революции, развернулась острая борьба с религией и церковью. В Бурят-Монголии вместе с религией и церковью были объявлены реакционными, антисоветскими многие духовно-культурные ценности, народные традиции и обычаи, праздники, в том числе и Сагаалган, который признавался чисто религиозным праздником и которому не должно быть места в новом обществе. В 20-30-х годах Сагаалган был просто запрещен, а те, кто праздновал его, преследовались. В послевоенные годы традиции сагаалганского празднования вновь ожили и постепенно восстановились, приобретя новое содержание и формы. История показывает, что подлинно народные ценности и традиции, народные праздники, несмотря ни на какие запреты, не исчезают, не отмирают. Поэтому бурятский народ с большим одобрением встретил Указ Президиума Верховного Совета Бур. АССР от 24 января 1990 г. «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника». А это значит: возрождается наша нравственность и духовность, оживают народные традиции и обычаи, которые некогда были утрачены. И мы должны осознать не только необходимость сохранения нашего духовного наследия, а также позаботиться и о сохранении природных богатств; необходимо четко понять – у человека нет будущего без живой природы. У бурятского народа богатые исторические и трудовые традиции, богатейшие традиции гармоничного взаимодействия человека с природой. Сейчас мы все ощущаем экологические бедствия. Разрушаемая нами природа нас и губит. А ведь это происходит и от того, что мы высокомерно отвергаем былые традиции Сагаалгана. Давайте жить в ладу не только со своей совестью, но и в ладу с природой.

История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в XIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингис-хана. После образования в XIII веке империи монголов последние вошли в соприкосновение с более культурными народами. Особенно большое влияние оказали на монголов китайцы. Под их влиянием в Монголии был введен лунный календарь, который в старину был распространен во многих государствах Азии. По этому календарю Новый год приходится на 1-е число первого весеннего месяца. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современными общепринятыми календарями, рассчитанными на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится на разные числа февраля по солнечному календарю. Традиция празднования Сагаалгана свято почиталась и почитается бурятами. Люди желают в этот праздник друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Прекрасно сказал об этом празднике поэт Баир Дугаров

(Чтение отрывка из стихотворения Б. Дугарова «Праздник Белого месяца»)

В праздник Белого месяца (так у нас повелось)

Людям надобно встретиться — чтоб светлее жилось,

Чтоб убавилось горе, чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем голубело всегда».

Сагаалган – семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют близких и дальних родственников. В последний день старого года – бутуу удэр (завершенный, полный) устраивается праздничный пир. По обычаю разламывают сваренную кость барана или коровы. В этот день положено есть до «полноты в желудке», чтобы в новом году жизнь была сытой, счастливой. Обязательно угощение молочными продуктами.

Белый цвет испокон веков буряты считали «хорошим» цветом, приносящим счастье, добро, удачу и всё «светлое» (счастливое). В Сагаалган все должно быть белым: начиная с белых шелковых хадаков и других белого цвета подарков, подносимых друг другу в «белый месяц», и заканчивая только «белыми», чистыми, добрыми помыслами в душе, исключающими «черные», недобрые мысли, зло и плохие намерения. Поэтому в Сагаалган целый лунный месяц говорили друг другу добрые слова и самые лучшие благопожелания, особенно детям. Уделяя им повышенное внимание, желали им поскорее вырасти «большими — большими белыми» парнями или девушками, при этом указывали на высокий потолок или другой высокий предмет.

А в дацанах в самый канун Нового года проводится молебен о здравии и благополучии собравшихся верующих. К вечеру совершается ритуальное представление — сжигание дугжубы — предмета наподобие пирамиды, украшенной вырезанными из плотной бумаги фигурами, изображающими языки пламени. На вершине пирамиды укрепляется вылепленный из теста череп. Это действо символизирует очищение путей, ведущих к Новому году, от всякой скверны, от всего того, что мешает человеку быть чистым в своих помыслах и делах.

До революции у бурят не принято было запоминать или записывать дату рождения человека. Было установлено, что человеку в Сагаалган прибавляется один год. Таким образом, это был коллективный именинный день для всех бурят Забайкалья. В день Сагаалгана необходимо поздравить своих родственников: родителей, бабушек, дедушек и преподнести им подарки. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год. Люди в этот праздник приветствуют друг друга особым образом — золгохо. Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого. Оба произносят благопожелания. Это означает, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны.

В дни Сагаалгана чрезвычайно порицались всем населением пьянки, драки, ссоры. Между всеми людьми поддерживались добрые отношения. Это имело большое воспитательное значение и превращало Сагаалган в необыкновенный праздник — праздник очищения от скверны, плохих намерений и поступков, в праздник примирения, прощения обид. Грехом считается в эти дни ругаться, сквернословить и драться.

Во время празднования Сагаалгана проводились различные игры и состязания. Юноши и мужчины соревновались в ловкости, в силе, в меткости стрельбы из лука, в умении управлять конем. Самому достойному по итогам состязаний присваивалось звание «Батор Белого месяца». Следуя традициям, давайте и мы проведем небольшие состязания. (Между юношами проводятся соревнования в перетягивании каната, в меткости метания дротиков, а также игра «бой петухов». Победителя награждают лентой с надписью «Батор Белого месяца»).

Большого искусства достигали хозяйки в канун Сагаалгана, когда молочная пища являлась не просто угощением, а символом благополучия в наступающем году. Почетным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, готовились буузы(позы), пельмени, саламат, варился бухлер. Хозяйка готовила творог, тараг, айраг(кислое квашеное молоко), сушеные пенки и множество других изысков. Традиционно праздничная молочная водка подавалась только тем, кому уже исполнилось полвека. Эти уважаемые люди, воспитавшие детей и поставившие свое хозяйство, могли себе позволить расслабиться именно таким способом. Но только они.

IV. Заключительная часть урока. Итоги. Выводы. (Слово учителя).

Вот и подошел к концу наш с вами урок, в течение которого мы узнали о том, как справляется Новый год у бурятского народа. Кроме того мы поговорили с вами об экологии, о вопросе, который сейчас является наиболее актуальным, т. к. все меньше остается уголков нетронутой, девственной природы. Так будем же достойны славных дел и обычаев наших предков.

Пусть помыслы осуществляются.

Желанья — исполняются!

Людских судеб верша круговорот.

Да осенит всех счастьем небосвод!

Сокровищница жизни и добра

Земля да будет на дары щедра!

Пусть в очаге пылает вековой